Елена Третьякова. Непионерские лагеря. Московский Еврейский Общинный культурный центр (Дом). Январь — февраль 2025 года. Яна Любарская
 
№ 6, 2025

№ 5, 2025

№ 4, 2025
№ 3, 2025

№ 2, 2025

№ 1, 2025
№ 12, 2024

№ 11, 2024

№ 10, 2024
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

выставка



Задумайся, человек!


Елена Третьякова. Непионерские лагеря. Московский Еврейский Общинный культурный центр (Дом). Январь — февраль 2025 года.


24 января в Московском Еврейском Общинном Доме, в рамках Недели памяти жертв Холокоста и в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, впервые в столице России была открыта выставка графических работ новосибирской художницы Елены Третьяковой «Непионерские лагеря». В первый же день экспозицию посетило более пятидесяти человек. Разглядывая лаконичные чёрно-белые полотна со страшными, аскетичными сюжетами и образами, зрители ближе знакомились с хроникой событий минувших мрачных времен. Особую атмосферу создавала звучавшая на выставке траурная музыка.

Проведение такого мероприятия в самом центре Москвы стало возможным благодаря региональной общественной организации «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур», председателю совета организации Владимиру Давидовичу Штернфельду и Московскому Еврейскому Общинному Дому: «Перед вами — работы новосибирской художницы Елены Третьяковой, в которых отражены ее впечатления от личного общения с людьми, пережившими в детстве ужасы фашистских застенок, а также от чтения, сбора и изучения воспоминаний бывших малолетних узников фашистских концлагерей. Меня глубоко трогает тематический ряд этих эмоциональных рисунков, тем более что я сам часто общался с теми, кто пережил ад заключения в концлагеря и гетто. “Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур” на протяжении многих лет поддерживает деятельность Московской общественной организация евреев — бывших узников гетто и фашистских концлагерей», — сказал, выступая на открытии выставки, Владимир Давидович.

Он также подчеркнул, что сегодня важно не забывать о Катастрофе, которую перенес еврейский народ, об ужасах нацистской оккупации. Как и о том, что именно воины Красной армии, партизаны и подпольщики, труженики тыла внесли огромный вклад в дело освобождения мира от гитлеровского режима: «Мы помним, что именно советский офицер был во главе операции по освобождению лагеря смерти Аушвиц. И мы никогда не забудем про Праведников народов мира, которые продемонстрировали самые высшие человеческие качества, сохранив жизни евреев, преследуемых нацистами. Наш долг перед теми, кто принес для нас великую Победу, — сказать твердое “нет” тем, кто пытается пересмотреть итоги Второй мировой войны, и не допускать ревизии Холокоста. Выражаю сердечную благодарность Елене Третьяковой и желаю ей дальнейших творческих успехов».

Завершая свою речь, Владимир Давидович выразил уверенность в том, что нынешняя выставка сможет побудить и мотивировать представителей послевоенных поколений на новые формы сохранения памяти о жертвах, палачах и героях Великой Отечественной войны.

Проект «Непионерские лагеря», состоящий из шестнадцати графических листов и сопровождающей их инсталляции, создан на основе впечатлений Елены Третьяковой от многолетнего общения с членами «Новосибирского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей (НСБМУ)». Такой проект — дань глубокого уважения художницы стойкости и мужеству этих людей, их безграничной внутренней силе и порядочности. Вся серия ее черно-белых полотен разбита на четыре части: «Страх» (Оккупация), «Бессилие» (Угон мирного населения в фашистские концлагеря, гетто и места принудительного заключения), «Ад» (Фашист­ские концентрационные лагеря), «Рай» (Освобождение). В каждой части по четыре работы.

Елена признается, что не ставила себе цели иллюстрировать конкретные воспоминания или создавать портреты отдельных людей. Каждая из ее историй, изображенных на графических листах, по ее словам, — обобщение, метафора. Кроме того, она старалась сделать так, чтобы в каждом листе было «второе дно», дающее посетителям возможность глубже задуматься над этой болезненной исторической темой.

На ряд картин из цикла «Непионерские лагеря» Елену вдохновил ее товарищ, Григорий Авраамович Шихваргер — поистине необыкновенный человек. Заслуженный учитель Российской Федерации, член президиума Новосибирской общественной организации ветеранов педагогического труда, заместитель председателя НСБМУ, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», прошедший в Украине концлагерь «Мертвая петля», он стоял у истоков создания НСБМУ в 1994 году. И считает, что через сильные, мощно воздействующие картины художницы зрители лучше всего узнают, чувствуют и понимают, что такое Холокост.

Известно, что в наши дни многие выставки состоят из архивных фотографий или вовсе предстают перед нами в виде модных интерактивных инсталляций, демонстрируя информацию с больших экранов — предпочтение отдается, таким образом, новым технологиям, делающим за человека всю художественную, творческую работу. Зато картины Третьяковой в этом плане значительно отличаются, они — живые, дышащие, настоящие. С ними можно эмоционально взаимодействовать, трогать их, приблизившись к ним, заглянув в глаза измученным узникам, мысленно перенестись в страшный, чёрный мир боли, скорби и нечеловеческих испытаний. А строгий, сдержанный, графический стиль, отсутствие ярких цветов и красок лишь подчеркивают глубину, трагизм и мрачность происходящего на полотнах.

«Задумайся, человек! Тысячи этих несчастных людей не дожили до Победы. Немецко-фашистские палачи и их полицаи зверски оборвали их дыхание, голос, мысли, жизнь женщин, детей и стариков. Их смерть словами не описать. Это — твоя мать, твой отец, твои братья и твои сестры, погибшие за все то, чему ты обязан своей новой счастливой жизнью. Не страдай, но проникнись ненавистью и поклянись, что никогда не допустишь повторения таких жертв. Поддерживай живой светлую память о них в твоих потомках. Не забудь, это они завещали!» — это текст с мемориальной доски, расположенной на памятнике погибшим в лагере «Мертвая петля» Винницкой области, от Тульчинского общества его бывших узников. Именно в нем ребенком оказался друг Елены Третьяковой Григорий Шихваргер. Возможно, и эта выставка, никого не оставляющая равнодушным, заставит людей серьезно задуматься и многое переосмыслить.

В дальнейшем представители региональной общественной организации «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур» планируют продемонстрировать эту выставку и на других площадках Москвы.


Яна Любарская



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru