|
Феликс Нодель
«Престижное воспитание»
Журнал —
для “новых русских”?
“Престижное воспитание”, 2000 г., № 1.
Не знаю, как вас, а меня раздражает чуть не каждодневное радиоприглашение в Анталью, на Канары или в Египет. Говоря языком ТВ, “не в этой жизни”!
По сходной причине название нового журнала — “Престижное воспитание” — поначалу не может не подействовать на большинство из нас, как красная тряпка на быка.
“Для родителей”? Это для каких? Для “новых русских”, которые и так “с жиру бесятся”?
Но тогда журналу больше подходило бы название “Престижная (или элитарная) школа”, а то и вовсе “Гувернер” (хотя в дальнейшем речь, несомненно, пойдет и об этом).
Слово “престиж” ведь первоначально означало не авторитет или влияние, но обаяние, очарование. Исходя из этого и задуман журнал: давать родителям представление об образовании и воспитании, близком к идеалу. И, значит, на его страницах пойдет (и уже идет) разговор не только и не столько об особых элитарных школах, но — на опыте
их и лучших из обыкновенных, “массовых” школ — о том, что пусть с трудом, но достижимо и к чему следует стремиться.
“Хорошее образование должны получать все, у кого есть для этого способности и желание... аристократизм мышления — это не высокомерие и презрение к народу, а понимание ответственности, возложенной сообществом на творческое меньшинство”, — утверждает проректор по науке Астраханского филиала Московского открытого социального университета Павел Карабущенко.
“...к духовному, нравственному и надо идти в престижном образовании... оно обеспечит личностный рост..., если воспитает в человеке уважение к историческим и духовным ценностям общества”, — уточняет ректор института психологии и педагогики Ольга Усанова.
Уже в первом номере журнала привлекает яркое оформление, оглавление, снабженное для ориентировки читателя ключевыми цитатами из статей, разъяснение необходимых специальных терминов прямо в тексте.
Некоторые формулировки авторов заслуживают того, чтобы их процитировали: “Наш сегодняшний социум раздвоен и двулик. В своей памяти он еще держит идеал русского интеллигента, но только как желаемый. А живет... реальным идеалом конкретной семьи. И эти две позиции далеко разошлись... Общество прекратило работу по развитию образа русского интеллигента и воплощению его в воспитании личности” (О. Усанова).
“...что же такое хорошая частная школа... ? ...это особые дети, непохожие на других: медлительные или импульсивные, неугомонные или необщительные, тревожные или впечатлительные... На них, увы, массовая школа не рассчитана... обучение индивидуальное... учеников... спрашивают... каждый день на каждом уроке... Близость педагогов и учеников, доверительность и безопасность общения, уют... Они ведут себя как дома... одному ребенку частная школа нужна, чтобы получить
желаемое образование, а другому — чтобы почувствовать себя человеком” (Марина Битянова, руководитель психологической службы частной экономической школы-лицея).
Даже информация в лучших статьях номера подана аналитически: “Западная образовательная система раскрепощает ученика, поскольку обращена к его личности, учитывает его мнение. Не то у нас. До сих пор сохраняется сильный диктат, зубрежка, необходимость отвечать, как требует учитель”. За рубежом “в итоге... получается классный высокооплачиваемый специалист... Но не готовый ни к чему другому. Чуть ли не с первого курса студент знакомится с потенциальными работодателями, постоянно общается с ними..., стажируется в компании... на Западе каждый запрограммирован: выбрал университет, туда и попадешь, там тебя отберут по своим критериям вполне определенные компании... У нас, более широко подходя к образованию, заставляют человека самоориентироваться в море возможностей... Поэтому нужны люди, которые сами могут найти себе место в жизни” (Григорий Угаров, исполнительный директор Центра международного образования “Открытый мир”).
“Пренатальная (до рождения. — Ф. Н.) стимуляция развития помогает ребенку жить полноценно с самого момента рождения... Стержневая идея всей методики — голос мамы... Голос поет содержательную программу, и ребенок лепится потоком этого содержания... Есть целые предциклы: музыкальная химия, музыкальная математика, музыкальная психология, музыкальная история. Они формируют слуховую матрицу... это основы его будущей речи... Колыбельные расписаны по темам, в том числе для всех членов семьи... Благодаря этому голоса близких людей еще в дородовой период ребенка входят в его жизнь...” (Михаил Лазарев, руководитель лаборатории формирования здоровья детей).
Особенно хорошо, когда наука и практика увязаны между собой, как, например, статья психолога Алексея Кушнира “Естественный метод” и иллюстрирующая его систему в действии и результатах публикация завуча негосударственной школы “Гармония” Ирины Коноваловой.
Недостатки первого номера журнала “Престижное образование” связаны с желанием редактора Л. Паниной сразу же “показать товар лицом” и вдобавок — “объять необъятное”. Не стоило “дразнить гусей” и уже в предисловии говорить о таких рискованных вещах, как “приближение к стандартам европейской школы” (вполне достаточно ее двух задорных вопросов: “Так можно ли в своей стране дать ребенку образование не хуже западного? А лучше?”), обеспечение “успеха в карьере” и “подбор гувернера” (тем более что пока еще не напечатаны статьи об этом: перед ними и можно будет
высказать позицию редакции, как в представлении статьи М. Битяновой, на редкость уместном). Не следовало, на наш взгляд, и набирать курсивом нечто не очень понятное в своей конкретике, но весьма обязывающее: “...сверхзадача журнала — помогать вызреванию
образовательного менталитета общества”. Позволив это себе, трудно, конечно, править такие, например, перлы философа П. Карабущенко: “Сохранение гегемонии массовой школы консервирует омассовление общественного сознания...”, призывать к целенаправленности записного духовного просветителя Андрея Кураева или требовать более увлекательной манеры изложения от членкора Российской академии образования Захара Равкина (во многом пересказывающего книги Ю. Тынянова) или актера Даниила Спиваковского.
Думается, в следующих номерах уже ни к чему такое количество “остепененных” теоретиков. Лучше почаще предоставлять слово молодым и талантливым энтузиастам “престижного воспитания” и, конечно, родителям, которые наверняка способны “осовременить” великолепно написанных “Близнецов” Валерии Мухиной, чей “Дневник мамы” относится аж к началу шестидесятых годов.
Феликс Нодель
|
|