Ростислав Евдокимов. Зрелая молодость. Ростислав Евдокимов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023
№ 7, 2023

№ 6, 2023

№ 5, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Ростислав Евдокимов

Зрелая молодость

Издательства, как и книги, имеют свою судьбу. Есть такие, чья жизнь измеряется столетиями. Наверно, справедливо, что сосредоточены они как-то все больше на родине Гутенберга: гейдельбергский “Карл Винтер”, лейпцигский “Тойбнер”. Впрочем, такие долгожители найдутся и в других европейских странах. У нас, если не считать тезок вроде дореволюционного и советского издательств “Знание” (между ними промежуток почти в 40 лет), век любого книгопечатного предприятия не превышает, по известным причинам, человеческой жизни. Так что по своему возрасту, традициям, устойчивости и возможностям они делятся на две основные группы: как правило, государственные или полугосударственные издательства, продолжающие свое существование с советских времен, и бесчисленное множество тех, что возникли на волне перестройки. Понятно, что для этих последних 10 лет — уже много.

Таково петербургское издательство “БЛИЦ”. Официальное и полное его название — “Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ”. И это существенно, потому что не только определяет в значительной мере издательскую политику, но и объясняет, как при такой политике ему удалось выжить. Дело в том, что за все время с момента создания “БЛИЦ” не выпустил ни одного гороскопа, поваренной книги и даже ни одной перепечатки книг дореволюционных или эмигрантских, прежде недоступных нашему читателю, авторов. Следуя принципу “Все книги — впервые!”, издательство публикует прежде всего архивные справочники и каталоги, труды по военной истории, этнографии, материалы им же проводимых международных конференций “Феномен Петербурга” и “Многонациональный Петербург” и тому подобные явно некоммерческие издания. Да и среди напечатанной в сериях “Русский ПЕН-клуб” и “Шедевры зарубежной литературы” прозы и поэзии бросается в глаза обилие малоизвестных у нас, “нераскрученных” авторов и произведений.

Как при таком подходе “БЛИЦу” удалось пережить множество мощных, хорошо отлаженных книгопроизводств с огромными тиражами фантастической, детективной и прочей массовой литературы? Вот тут-то и полезно вспомнить о начальном периоде его существования. Основным для него тогда была не книга. Информационный центр в столице бывшей Российской империи занимался архивным поиском предков, их родословных, наград и прав на недвижимость для старых и новых эмигрантов, жителей бывших советских республик и наших соотечественников, способных достойно оплатить труд по выяснению своих корней, восстановлению памяти о своих дедах и прадедах. Поступали заказы и от западных университетов, архивов или частных исследователей. Попутно стало ясно, что накопленные сведения надо как-то систематизировать, а накопленный опыт — закрепить. Одними компьютерными дискетами было не обойтись, и в 1992 году “БЛИЦ” начал публиковать описания архивных фондов, реестры и т.п. Издания эти на первых порах были явно убыточными, но они создавали известность и репутацию кучке энтузиастов, продолжавших зарабатывать реальные деньги почти исключительно за счет архивного поиска как такового.

Постепенно к ним потянулись серьезные ученые, а заказы стали поступать из всех основных научных центров Америки и Европы. Появились такие монументальные работы, как Статистико-документальный справочник “Россия. 1913 год” (1995, 416 стр.). Естественным развитием этой темы стало издание серии “Россия в цифрах и документах”: труды В.М. Кабузана “Русские в мире” и “Население Северного Кавказа в XIX—XX веках” (1996), “Памятники Куликовского цикла” (1998) и другие, многие из которых уже стали библиографической редкостью. Появилась и серия “Российские архивы” с такими замечательными публикациями, как подготовленный С.В. Ефимовым каталог “Автографы Петра Великого” (1995), “Личные фонды рукописного отдела Пушкинского Дома” (сост. Т.С. Царькова, 2000) или совсем недавно вышедшая, но уже исчезнувшая с прилавков монография К.М. Александрова “Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова. 1944—1945” (2001).

Программа выпуска художественной литературы началась с создания серии “Русский ПЕН-клуб”: небольшие, карманного формата, но в твердых переплетах томики в элегантных коричневатых суперобложках с портретами авторов. Первоизданиями в этой серии были выпущены последние книги академика Д.С. Лихачева “Без доказательств” (1996) и “Очерки по философии художественного творчества” (1999, издание 2-е, дополненное), “Путешествие из Ленинграда в Санкт-Петербург” Михаила Кураева, последние книги Вадима Шефнера “Бархатный путь”, Виктора Кривулина “Стихи после стихов”, Виктора Конецкого “Эхо” и еще десятка три интереснейших публикаций.

Отдельно надо сказать об альманахе Санкт-Петербургского ПЕН-клуба “Мансарда”, чей сдвоенный выпуск 2—3 (2000) полностью посвящен теме “репрессированной культуры”. На его страницах представлена не только литература, но и материалы о “репрессированной живописи”, кинофильмах про лагеря, музеефикации политзон и даже образцы музыкальных сочинений. Среди материалов можно выделить самую большую в истории мировой литературы палиндромическую поэму покойного Владимира Гершуни “Тать”, автобиографические заметки пытавшегося в январе 1969 года застрелить Брежнева и просидевшего 19 лет в полной изоляции в психиатрической больнице системы МВД-КГБ Виктора Ильина, стихи легендарного лагерного поэта Валентина З/К, остро пародийную, полностью построенную на “советско-антисоветском” фольклоре пьесу “Мутное пятно” некоей Нинель Скуфейчик (явная литературная мистификация) и многое другое.

Сегодня издательство “БЛИЦ” осуществляет совместные проекты с ООН, Cambridge University Press (впервые в России), со многими отечественными и зарубежными научными фондами, оно проводит конференции и ведет широкую культурологическую работу в Петербурге. Недавно открылось представительство в Москве. В планах — возобновление деятельности уникального “Театра книги”, открытие представительства в Казани и книги, книги, книги...

Ростислав Евдокимов



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru