Виктория Волченко
В Кабуле выпал первый снег
Об авторе
Виктория Юрьевна Волченко родилась 7 мая 1964 года в Ленинграде, в семье военного. Жила с родителями на Дальнем Востоке и в Германии. Поступила в Литинститут к Юрию Левитанскому, но институт не закончила. Работала воспитателем в детском саду, сторожем и т.д. В 1994 году появилась книга «Стихотворения» (издательство Гуманитарного фонда содействия культуре). В 1998 году вышел сборник «Стихи» (издательство «Антей»), по второй книжке принята в Союз российских писателей. Живет в Москве.
* * *
Я с гениями водку не пила…
Ю. Мориц
Я водку с гением пила.
Я всю войну его ждала —
такая малость...
Сказал: живи! И я жила,
ни строчки на дух не брала
и не сломалась.
Вокруг свистели: импотент,
с алтайских гор интеллигент,
альфонс, мудило...
Но и в стервозный сей момент
храни меня, мой рудимент! —
я Вас любила.
Я защищалась как могла:
я вышла замуж, родила —
защита пешкой.
А что касаемо ферзей —
я берегла своих друзей
в дворцовой спешке.
И вот бессмысленный итог...
Меня признал мой полубог:
я — гениальна.
И я бы душу отдала
за то, с чего я начала.
Но — нереально.
* * *
В Краснодаре — ужас, в Москве — бездомье,
на руках — ребёнок. Писец, короче.
А сама худа, как жердь, и бездонна,
и чего-то там всё под нос бормочешь.
Ну, а что компьютер купить не можно —
ты сама себе здесь еси компьютер.
Щелкани умишком, да осторожно.
Перемкнёт — и вспыхнешь, софит-юпитер.
Свой ли дом, чужой — разгребай завалы,
да лепи горбатого к белой стенке!
Напиши про то, как ты воевала.
Проверять не станут. Да хоть — у Стеньки!
И придёт письмо, а потом примчится
человек раскосый — однополчанин.
Скажет: «Как ты всё расписала чисто!
А княжну-то помнишь? Конец печален...
Много пил Степан — о народе думал,
да одна беда — торопился слишком».
Ну, а ты, калмык, обо мне подумал?
Я ведь столько лет всё ждала письмишка.
И пойдёт меж нами вражда, стихая,
и наступит ночь на земле великой.
Со стихами, матушка! Со стихами.
Чечевицы съешь. Чечевики с викой.
* * *
В Кабуле выпал первый снег —
сиди на «травке».
А я имела неуспех
в торговой лавке.
Но лавка, видишь ли, в Москве,
а Бог — в Кабуле.
Не оттого ли в голове
шальные рифмы?
«В Кабуле выпал первый снег».
Летели сводки:
«От холода страхуют всех
московской водкой».
Такой погибели имам
не знал ни разу.
А дети на руках у мам
голубоглазы.
Давно развеяло ребят
в тюльпанах чёрных.
А дети скачут и галдят —
чужие зёрна.
Ко мне неласков был расклад
гешефтов плоских.
Земля — не яблоневый сад,
а дом Облонских,
где всё смешалось... Но сие —
чужая строчка.
А что касаемо у.е. —
поставим точку.
Постскриптум. Вышел из пещер
тот самый Ладен.
И снег к нему был детски щедр.
И всё. И ладно.
* * *
Надеясь, что хотя бы одному
удастся избежать уничтоженья,
народ сокроет вековую тьму
от света и огня на пораженье.
Язык народа слаб и не велик,
он явно не нуждается в пространстве:
дисфункциях, циррозе, вольтерьянстве...
Вольтер — мольтер, когда Аллах велик.
Обычаи наивны и просты.
И на похоронах навзрыд не плачут.
При свете дня своих от света спрячут
и возвратятся через блокпосты.
И ничего святого у зверей,
когда впотьмах, без мысли и без слова
они стоят у сорванных дверей
лишь час назад покинутого крова.
* * *
Бессонница, други. И это пройдёт.
Звонок не работает — самое время
сту-чать. Грамотей, белозубое племя! —
на-род.
На чёрных носилках — раненье в живот.
Плывут комсомольцев вельможные рожи —
со-бесы и «мерсы» — знакомо до дрожи.
Прой-дёт.
Но рана смертельна. Что хочешь — вели!
В углу, за иконами — ведьмы и кошки.
А Ты, умирая, попросишь морошки.
О, сколько её в этой снежной пыли...
Пока за Тобою придёт вертолёт,
«земели» на корточках курят покуда —
и Пётр отречётся, и молвит Иуда:
«А дохтур — не врёт!»
* * *
У людей — красивые одежды,
у людей — машины и валюта.
Что ж ты плачешь, бездарь и невежда?
Снова обернулся век твой лютый.
«Боди-арт — высокое искусство», —
так теперь толкуют фрекен-рашен.
Ты ведь можешь возразить по-русски,
только свято место у параши.
Гаснет жизнь во мраке и позоре.
В небе — толстозадые кометы.
Никогда я не был на Босфоре,
никогда не стану я поэтом.
А за то, что я пила, как лошадь,
и чужих мужей водила за кий —
подавай, Харон, свою калошу,
помаши с балкона вслед, Исакий.
Смерть не роскошь — средство. Отплываю
и на дне скрипучей этой лодки
целый век лежу и прозреваю:
перевозчик пьян, а путь — короткий.
Меламед слагал про воды Стикса...
Рановато ныть — с такой-то мордой!
Всё, Харон? Ну, что ж, давай простимся.
Не пойму — глухой ты али гордый.
Ты назад хоть помнишь ли дорогу?
На хера тебе весло вручили...
Это вы, ребята? Слава Богу.
Вижу, телеграмму получили.
Что за чёрт! — ни зверя и ни птицы,
ни кустов, ни, извиняюсь, храма.
Но зато, зато — какие лица...
Ах, какие люди! — без охраны.
* * *
А меня ещё мучила эта Земля —
и в себя не брала, и к тебе не пускала.
Я тебя средь живых никогда не искала,
но встречала повсюду, глаза отводя.
У окна до небес, в ледяной пустоте,
над которой звезда обещала так много,
я жила на ладони у Господа Бога,
доверяя священной Его правоте.
Принимая за благо ничтожную роль:
«Кушать подано!» —
видно, дела мои плохи —
я любила тебя, просыпаясь, на вдохе,
забывала, увлёкшись безбожной игрой,
обожая театр за искусственный свет,
уходя по призыву осеннего света,
покидая привычно иную планету,
навсегда вспоминая: тебя больше нет.
* * *
А вверх подыматься осталось немного.
Но солнце заходит. Закат правомерен.
И ты устаёшь от предчувствия Бога,
как будто от медленной кровопотери.
Внизу, у подъезда, стоит перевозка.
На лестничной клетке — менты и собаки.
Званы понятые, податливей воска.
Все признаки смерти — гражданские знаки.
Убийство приходится на воскресенье.
Свидетелей нет. Несвидетели ропщут:
несчастного случая или спасенья
никто не застукал, к печали всеобщей.
Какая бы сука за кем ни следила,
а смерть — это право в единственном роде.
Убитого я никогда не любила:
он вечно выглядывал. Двери — напротив.
Покуда мы живы, актёр или зритель,
мы все здесь повязаны, жёстко и глухо.
И был соглядатай, и стал небожитель,
и сами не знаем, какого мы духа.
Стучи напрямую, обретший рожденье,
что не угасаю, а всё-таки гасну.
Прямая дорога — моё восхожденье.
Но — верую, верую. Ибо напрасно.
* * *
А вчера приходил Цинцерович,
приносил подарки мне и сыну,
говорил мне: «Проклятая баба!
Никогда ты не будешь богатой,
не пророчица ты — скандалистка,
всё воюешь, всё копья ломаешь
за какую-то, там, справедливость...»
(Вместо «там» было слово иное,
но какая разница, право).
Я смиренно ему отвечала:
«Цинцерович, и ты не архангел.
Ты мой друг, ты богатый и добрый,
волочишься за каждою юбкой,
а жена твоя ходит в обносках,
ну а дети твои — хулиганы.
Разве я тебя этим укоряла?
Разве так заведено меж друзьями?
Забирай свои, на фиг, подарки
и оставь мою душу в покое...»
«Ну и ладно, — сказал Цинцерович. —
И уйду, ничего не оставлю.
Только ты, там-там-там, пожалеешь».
(«Там-там-там» прозвучало иначе,
но какая разница, право.)
Вот ушёл Цинцерович, и что же?
Предо мной — разбитое корыто.
А в пакете коньяк был, и кофе,
и, по-моему, детские джинсы.
А вообще Цинцерович хороший,
и смешной, хоть немножечко нудный.
Просто надо мне с ним помириться.
Да и сын у меня — слава Богу...
* * *
Н.И. Беккерман
умея ничего не замечать
с самой собою сходство лишь имея
и ничего на свете не умея
о кроме ничего не замечать
с утра дойти до кухни видит Бог
хоть это всё такое верхоглядство
когда ногам так больно о порог
они больны отдельно что за гадство
воспоминанья что ползут извне
живут в соседней комнате однако
да где ты есть двукличная собака
Хазар и Джой реальная вполне
иных уж нет и некого винить
но в чём тогда простите жизни смысел
и три десятка телефонных чисел
судьбы не в состояньи отменить
* * *
Боги мои, боги, уносите ноги,
уносите тоги, крылья-имена.
Где-то, у дороги, спят единороги,
белые да гладкие, что твоя Луна.
Землю захватила сатанинска сила.
Эх, пошло-поехало, купола трешшат.
Где твоё крестило, мудрое тротилло?
Вылупки гадючии бляцки верешшат.
Годы мои, годы — ледяны походы.
Посерёдке стужи все — на одного.
Радуги-погоды, купоросны своды,
вы спасите сына ясного мово!
* * *
Надо признать, над собой хохоча,
то, что движение — полная лажа.
Даже не выдержав, выстояв даже,
ты всё равно вызываешь врача.
Знала душа — никуда не рвалась,
молча шагала, ползла и хрипела.
Дело живых — это мёртвое дело,
дочь коммуниста, кристальная мразь!
Руки опустишь и вбок полетишь,
птицей прогнёшься — очнёшься на дыбе.
Выпить захочешь — захватаны, в рыбе,
две сигареты. И ты не простишь
другу, что выпьет последний глоток,
а предложить — ничего не предложит.
Благодари за последний урок:
значит, твой друг здесь иначе не может.
Экое дело! За дверь и — пошла.
Топай, солдат, на больничную койку!
Даром тебе твоя жизнь не прошла,
всё повторяется трижды, поскольку
первый с вторым рассчитались почти.
Далее — намертво, набело то есть.
А черновик, если сможешь — прочти,
к третьей попытке ничуть не готовясь.
* * *
Сон. Есенин — молодой и поддатый.
Что повесили носы, недоумки?
Так сказал мне: «Дембеля виноваты,
и ни в чём не виноват Яков Блюмкин.»
Яков Блюмкин не виновен ни грамма.
Только помню — тянут вверх, будто в гору.
Я ведь маме дал тайком телеграмму,
чтоб к военному пошла прокурору.
По темницам — было дело — зевали.
Никому Господь не вышел на помощь!
До утра меня деды убивали...
А фамилий не скажу — всех не вспомнишь.
Здесь не рай — полно вина, рыщут звери...
Мне о лучшем и мечтать было б глупо.
Ни х.. тебе я, Блюмкин, не верю.
На колени! Вишь ты, дышит в залупу.
Не виновен только тот, кто бескровен.
Все — по горло. Даже певчая пташка.
Теплокровен ты, али хладнокровен,
все мы волки под Луной. Правда, Яшка?
Всё. Устал. Даю тебе три наколки:
пил в тот день я из серебряной рюмки.
От бутылки поищите осколки.
А в гробу лежу не я...»
* * *
Как лёгкое тело в воздушный поток
попало и тонет в воздушном потоке,
другим сообщая воздушные токи —
сподобил Господь не укрыться от строк.
Шершав и стерилен стремительный свет.
Души отлетающей марлевый слепок
получишь и слепо ударишься следом,
поскольку нет слов убиваться вослед.
Здесь рядом, у локтя, — иные миры.
Невидимый локоть торопится мимо,
а всё же уколет, отъемля у мира,
в сплетение солнца и чёрной дыры.
Низринется рёв с покорённых вершин.
Взмывая от ужаса и совершенства,
руке не успеть совершенного жеста,
не в силах опомниться и совершить.
Как лёгкое тело, упав на живот,
в тяжёлый песок, почерневший и жирный, —
проклятьем Господь оснастил твои жилы! —
ещё, просочившись сквозь поры, живёт...
|