Мария Галина.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Мария Галина

Осенний улов

Сеть и поэтические фестивали

Раз в два года, осенью, на улицах Москвы, особенно в центре — где-то в районе “Пирогов на Никольской” или “Билингвы”, а то и рядом с “Ленинкой”, — можно встретить возбужденные группки людей весьма поэтического вида. Это участники Московского фестиваля поэтов — поэтического биеннале. Обычно такие биеннале бывают тематическими; скажем, позапрошлое было посвящено поэтам русской провинции; прошлое — “зарубежным” поэтам не только русской поэтической диаспоры, но и поэтам украино-, белорусскоязычным. К тому времени, когда выйдет этот текст, очередное — пятое — Московское поэтическое биеннале уже состоится. И в этом году оно должно быть своеобразным “фестивалем фестивалей”. Здесь будут представлены не столько поэты, сколько литературные проекты, точнее, поэтические фестивали.

Действительно, фестивали за последние несколько лет стали самой активной формой поэтического общения и, я бы даже сказала, существования. Нет сезона, в который бы не проводились поэзочтения во многих городах России и за ее пределами. Иногда создается впечатление, что поэты, когда они не пишут в ЖЖ, находятся либо в дороге, либо на фестивальной площадке.

Итак, как устроен “классический современный поэтический фестиваль”? Проходит он обычно три-четыре дня (чаще его стараются приурочить к концу недели, чтобы удобней было выкроить несколько свободных дней; ведь многим приходится отпрашиваться с работы или, по крайней мере, откладывать всякие дела; на поэтические заработки сейчас живут, пожалуй, только поэты-песенники). Тем не менее соблазн побывать на фестивале настолько велик, что многие срываются с места, откладывают все дела и едут за свой счет (проезд и проживание иногда оплачивается, иногда — нет). Далее все подчинено довольно жесткому регламенту — кураторы фестиваля расписывают (согласовав с участниками, разумеется), кто, где и когда выступает. Поэтических площадок обычно несколько; основные чтения проходят в городской центральной библиотеке, вечером — выступления в арт-кафе или рок-клубах. В вечерних выступлениях участвуют самые эстрадные, самые “драйвовые” поэты или же звезды. Вся теоретическая часть — доклады, прения — приходится на библиотеки. Вход на такие мероприятия либо свободный, либо по открыткам-флаерам; но вот читать никто из посетителей, если не включен в программу, не может, разве что выступить в прениях или дискуссиях. Иногда, впрочем, желающим после выступлений предоставляется “свободный микрофон”, где каждому отводится минут пять. Сумеешь заинтересовать и удержать уставшую публику — хорошо, нет — твои проблемы. А публика приходит самая разная — от “культурных дам” и местных графоманов до отвязанной молодежи (те в основном, конечно, интересуются эстрадной частью фестиваля).

Организуют фестиваль местные культуртрегеры, как правило, принадлежащие к “новой поэтической генерации”, а вот местные отделения союзов писателей остаются в стороне — возможно, и к лучшему. Отзывы местной прессы бывают самые разные — от восторженных до глубоко негативных. (Скажем, к Тверскому фестивалю верлибра, прошедшему в мае этого года, местная пресса отнеслась неприязненно). Неудивительно — такие фестивали представляют в основном “молодую поэзию”. Авангард. Самому старому “внестоличному” фестивалю такого формата — лет пять, самому молодому — от силы год.

Казалось бы, какое отношение поэтические фестивали имеют к этой рубрике? Дело в том, что поэтические фестивали исходят из сетевых литературных проектов или являются продолжением сетевого общения.

Нижегородская “Стрелка1 , калининградское СЛОWWWО” (три дубль-вэ), молодой вологодский зимний фестиваль и екатеринбургский “ЛитератуРРентген”, которому пошел шестой год, — все эти фестивали пропагандируют так называемую актуальную поэзию, что бы под этим словом ни понимали. Я знаю, что два из них — нижегородский и вологодский — проходят при поддержке фонда “Поколение”, спонсирующего премию “Дебют”. Поэтому возрастной состав участников в большинстве своем обусловлен форматом “Дебюта”, а присутствие финалистов и лауреатов того же “Дебюта” само собой разумеется. Впрочем, на фестивали, как правило, приглашаются и представители старших поколений. Цель таких фестивалей — цитирую — “фиксация актуальных поэтических достижений и открытие новых поэтических имен. Задачи фестиваля — создание плодотворной литературной среды, популяризация современной поэзии среди читающей аудитории” (http://terens.livejournal.com/249291.html).

Полагаю, это удается — недаром во всех городах, где проводятся эти фестивали, появились яркие новые поэтические имена и яркие литературные группы. Впрочем, что здесь причина, а что — следствие?

И куратор калининградского фестиваля Павел Настин, и куратор “Стрелки” Егор Кирсанов, и Данил Файзов — один из организаторов Вологодского фестиваля “М-8”, и Дарья Суховей — автор электронной газеты “Санкт-Петербургский литературный гид” (http://levin.rinet.ru/spb-guide/index.html), а по совместительству куратор Фестиваля Новых Поэтов, уже четвертый год проходящего в Санкт-Петербурге, и участники ЛитератуРРентгена размещают свои тексты на “Полутонах”. Именно “Полутона” являются информационным ресурсом и обеспечивают сетевую поддержку и фестивальному Нижнему Новгороду, и Вологде, и Питеру, и, конечно, Калининграду.

Комментарии:

Литературное сообщество “Полутона” (www.polutona.ru) возникло по инициативе калининградского поэта, прозаика и фотохудожника Павла Настина и нескольких его единомышленников в 2003 году2. С тех пор сообщество собирает представителей актуальной поэзии, что бы это определение ни значило (сам Павел Настин признавался в одном из интервью, что это скорее чувствуешь, чем знаешь). За это время сайт не раз реформировался, а сообщество меняло стратегию, однако “Полутонам” удалось собрать почти всех мало-мальски известных современных авторов, находящихся в поле зрения критиков и литературоведов (еще одно толкование термина “актуальная поэзия”), и стать одним из наиболее представительных поэтических сайтов Рунета. Тексты здесь проходят через институт кураторов, а в журнале РЕЦ — сменных редакторов, что обеспечивает каждый раз новую, но в общем внятную концепцию номеров.

Есть фестивали вне “Полутонов”. Например, первый минский фестиваль “Порядок слов” (координаторы Андрей Новиков и Николай Сулима, август 2006 года) прошел при поддержке такого количества сетевых ресурсов3, что некий крен в сторону поэзии, которую принято называть “сетевой”, в общем-то неудивителен. С огромным размахом проходящие “Киевские Лавры” (организаторы — Александр Кабанов и киевский журнал “Шо”) имеют к сети косвенное отношение. Просто их организаторы и участники неизменно присутствуют в сетевом литературном пространстве. Все же изначально у истоков и этого фестиваля так или иначе стоял сетевой ресурс Поэзия.ру — сайт, где представлен и сам Александр Кабанов (www.poezia.ru/user.php?uname=alexk). Неудивительно, что на “Лаврах” авторов “Поэзии.ру” немало.

Этот же ресурс стал одним из организаторов крымского Волошинского фестиваля, проходящего уже пятый год в Коктебеле. Ежегодно ему предшествует Волошинский конкурс со своим жюри, с представлением конкурсных работ на “Поэзии.ру” (кураторы — Александр Кабанов и Андрей Коровин). Здесь “актуальность” несколько ограничена самой тематикой и условиями конкурса; преобладают тексты о Крыме, Коктебеле или развивающие непосредственно “волошинскую” тематику. Тем интересней его “внекрымская” сторона, а именно — мастер-классы по поэзии и состав гостей, где упор делается на сотрудников и авторов “толстых” журналов. Уже два года такой класс проводит завотделом поэзии журнала “Знамя” Ольга Ермолаева, в этом году прибавился еще и мастер-класс под кураторством главного редактора “Октября” Ирины Барметовой. Таким образом у финалистов появляется шанс увидеть свои тексты не только на виртуальных страницах “Поэзии.ру”, но и на страницах “Октября”, “Знамени” или “Нового мира”4.

Состав участников поэтических фестивалей разнится из-за географии. На “Стрелке”, скажем, заметно представлены авторы Поволжья, на “СЛОWWWО” проще добраться скандинавам, прибалтам и белорусам, а в Екатеринбурге естественным образом обширно представлены авторы Урала. И все же есть некое постоянное ядро, кочующее с фестиваля на фестиваль. Это и литературные “имена”, и культуртрегеры, и кураторы дружественных фестивалей, и вездесущая “Культурная Инициатива”. Соответственно, с фестиваля на фестиваль кочует и литературная мода — например, уже потихоньку сдающего свои позиции в Москве слэма не избежали ни Екатеринбург, ни Киев, ни Калининград.

Слэм — что-то вроде конкурса эстрадной поэзии, умения увлечь аудиторию, часто не слишком подготовленную. Соревнование проходит в два круга. Выбранному наугад зрительскому жюри раздаются карточки с оценками от одного до пяти баллов, оценки выставляются за трехминутное выступление; отдельно — за артистизм, отдельно — за содержание, затем баллы суммируются и определяется победитель5.

Лично я отношусь к этой модной игре скептически, поскольку желание понравиться (точнее, угодить) публике начинает волей-неволей, по инерции, распространяться и на неслэмовое творчество поэтов. Как результат — в качестве художественного метода избирается провокация, “заниженный” слог, юмор не лучшего пошиба и т.д. Впрочем, практически все слэмовские звезды действительно хорошие поэты; именно на слэме во всех смыслах громко заявил о себе один из самых цитируемых поэтов последнего времени Андрей Родионов.

Вернусь к тому, с чего начала, — фестивали (а я перечислила тут далеко не все!) так прочно вошли в литературную жизнь России и ближнего зарубежья, что жизнь поэта стала похожа на жизнь странствующего актера. Приехал — блеснул — уехал на другой фестиваль. В связи с этим сложилось что-то вроде круга “профессиональных участников фестивалей”, радостно приветствующих друг друга то в Нижнем Новгороде, то в Екатеринбурге, то в Киеве, то в Калининграде.

Возникает естественный вопрос: когда они пишут? На самом деле объем и уровень поэтических текстов не зависит (или мало зависит, будем честными) от объема свободного времени. У каждого автора свой лимит чистого “творческого времени”, и больше, чем можешь, все равно не напишешь. Так что потраченного на праздник — а фестиваль — это всегда праздник, новые места и новые люди — не жаль.

В поэтическом творчестве, которое вообще-то — процесс очень интимный, изначально заложена определенная демонстративность, желание хоть с хорошей, хоть с плохой стороны, но показать себя. А нынешняя тяга к публичным выступлениям в какой-то мере связана с сетевым бытованием поэзии. Людям, с головой погрузившимся в сеть, с одной стороны, хочется “развиртуализоваться”, поскольку сетевое общение, что ни говори, общение ущербное. С другой — хочется сделать это в дружественной, комфортной среде, где всё почти как в сети: все свои, все тебя любят и знают (часто на фестивалях поэт раз за разом “показывает” одни и те же тексты — неважно!). Конечно, “комфортность” поэтической среды — понятие весьма относительное, тут хватает и своих невидимых миру слез, но все же… Почему бы всем вместе не собраться и не выпить у могилы Канта?

Мария Галина

 

 1 Слово “Стрелка” ничего общего с полууголовным термином не имеет; хотя некий иронический намек в названии поэтического фестиваля все же просматривается. Стрелкой нижегородцы называют место слияния Оки и Волги. Только для того, чтобы увидеть эту красоту, стоит приехать на фестиваль — последние два года он проводился в апреле.

 2 “Новые “Полутона” начинались зимой 2003 года с того, что группа “РЦЫ” начала redesign сайта и выпуск журнала “РЕЦ”, а Женя Риц, Дима Зернов, Марьяша Гейде и Костя Бандуровский помогали нам с авторами, вели редакторскую работу. Эти семь человек — первые, кто управлял проектом, при этом я координировал (в меру своей неумелости), но постоянно советовался с коллегами, так что все было вполне демократично”. Павел Настин. “Полутона — один ты никто”. www.polutona.ru/index.php3?show=guest&id=249&start=1 

3 Литафиша.ру; Стихи.ру: Национальный сервер современной поэзии; Виртуальный клуб поэзии CTUXU.RU; Точка Зрения: Современная русская литература в Интернете; ИнтерЛит: Международный литературный клуб; газета вольных литераторов “Вечерний гондольер”; Футурум АРТ: литературно-художественный журнал, журнал “Современная поэзия” (в прошлом “Сетевая поэзия”).

4 Например, подборка финалистов Волошинского конкурса была опубликована в 12-м номере журнала “Октябрь” за 2006 год; тексты лауреатов конкурса прошлого и позапрошлого года — в “Новом мире”.

 5 Практически во всех слэмах этого года устойчиво лидирует дуэт Анна Русс — Геннадий Каневский.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru