Владимир Кутырев. Устойчивое общество: его друзья и враги. — Москва, 1999, № 3.
Если бы мы давали нашим аннотациям названия, эту можно было бы назвать “Преждевременные хлопоты”.
Задача статьи — напугать неискушенного читателя воплощением в России модели “открытого общества”. Модель эта описывается автором “близко к тексту”, с напускным объективизмом, однако почти всегда за воплощенное или близкое к воплощению выдается существующее только в пределе нежелательного развития. Если “открытое общество” предполагает примат разума, так, по Кутыреву, вся эмоциональная сфера человека непременно подавляется. Если “открытое общество” основывается на правах личности и индивидуализме, так Кутырев описывает крайние формы последнего, всяким реальным “открытым обществом” подавляемые. Такая логика изложения подводит автора к центральному тезису статьи— к выводу о том, что главным врагом “открытого общества” является даже не природа, а культура. При этом культура для него находится в большем родстве с природой, чем с цивилизацией, о чем можно долго и утомительно спорить.
Все это преждевременные хлопоты и страхи хотя бы потому, что слухи о построении в России “открытого общества” сильно преувеличены. Увы, еще и на пороге не стоим. Жизнь в России по-прежнему “природна” и иррациональна, управляема отнюдь не разумом, а симпатичными автору эмоциями и страстями, все даже “модернизации” (какой уж там “постмодерн”!) не завершены, брошены на полпути, огромное количество людей живет отнюдь не в “пост-”, а в “до-истории”.
Вообще же говоря, в подоснове всех подобных “страшилок”, которых в последнее время появляется довольно много, в том числе и в “либеральной” прессе, лежит неверие в человека, в нравственный потенциал свободной личности.