мерцание речи. Стихи. Александр Беляков
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 2, 2025

№ 1, 2025

№ 12, 2024
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Александр Юрьевич Беляков — поэт (27.11.1962, Ярославль). Математический факультет Ярославского  университета (1984). Работал программистом, журналистом, сотрудником издательства, редактором на радио, книготорговцем, бухгалтером, копирайтером, чиновником, PR-менеджером, редактором на ярославском «Городском телеканале». 11 книг стихов, из недавних — «Программные радиограммы» (2020); «В стране стоячего солнца»  (2024, издательство НЛО). Стипендиат Мемориального фонда Иосифа Бродского (2012), дипломант премии «Московский счет» (2015). Подборки стихов в «Знамени» — «Керамический брат» (№ 12, 1996);  «Жена ларёшника» (№ 11, 1998); «наставление для слепнущих пилотов» (№ 5, 2009); «концы с концами» (№ 7, 2015); «александр почти не пьёт» (№ 11, 2021); «Бортовые огни» (№ 10, 2023). Живет в Ярославле.




Александр Беляков

мерцание речи


* * *

за этой неудачей и за той

в непобедимой дымке золотой

под искромётной белой сажей

гуляет полнота в обнимку с пустотой

ведите девушки меня к подружке вашей!



* * *

песни лёгкой оснастки

высокой очистки

ваши ясные глазки

к помутнению близки

ваши тихие враки

к молчанью вплотную

не откроют во мраке

перспективу иную

пароходы далече

зима на причале

и мерцание речи

умножает печали



* * *

прячет лицо под маской

солнечный день январский

в поле его личины

боли неразличимы

царствует снег на кровле

странствует свет по крови

и замерла минута

в холоде абсолюта



* * *

улиц подножные льды

сумерек чёртова кожа

пташка на почве еды

стала на мышку похожа

юркает а не летит

эта вечерняя птица

время унять аппетит

и перестать суетиться



* * *

как ты исправишь свой изъян

когда ты сам — изъян?

ты был одной из обезьян

в плену у обезьян

ты исподволь учился тут

пока харчился тут

брать на себя мартышкин труд

любить мартышкин труд


ты весело входил сюда

бродил туда-сюда

но ты не знал что навсегда

настолько навсегда

что никакое впереди

уже не впереди

а где-то пенья посреди

забвенья посреди



* * *

покуда жизнь похожа

на подготовку к жизни

держись моя надёжа

не гасни и не кисни

из положенья лёжа

замри умри воскресни

чтоб стала жизнь похожа

на подготовку к песне



* * *

когда на крыльях братьев копирайт

ты полетишь хворайт и помирайт

дай бог тебе опустошиться так

чтобы хотелось вместо «what the fuck?»

сказать «all right»



* * *

мне в голову лезли во время болезни

какие-то голые резвые песни

в горячке телесной меня осаждали

какие-то явно неместные дали

смотрели в меня до поры бессловесны

какие-то светлые ясные бездны

и так оживлялся от этих даров я

как будто болезнь здоровее здоровья



* * *

тихим солнцем тривиальности

утешительно согрет я

будто нет второй реальности

только первая и третья

между ними

ни согласия

ни раздора

ни соблазна

та проста до безобразия

эта просто безобразна



* * *

правда нагая

с неправдой нагой

бродят по кругу одна за другой

дружно друг друга ругая

где тут одна?

где другая?

птичий язык

и собачий язык

каждый виток заполняют впритык

словно из этих наречий

соткан язык человечий



* * *

высокий слог устал и слёг

стал не высок не низок

скорее долог и полог

глядит на тёмный потолок

твердит короткий список

зверей хранящих эту клеть:

лисичка заюшка медведь

волчок лягушка мышка

иной синклит запечатлеть

недостаёт умишка



* * *

о ласковая тайна дня!

всё кое-как и ты туда же

спасительная болтовня

сомнительные персонажи



* * *

как говорю житуха?

он говорит: я помер

и превратился в духа

как ты узнал мой номер?



* * *

писатель дал подписку не писать

спасатель опасается спасать

учитель отучается учить

их время лечит

их не излечить



* * *

как у наших у ворот

четверть века напролёт

трётся с папиросой

логос безголосый



* * *

из пылинки былого

васильком проросло

неимущее слово

наименьшее зло



* * *

хранитель входит без доклада

не думай говорит не надо


смотри как бродит свет осенний

среди строений и растений


лови летучее стаккато

имперсонального заката


пусть эта музыка немая

звучит в тебе как именная


не знает ни потерь ни роста

пространство скроенное просто



* * *

листья ложились ниц

словно стыдились лиц

словно с изнанки краше

выглядели в пейзаже


словно отец земной

к сыну возлёг спиной

соло его устоев

словом не удостоив



* * *

на поздних стадиях брожения

бродяге не до поражения

не до обид

не до побед

он просто бродит и привет

сквозь запустение отрадное

не помышляя об ином


так бродит сусло виноградное

когда становится вином



* * *

когда пытаешься дойти

до сути мать её ети

нельзя не впасть как в ересь

в танатос или эрос



* * *

в каждой моей стене

скрыто по истине

когда они говорят

стены мои горят



* * *

бантиком был и бинтиком

винтиком — не заставите

умер и стал магнитиком

на морозилке памяти



* * *

на морозе волга стоит колом

носферату в сумраке спит

отопрёшь чекушку — а там псалом

выйдешь в поле — а там аид



* * *

мама воскреснет

отца позовёт

помолодеет

пойдёт на завод

я умалюсь до детсада

времени больше не надо



* * *

отчаянье недалече

блаженство невдалеке

сижу на чае и грече

в живом своём уголке



* * *

сложившееся невпопад

ты уравнял сухим отжимом

но где твой чёрный дипломат

с его заветным содержимым?


уединением согрет

как затемненьем сигарета

где твой особенный секрет?

на что ты годен без секрета?

что если возрастной порог

преодолев анахоретом

ты божий дар не уберёг

и сам не ведаешь об этом?



* * *

наперсницы мои

ходьба и худоба

спасение от ртутного столба

от пяди лба

от вещи не в себе

от А и Б трубящих на столбе

штурмуя день

и празднуя отбой

я одержим ходьбой и худобой

как будто выпрямление судьбы

случится от ходьбы и худобы



* * *

стала явь коротковата

от рассвета до заката

от разбега до прыжка

от распева до стишка


разум туго пеленая

ссохлась музыка дневная

только сны-черновики

не малы не велики



* * *

если повод нарочит

значит стих ещё не начат

пусть сначала зазвучит

а потом уже означит


песню вылепляют ртом

чтоб она в ушах повисла

смысл проявится потом

впрочем можно и без смысла



* * *

вразброд вразбивку вразнобой

легли лета перед тобой


сквозной сюжет не вышел харей

и превратился в комментарий


но одинокому уму

легко скитаться по нему



* * *

певцу не подобает знать заранее

что пение уничтожает знание

что немота всего бесцеремоннее

когда лета нуждаются в гармонии


любой ценой

хотя бы незаслуженно

молчальником должно быть обнаружено

в его неувядающем бесплодии

подобие мерцающей мелодии


с тех пор как из словесного и винного

прервалось нисхождение единого

мы привыкаем жить как привидения

и в пении искать освобождения




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru