Мария Галина
Девушка с веслом
Оцифрованная муза
Девушка с веслом. Иллюстрированный литературный журнал. Проект Леонида Костюкова, Елены Кузьминой. — 2005, №№ 1, 2, 3.
Этот новый ежеквартальный журнал пока не имеет аналогов в России, поскольку издается не на бумаге, а на компьютерном компакт-диске. Поэтому его технические возможности расширены, а вот аудитория ограниченна. Расширены — поскольку помимо привычного текста нам предлагаются аудио- и видеозаписи, великолепный иллюстративный ряд, фактически фотогалерея. Аудитория же ограничена, поскольку для “прочтения” “Девушки с веслом” необходим компьютер, причем достаточно мощный. Мой, например, воспроизводит звуковые страницы журнала, но “тормозит” на видеоряде. То есть предполагается, что потребитель — это интересующийся литературой и компьютерно оснащенный горожанин, но такой потребитель обычно черпает информацию непосредственно из Интернета. И хотя в Интернете есть сходные проекты (например, интернет-журнал РЕЦ: http://polutona.ru/rets/rets28.zip, чьи страницы со звуковым сопровождением можно скачать себе в компьютер), но как раз в Интернете “Девушку с веслом” найти нельзя. Ее можно приобрести на компакт-диске либо получить в виде распечатки.
В предваряющей первый номер статье главный редактор журнала Леонид Костюков пишет: ““Девушка с веслом” все-таки в первую очередь не диск и даже не журнал на диске, а просто новый литературный журнал. Давайте поговорим о нем не в терминах пикселей и саундтрека, а по существу. Хотя бы попробуем”. Далее он ведет речь о необходимости “точек сгущения хороших стихов и прозы. Особенно прозы”. Которая, как уверен Костюков, есть, но не может себя проявить, поскольку “толстые” журналы, по его мнению, находятся в плену репутаций и инерции (“Знамени” достается в числе прочих, и даже больше прочих — как самому знаковому и самому репрезентативному). “Девушка с веслом” призвана заполнить лакуну, оперативно донести до читателя (причем, подчеркиваю, читателя адресного) тексты, представляющие, по мнению Леонида Костюкова, актуальные направления сегодняшней литературы.
Все так, но как раз прозу, будь она какая угодно хорошая (в первом номере это рассказы Алексея Александрова и Олега Зоберна, повесть Станислава Бенецкого, эссе Мары Малановой; во втором — рассказ Мары Малановой, повесть Дарьи Даниловой, повесть и рассказы Николая Байтова) с компьютера читать трудновато. Книгу можно прихватить с собой в метро, в электричку, за обеденный стол (читающие люди это любят, хотя и “не полагается”). Чтение с экрана является целевым процессом — ты настроен только и исключительно на чтение, и хорошо еще, если у твоего компьютера приличная видеокарта и монитор с хорошим разрешением! Я бы скорее рассматривала прозаическую часть “Девушки с веслом” как архив, к которому можно обратиться в случае необходимости. Или же как эстетический объект, где тщательно подобранные фотоиллюстрации сообщают тексту дополнительное измерение, как это, скажем, случилось с забавной и печальной повестью Станислава Бенецкого “Школьный психиатр” (№ 1).
Есть в журнале и обзор современной литературы, и эссе, и критика, есть и подборки стихов, и антология одного стихотворения. Кстати, последняя, по-моему, самая удачная рубрика текстовой части журнала, где одна фотография (для оформления обычно выбираются “открытые”, любительские кадры) соседствует с одним-единственным стихотворением (и как заиграл в этом исполнении “Готический блюз” Игоря Караулова). Ведь чисто технически возможности электронных носителей намного шире, чем возможности печати.
Гораздо любопытнее та часть журнала, которой нет аналогов в “обычной печати” — “звуковой раздел” и “видеораздел”. В “звуковом” мы слышим живые голоса поэтов (в № 1 — Дмитрия Веденяпина, Линор Горалик, Алексея Кубрика, Ирины Ермаковой; в № 2 — Григория Дашевского, Юлия Гуголева, Николая Байтова). Видеоряд первого номера посвящен ключевым, на взгляд редактора, фигурам отечественного литературного процесса — Андрею Немзеру и Дмитрию Кузьмину. Второго — Николаю Байтову, живой легенде нашего андерграунда. В частности, можно услышать его песни-пародии “Из-за острова на стрежень” для известного феминистского проекта Татьяны Антошиной “Музей женщины”. Видеозапись эта представлена в рамках полностью посвященной Николаю Байтову рубрики “Человек” (№ 2) — сходная рубрика в “Знамени” носит название “Бенефис” (стихи, проза, эссеистика, а в “Девушке” — еще и живой голос, и живой облик автора — замечательная, по-моему, идея!). Кстати, с появлением новых технологических возможностей интерес к живым голосам поэтов растет — вспомним, например, проект Павла Крючкова, собирающего звуковой архив современной поэзии.
От номера к номеру журнал эволюционирует: во втором появились новые рубрики: “Письмо”, “Человек”, “Разговор”; в третьем — рубрика “Тема” (на сей раз в качестве темы выбрано “Детство”). Появилась система разветвленных ссылок, когда один и тот же материал фигурирует в разных рубриках… Электронный формат журнала во многом определяет его структуру, принципы формирования и возможности.
Может показаться, что я отношусь к возможностям нового формата слегка скептически... Напротив, я полагаю, что неудобства и издержки — временные, вызванные “переходным технологическим периодом”; что чтение с электронных носителей (уже в ходу компьютеры-наладонники и электронные книги) станет обычным делом, что аудитория журнала будет неуклонно расширяться. Такой “живой журнал”, каждый номер которого представляет срез текущего литературного процесса, на деле — замечательное подспорье для любителей литературы в провинции — тех, у кого нет прямой возможности увидеть и услышать любимых поэтов. Скачать тексты из Интернета в принципе можно, но для осмысленного отбора все-таки нужен специалист, эксперт — а в компетентности Костюкова никто не усомнится.
Если, следуя совету главного редактора, отвлечься от “пикселей и саундтрека”, то перед нами нормальный литературный журнал — со стихами, прозой, критикой — иными словами, с полноценной журнальной структурой. Журнал в меру авангардный, в меру консервативный, представляющий уже достаточно известные имена и открывающий новые. А для перевозки, доставки в самые отдаленные уголки России диск удобней и дешевле бумажного журнала — но все это в предположении, что в “отдаленном уголке” имеется компьютер.
Появление “Девушки с веслом” — в принципе, хороший признак. Такой формат способен существовать лишь в развитом, благополучном технологическом обществе — так что проект можно упрекнуть лишь в излишнем оптимизме.
Мария Галина
|