Е. Иваницкая
Шаг во "Свояси"
Шаг во "Свояси"
М. Холмогоров. Авелева печать.: Роман, повести.
М.: "Книжный сад", 1995 — 494
с. 2 000 экз.
Издательство "Книжный сад" решительно
и отважно делает ставку на современную русскую "серьезную" литературу,
знакомя читателя с образцами новейшей прозы, поэзии, критики.
Том избранных произведений московского прозаика Михаила Холмогорова
включает в себя сочинения, печатавшиеся прежде (роман "Ждите гостя",
повести "Свояси", "Березовые джунгли", "Ушелец"),
и новую повесть "Завет" — остросатирический, политически ориентированный
памфлет-гротеск.
Название книги не повторяет заголовков
ни одного из включенных в нее произведений, сразу привлекая настороженное
внимание читателя. Всем понятно, что такое Каинова печать, но что же такое
Авелева? М. Холмогоров поднимает до уровня символа характер, образ мыслей
и образ жизни тех трагических одиночек, которые упрямо сопротивляются затягивающему
течению тоскливой и лживой жизни, течению, вполне устраивающему вольных
или невольных Каинов.
Положительный герой Холмогорова
— человек, не соглашающийся "жить по лжи". Роман и повести переносят
читателя в эпоху так называемого застоя, о котором сейчас не только ностальгически
вздыхают, но и агрессивно вопят: "При коммунистах было лучше!"
Как же коротка память?
... В то время, когда страх из
острого и резкого стал хроническим и унылым, когда всеобщая подозрительность
из паранояльной превратилась в ленивую и привычную, когда ежеминутные унижени
настолько проникли в костный мозг, что уже почти и не замечались благонамеренными
гражданами-товарищами, когда всеобщая ложь настолько затопила все вокруг,
что возник самоспасительный девиз: "Дом — работа — гастроном. Сиди
и не рыпайся!"
Естественно, стоило хоть одному
человеку заикнуться правдой, как рушились принятые "правила игры",
и на несчастного бунтаря-Авеля всей своей силой наваливалась Каинова Система.
Здесь писатель ставит вопрос о границах и пределах уступок и компромиссов,
вопрос, далеко выходящий, по сути своей, из границ "застойного"
времени. Что может человек "уступить", оставаясь самим собой?
Оставаясь человеком? Какой еще шажок — может быть, вот именно этот? —
превращает тебя из Авеля в Каина?
В романе "Ждите
гостя" повествование ведется от лица героя, который не замечает (или
не хочет замечать?), как шаг за шагом, компромисс за компромиссом он неуклонно
движется от Авеля к Каину. Герою-повествователю, Николаю Марандину, автор
дал и ум, и красоту, и увлеченность, но не дал ему (в соответствии с "правдой
жизни") нравственного стержня, готовности к жертве ради правды. Поэтому
герой-повествователь подпадает под отрицательное обаяние своего непосредственного
начальника в каком-то НИИ Ивана Тенаря. И ни тот ни другой не сознают,
что жизнь — одна, что она трагична и беспощадна независимо от внешней
ватной лжи — каких бы то ни было эпох "застоя". Сквозь пошлые
дрязги столичного института просвечивает вечная архетипическая основа,
которую не дано понять ни одному, ни другому герою, а ведь они соответствуют
двум легендарным образам Дон-Жуана: Дон-Жуан де Маранья (изменник и предатель,
но совестливый, каждый раз искренне любящий и обреченный на вечное раскаяние)
и Дон-Жуан де Тенорьо (самодовольное и самоупоенное зло, обреченное каменной
деснице Командора).
Так называемый "застой"
унижал человека не только государственно, но и бытийно, заставлял его забывать
не только о том, на что он имеет право как гражданин, но и о том, на что
он имеет право как неповторимое мыслящее, страдающее существо, ищущее собственный
путь.
В прозе М. Холмогорова неизменно заявлено жесткое
противостояние — лжи и правды, компромисса и верности, извечного и привнесенного
— отсюда и мотив двойничества: Москва юности и надежд трагически сопрягаетс
с Москвой — столицей эпохи лжи.
Гневный сарказм, водящий
пером автора в повестях "Ушелец" и "Завет", не дает
остановиться вовремя, поэтому повести, заключающие книгу, кажутся, увы,
растянутыми.
Что же касается самой полиграфии, то очень
печально, что уже третий читатель, который попросил у меня томик "Авелевой
печати", вынужден был оправдываться: "Нет, нет, я читал аккуратно,
но страницы сами выпадают!"
Е. Иваницкая
|