Мария Галина
Мечты и звуки
Литературное радио в Интернете
В сети, куда постепенно перемещается и телевидение, и радиовещание, вот уже год существует http://www.litradio.ru — “Литературное интернет-радио” — первый, как пишут организаторы, радиопроект (как среди FM, так и среди интернет-радиостанций), полностью посвященный современной русской литературе. Это первое радио, в “эфире” которого большую часть времени будет звучать не музыка и даже не проза, а поэзия”.
Впервые идея этого проекта возникла в 2004 году, когда он был задуман и разработан совместными усилиями журнала “Сетевая поэзия” (ныне — “Современная поэзия”) и сайта www.rukomos.ru (сайт лито “Рука Москвы”). Однако реализован он не был. “Осенью 2005 года, — пишут организаторы, — сайт www.litafisha.ru анонсировал серию прямых аудио- и даже видеотрансляций матчей Открытого командного чемпионата Москвы по поэзии “За стеклом”, однако и этот проект по техническим причинам реализовать не удалось. Летом 2006 года к идее литературного интернет-радио самостоятельно пришли кураторы проекта www.ctuxu.ru Денис Сибельдин и Виктор Черненко, ранее имевшие опыт организации интернет-конкурса звучащей поэзии. В результате в начале 2007 года, объединив свои усилия, энтузиасты идеи литературного интернет-радио из обеих команд смогли реализовать проект Литературного интернет-радио, представленный вашему вниманию”.
Итак, “Литературное радио”. Авторы идеи — Денис Сибельдин и Виктор Черненко, генеральный продюсер — Юрий Ракита. Вещает 24 часа в сутки. Будучи задумано поэтами, которых привычно называют “сетевыми”, это радио, тем не менее, очень быстро охватило едва ли не все московское литературное пространство, да и не только московское. Например, здесь можно найти записи поэтических фестивалей, таких как Вологодский М-8, или беспрецедентного проекта “Поэтический марафон. Френдз онли” — ежевечерних литературных чтений, посвященных апрельскому Дню поэзии на площадках “Культурной инициативы”. Все это можно найти в рубрике “Архив”, а если слушать литрадио постоянно и следить за объявлениями, то можно попасть и на прямую трансляцию с места того или иного литературного события.
Цель и задачи проекта сформулированы на главной страничке несколько казенным языком — как это почему-то всегда бывает в таких случаях, даже когда речь идет о словесности, но сами по себе обширны и благородны.
Итак, цель: популяризация и информационная поддержка современной русской литературы и поэзии.
Задачи: информационная поддержка и популяризация офлайновых литературных мероприятий — вечеров, фестивалей и других форм литературных и поэтических выступлений; популяризация современной звучащей литературы и поэзии; консолидация русскоязычной литературной аудитории по всему миру; активизация литературного процесса на местах, сбор и распространение информации о региональных литературных мероприятиях; развитие и популяризация жанра литературного аудиоклипа (литературно-музыкальной и музыкально-поэтической композиции).
Синтетическое искусство нынче в моде — есть проект Ульяны Заворотинской “Короед.ком.” (клипы на стихи современных поэтов), в клубе “Дом” недавно (в конце апреля) прошел фестиваль “Поэтроника”, где поэтический ряд накладывался на музыку, да еще плюс запредельная, неземная подсветка; художник Владимир Смоляр представил сразу несколько интересных синтетических проектов, среди которых — “Бестиарий”, в котором с десяток современных поэтов (включая запись покойного Д.А. Пригова) читают стихи, каждый про свое “тотемное” животное, положенные на музыку самых актуальных современных композиторов. Так что интерес к синтетическому искусству со стороны Литературного радио неудивителен.
Интересно другое. Сейчас все большую активность в сетевом литературном пространстве набирает уже известная читателю “Знамени” “Новая литературная карта России”, где есть свои блоки “саунд-поэзии”, свои литературные новости, свои странички, посвященные фестивалям, и т.п. Как в этих условиях “разойтись” с молодым, но энергичным и многоохватным проектом?
Как ни странно, подобное возможно за счет камерности, интимности: авторские колонки, беседы, “короткий жанр” (2—3-минутная реплика или серия реплик известного литературного персонажа по некоторому поводу или вовсе без повода), или, наоборот, подробного, развернутого разбора текста, подчеркнуто индивидуализированного.
Авторские колонки — одна из самых интересных сторон проекта. “Литпроцесс и окрестности” (время выхода в эфир — четверг, 21:00. Повтор в пятницу, 15:00), непредсказуемые “Контексты” и “Фенологическое заметки” (время выхода в эфир — вторник, 14:00. Повтор в воскресенье, 20:00) ведет Евгения Вежлян. “Допрос с пристрастием” (время выхода в эфир — вторник, 20:00. Повтор в среду, 15:00) — Сергей Арутюнов. “Фенологические заметки” — судя уже по их названию, да и программному объяснению автора программы, об атмосфере. И — “не только по поводу литературы, но и по поводу того, что ее касается”. О тех, кто делает погоду в литературе. Это коротенькие высказывания автора программы и одновременно ведущей на самые разные темы. Обозначить их можно вслед за старинными трактатами “о том-то и о том-то”: “о несоответствии истинного и “тусовочного” поэтического рейтинга”, “о Дмитрии Кузьмине и виртуальной литературной учебе”, “о великих писателях земли русской с феминистической позиции” — всего 18 выпусков (ко времени, когда эта статья выйдет, их станет больше). Каждая заметка — не более двух-трех минут. Заметки живые и весьма язвительные — погода литературная все же побурнее обычной.
“Литпроцесс и окрестности” — передача более, если так можно выразиться, дружелюбная. Здесь речь идет о событиях, точках зрения и биографиях. О премиальном процессе, о новых литературных изданиях, о литературных репутациях, о литературной моде. Так и напрашивается “о королях, о капусте”. Скажем, поэт, прозаик и культуртрегер Леонид Костюков рассказывает о своем взгляде на итоги премии Казакова и на судьбы рассказа как жанра (выступление Костюкова на вручении премии в музее Цветаевой было достаточно резким).
Поэт Максим Амелин рассуждает о литературной иерархии и литературной репутации поэта — в связи с резкой статьей Евгения Абдуллаева о бобовых королях в поэзии, опубликованной в журнале “Арион”.
Критик Валерия Пустовая рассказывает о последних тенденциях прозы и крупных литературных премиях — в частности “Русском Букере” и Александре Иличевском, ее последнем лауреате.
Как мы видим, программа оперативно отвлекается на все мало-мальски значимые события и находит удачные фигуры для комментирования. Каждая передача длится чуть меньше часа — за это время вопрос можно обсудить, если не всесторонне, то спокойно и не торопясь.
“Контексты” — программа о писателях и поэтах, или, если перефразировать предварение Евгении Вежлян, литературоведение при живом авторе. Чем автор дышит, что его окружает, как он видит себя в современной литературе и в мире, что помогает ему писать, что мешает, как он относится к тем или иным внелитературным вещам, поскольку (цитирую) “лучшим комментарием к автору является сам автор”.
Наверное, мало кто из авторов способен устоять перед соблазном поведать миру о себе и своем творчестве подробней, чем это можно узнать из его текстов. А заодно использовать “Контексты” как поэтическую площадку. Поэтому разговор почти гарантированно получается живой и неожиданный. Например, с Валерием Нугатовым можно поговорить о литературном эпатаже как стратегии, а заодно и рассказать слушателям о новой книге Нугатова — “Фриланс”.
С Вадимом Муратхановым — о “Ташкентской школе”, об экзотике в русской поэзии, а заодно и о его новой книге стихов “Ветвящееся лето”, вышедшей в серии “Русский Гулливер”. Длительность каждой передачи — тоже около часа. Все три формата — очень удачны и органичны, — и для автора, и для данного формата — хотя есть опасность, что “Контексты” и “Литпроцесс и окрестности” сомкнутся слишком тесно.
“Допрос с пристрастием” — авторская программа Сергея Арутюнова, “Аруты”, критика жесткого и энергичного, где он, по его собственной формулировке, “пытается выпытать у поэтов их сокровенные тайны”. Однако на деле все гораздо мягче, чем кажется, — вдумчивый разговор с автором об особенностях его работы, а заодно — и о важных подробностях его биографии. Оказалось, Санджар Янышев первоначально интересовался музыкой и даже планировал для себя карьеру композитора; однако предпочел слово нотной записи.
Василина Орлова рассказывает о своем интернет-издании “Новый Органон” (надеюсь, мы посвятим ему отдельную колонку), о традиции и кризисе “толстых” журналов. Поэты Максим Лаврентьев и Алиса Ганиева — о новом литературном объединении “Дети Ампира”…
Литературное радио, как уже говорилось, вещает круглосуточно. В перерывах между передачами, там, где на других программах звучит музыка, здесь читают стихи. Сергея Гандлевского, Анны Русс, Игоря Белова, Игоря Меламеда, Андрея Родионова…
Проект еще не использовал все свои возможности, однако уже ясно — перед нами одно из самых интересных и многообещающих интернет-начинаний последних лет. Из тех, что делают литературное пространство действительно общим и всепроникающим. А на подходе еще программа, посвященная прозе (проза на слух воспринимается труднее, тяжелее, чем стихи, так что ведущему придется решать нелегкие задачи), и дальнейшее формирование литературного архива (фестивали, авторские программы, поэтические голоса). Ни у одного литературного поколения раньше не было такой возможности оставить потомкам свой живой голос, а уж они будут разбираться — кто подлежит бессмертию, а кто — забвению. Но портрет не только поколения, всей литературной ситуации останется. С поправкой на то, что перед микрофоном все стараются казаться лучше, чем на самом деле.
Мария Галина
|