Николай Эдельман. — Сверхновая F. & SF. (Москва).
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Николай Эдельман. — Сверхновая F. & SF

На полпути к грядущему

Сверхновая F.&SF. (Москва). № 37—38, 39—40.

Быть может, немного символично, что “сверхновыми” называются звезды на самом последнем этапе своего существования, которое завершается катастрофическим взрывом галактических масштабов. Что-то подобное взрыву сверхновой можно усмотреть в истории того жанра литературы, который принято называть “научной фантастикой”. С давних пор существуя на периферии литературного мира, она неожиданно испытала бурный расцвет сперва в 1940—1950-е годы в США, а затем, уже в 1950—1960-е годы — и у нас в стране, породив целое созвездие блестящих авторов, творчество которых и по сей день остается эталоном жанра. С тех пор фантастика заняла прочное место в сферах жанровой литературы, однако постоянный интерес со стороны читателей, к сожалению, сопровождался переходом фантастики в чисто развлекательную область и утратой ею своего статуса как инструмента для размышлений о том грядущем, к которому нас влечет стремительное развитие науки и общества. И одной из попыток если не вернуть фантастике эту роль, то хотя бы напомнить о ее славном прошлом является издающийся в Москве журнал “Сверхновая”.

“Сверхновая”, заявленный как ежеквартальник, в действительности выходит гораздо реже — сдвоенный номер 37—38 был подписан в печать в 2004 году, а следующий № 39—40 — уже в 2007-м. Тираж, впрочем, довольно солидный — 10 тыс. экземпляров. Издаваться журнал начал еще в 1994 году, под названием “Сверхновая американская фантастика”, но при невозможности выходить точно в срок стал испытывать проблемы с финансированием и закрылся бы, если бы не энтузиазм его нынешнего главного редактора Ларисы Михайловой, которая читает спецкурс по истории современной фантастики на факультете журналистики МГУ. Там с 1996 года и обосновалась редакция журнала.

Основную свою цель издатели по-прежнему видят в знакомстве российского читателя с современной американской фантастикой, что оказалось возможным благодаря партнерству “Сверхновой” с американским журналом “Fantasy and Science Fiction”. Соответственно, около половины объема журнала действительно составляют рассказы американских авторов, но ими дело не ограничивается. По словам главного редактора, “…задачи у нас все те же: развитие современной фантастики, сохранение памяти о таких великих фантастах, как, например, Иван Ефремов, привлечение новых любителей фантастики в нашу среду, предоставление возможности молодым авторам развивать свой талант” (из интервью в газете “Московский университет”. № 36, ноябрь 2007). Помимо переводных рассказов, некоторое место на страницах журнала отводится и молодым отечественным авторам. А в соответствии со стремлением увязать развитие фантастики с общим состоянием и эволюцией общества значительную часть журнала — не менее половины — занимает публицистический раздел, посвященный актуальным вопросам научно-технических исследований.

Не забыта и история фантастики. Так, в обоих рецензируемых номерах помещены интересные материалы, посвященные именно упомянутому выше И.А. Ефремову: “Великое кольцо будущего” — взятое у Ефремова в конце 60-х годов интервью, и воспоминания В. Тринева, которому приходилось встречаться с Ефремовым в последние годы его жизни. И то, и другое, помимо любопытных подробностей о личности и мировоззрении Ефремова, представляет в достаточно неожиданном ракурсе творчество этого выдающегося автора. В номере 37—38 помещены также две не издававшиеся ранее работы К.Э. Циолковского, позволяющие судить о той атмосфере, в которой люди впервые начали всерьез задумываться об освоении космоса.

Не думаю, что генеалогически “Сверхновая” происходит от фэнзинов — полусамодельных фанатских журнальчиков, — но в идейном плане она сохраняет с ними несомненную связь. Дополнительное сходство с фэнзинами журналу придает невысокое качество полиграфии, очевидно, объясняемое скромной финансовой базой — серая бумага, слепенькие иллюстрации, любительский дизайн, — но здесь главным образом речь идет о стремлении навести и сохранить связи с различными неформальными объединениями любителей фантастики, особенно с “треккерами” — поклонниками американского фантастического телесериала “Стартрек” (“Звездный путь”). В обоих номерах помещены репортажи с конвенций (слетов) российских треккеров, а в номере 39—40 можно найти и обширный материал, посвященный собственно этому сериалу и его истории. Наконец, на последних страницах журнала помещается небольшой раздел “Новости науки и курьезы”, чем-то роднящий его с изданиями вроде “Юного техника”, хотя такая аналогия выглядит вполне уместной, ведь этот молодежный журнал тоже долгое время выполнял роль одного из основных популяризаторов фантастики в нашей стране.

Что касается не структуры “Сверхновой”, а ее идеологии, то редакция стремится к тому, чтобы каждый номер был посвящен какой-либо конкретной теме. Так, темой номера 37—38 являются взаимоотношения человека с космосом, а номера 39—40 — такая злободневная проблема, как экология. В большем или меньшем соответствии с заявленной темой подбираются рассказы — которые, следует отметить, представляют собой нечто существенно большее, чем “жвачку для мозгов” или просто упражнения автора в фантазиях на вольную тему. Как правило, в каждом из них поднимается какая-либо проблема, а их авторы смотрятся вполне достойными наследниками великих имен золотого века фантастики. Как и те титаны, нынешнее поколение фантастов умеет использовать свой жанр для размышлений на актуальные вопросы, в число которых входят феминизм и гендерные проблемы, взаимоотношения поколений, религия и многое другое. А ведь именно такое отношение к фантастике как к орудию для познания возможного будущего и обусловило необычайную популярность жанра в середине прошлого века.

В соответствии с темой номера находятся и публицистические материалы — так, в номере, посвященном космосу, помещены отрывки из книги Ю. Усачева “Дневник космонавта”, даже в весьма фрагментарном мире дающие возможность почувствовать, что это такое — жизнь на орбите (а ведь позор, что до сих пор в космосе не побывал не то что писатель или поэт, но даже ни один профессиональный журналист), а также материалы, освещающие мало- или совершенно неизвестные стороны советской космической истории: это статьи “Лунная программа СССР” (Р. Мэнн) и “Полет человека на Марс — главная цель творчества С.П. Королева” (В. Бугров). В номере про экологию заслуживают внимания материалы А. Чумакова “Замкнутый цикл: ТБО” (твердые бытовые отходы), Н. Маркеловой “Феномен бактерий-хищников” и Б. Берри “Изменения климата, погода и обман века” (автор последней статьи, кстати, опровергает общеизвестную теорию о глобальном потеплении, якобы вызванную жизнедеятельностью человека). Хотелось бы только посетовать на то, что статьи эти не всегда выглядят подходящими для литературно-художественного журнала, более заслуживая публикации в специальных изданиях. Хотя, с другой стороны, попытка ознакомить широкого читателя с состоянием дел в актуальных научных дисциплинах тоже заслуживает всяческого поощрения.

Николай Эдельман

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru