|
Вадим Муратханов
Санджар Янышев. Червь
РЕЦЕНЗИИ
Вадим Муратханов
Летопись частного
Санджар Янышев. Червь. — URBI: Литературный альманах.
Выпуск 28. — СПб.: АОЗТ «Журнал «Звезда», 2000. — 88 с.
ебютный сборник стихов редко выглядит как итоговый. Однако
с книгой ташкентского поэта Санджара Янышева «Червь», выпущенной в Санкт-Петербурге,
дело обстоит именно так.
Сборник воспринимается как летопись частной судьбы, индивидуальной истории
человека, испытывающей свои взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. И
подобно тому как в истории цивилизации самые солнечные и волшебные в своей
недостоверности страницы — ранние, так же и в сборнике С. Янышева более всего
напитан светом и населен одушевленными предметами «золотой век» детства, граничащий
с мифологией, а точнее — творящий мифологию собственную. Тут и «наяды-аленушки,
которые на леску ловились», и зловещая Аглая, на копытах ступающая гулко под
окнами спящего дома, и загадочный Ожил.
Детство для автора — не просто один из этапов жизни. Это — иная реальность,
где время и пространство подчиняются особым законам. Это единственный мир,
не подвластный анализу и рефлексии, сохранивший свою целокупность.
Все взрослые тогда казались
красивыми, и колесо,
подняв на самый верх, ломалось...
в кастрюле набухала замесь,
что остроносое лицо
как форму сна перенимала.
Гораздо позже, в «участи третьей» («участи» у С. Янышева — разделы книги),
когда автор станет «на пару веков» взрослее, смерть и распад явят свое лицо.
Всплывет на поверхность горной реки тело утонувшего жеребенка, и камень, на
котором прежде «фосфором горели брови», в ответ на прикосновение человека
отзовется «консервной жестяной трухой».
Мотив «одиссеи» — главный, сквозной в творчестве С. Янышева — вводится в книгу
с первых страниц. Непосредственно автором выстроенная оппозиция «здесь» («там»),
нашедшая отражение в трехчастной композиционной структуре сборника, носит
сколь пространственный, столь и временной характер. «Там» — детство, дом,
родина поэта. «Здесь» — взросление, чужбина, утраты.
Географический отрыв героя от родины впоследствии дополняется разрывом временным,
и уж он-то становится поистине трагическим и непреодолимым.
В силу утраты привычного с детства воздуха, напоенного восточными ароматами,
шумом базара, родной для слуха гортанной речью, образуется некий вакуум, которым
и приводится в движение «дырявый поршень» творчества, обреченный на вечное
и недостижимое стремление воскресить безвозвратно пережитые краски, запахи,
звуки.
«Червь» изобилует восточными реалиями: «михраб», «мазары», «су», «кадий»...
— что, кстати, не так характерно для творчества других представителей ташкентской
поэтической школы. Сосущая пустота заполняется словом. И каждое слово звучит
как заклинание, попытка спустя годы «настроить эхолот // на непонятную родную
речь».
От прочтения «Червя» рождается странное ощущение. Распахнутый перед читателем,
казалось бы, настежь, выписанный до мельчайших и ярчайших подробностей авторский
мир все же не становится нашим, не впускает в себя никого. Его воздух слишком
терпок, слишком насыщен сугубо индивидуальными воспоминаниями и переживаниями.
Автор нередко обращается ко второму лицу, но не к нам, а поверх наших голов
к только ему одному различимым теням, прописанным на дне его памяти. Кажется,
он ни с кем не намерен делить выношенную под сердцем родину.
Так в стихотворении «Без нас» после отъезда жильцов «старая служанка // задраивает
ставни — навсегда». И не предполагается, что порог опустевшего дома переступит
чужая нога — только мышам дано обживать покинутое жилище.
В «Черве» мы встречаемся с не столь уж частым в современной поэзии случаем,
когда биография автора не только вплотную сближается с судьбой лирического
героя, но и, по сути дела, становится на ее место, делается основной и едва
ли не единственной темой книги.
По самой своей природе тема эта неисчерпаема. И с каждым годом она обнаруживает
в творчестве Санджара Янышева все новые грани, все более глубокое развитие.
При удалении от картин того, что было пережито на заре жизни, объект описания
не исчезает из виду, наоборот: панорама их непрерывно расширяется, страницы
индивидуальной истории включаются всякий раз в новый, более сложный контекст
накопленного душевного опыта.
Один из ведущих представителей ташкентской поэзии, С. Янышев предельно требователен
к себе и своим творениям. Ценой столь жесткого подхода к плодам собственного
творчества стала его первая книга стихов «Зоография», так и не дошедшая до
читателя. Остается надеяться, что участь эта не постигнет ни третью, ни последующие
книги поэта.
Что касается «Червя», то он, проделав долгий путь в недрах русской словесности,
увидел свет заслуженно и своевременно.
|
|