В тени дворов. Стихи. Вступление Евгения Рейна. Мария Афанасьева
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024
№ 12, 2023

№ 11, 2023

№ 10, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Мария Александровна Афанасьева родилась 30 июня 2000 года в городе Долгопрудном Московской области. С 14 лет активно принимала участие в молодежном литературном клубе Долгопрудного. С отличием окончила художественную школу. В 2024 го­ду окончила Государственный Литературный институт имени А.М. Горького, факультет поэзии (семинар Евгения Рейна).  Победила в городском конкурсе молодых поэтов, в итоге на спонсорские вложения был напечатан первый сборник стихов «Голубой горизонт» (54 стихотворения). Дебют в «Знамени».




Мария Афанасьева

В тени дворов



Читая стихи Марии Афанасьевой, прежде всего отмечаешь её тонкий лиризм, углублённое вслушивание в себя. Стихи её возникают из привычных, но  точно прочувствованных впечатлений, естественно перетекающих в образы, и все это сливается с эмоциональной жизнью  — одновременно рассудочной, отзывчивой и рефлекторной. Её стихи — это её конкретная биография, её привычное окружение, отсутствие котурнов. Душевное состояние совпадает с нервом самой действительности, и эту зыбкую связь автор мастерски фиксирует.

Большая часть непосредственных наблюдений поэта трогательно позитивна, но при этом благовосприятие жизни у поэта часто перекрывается ироничным и порой даже обречённым настроением  человека, остро чувствующего и понимающего несовершенство этого мира, его обречённость.

В  стихах Марии Афанасьевой присутствует первоначальность жизненных впечатлений, а придает им подлинность, отчётливость и чистоту наивность детского рисунка, помноженная на зоркость взгляда и точное поэтическое слово.


Евгений Рейн



Московское море


Волны бегут по ступеням упрямо,

тянут друг друга назад.

Небо окрасилось в розовый мрамор,

видимо, будет гроза,

и мужики на резиновой лодке

думают вслух: на Дубну или нет?

Падает камешек с воплем коротким

и исчезает на дне.

Вон человек окунается в воду,

гонит лениво руками её.

Ленин взывает к нему и к народу,

а человек уж плывёт,

взмахами рук пашет водное поле,

волны сбегают, дрожа.

Грустно и несколько завидно, что ли:

мне не собрать урожай.

                                                         2023



* * *

Трава, прибитая дождём — как будто волосы, уложенные гелем —

блестит над рельсами и глазками лиловыми

цветов следит за небом. Не успеем

ни зонтика, ни рта раскрыть, как снова мы

уроним отраженья в пляске судорог

на мокрую дорожку — друг за друга

хватаясь, заскользят они. Из ступора

деревья выйдут: хохот или ругань

согнуть их попытаются в дугу.

И, от дождя покрывшись глянцем, мы

к платформе мчим, ругаясь на бегу.

До Марка — как обычно — едем зайцами.


                                                                                        2021



Магазин «Оазис»


Клюквенно-нежно набухли на небе рубцы,

Вечер ложится, и солнечный гаснет физалис.

Синие фартуки — вышли курить продавцы,

Белыми окнами слепит кирпичный «Оазис».

Сумерки лезут в глазницы. Ощупав карман,

Думаю, что потерпеть я смогу и до завтра:

Трёх сигарет предостаточно. «Это обман», —

Вспыхнет, погаснув со скоростью кадра.

Ночью во время погони был ранен Турбин,

После тоска три часа мою грудь разъедала.

С кухни побрёл, как ведомый звездой бедуин,

Взгляд до «Оазиса» с окнами цвета опала —

Шаг или два! На футболку накинув пальто,

Тело из двери подъезда отчаянно ринулось, —

Над улицей словно сверкающим чёрным плато

Бронзовой мошкой кружилась осенняя изморось.

Прорубь окошка — прекрасна, как Новый Завет!

Там мне почудились звон родников, роскошь, пальмы!

Рыбка в очках, с макияжем, сказала печально:

— Нет сигарет.

           — В смысле — нет сигарет...

                                    — Ну, вот нет.


                                                                                       2022



Аквариум


Аквариум автобуса плывёт,

а может, это дом проходит мимо.

Прохожий курит в спешке. Для него

мы просто несмешная пантомима

угрюмых рыб. В одной из жёлтых сот

кирпичных стен мне подмигнула лампа.

Прохожий, покурив, идёт вперёд,

вот он смешной: чуть-чуть похож на карпа.


                                                                    2022



Привокзальная площадь


Савёловский вокзал похож на торт.

Обиженный ребёнок глуп и горд,

как я сейчас. Отрежьте мне кусок,

желательно с часами, обволок

язык и нёбо жирный крем лепнины.

Мне голодно. Закрыты магазины.

Не каждый час, а каждую секунду

меняют расписанье день за днём.

Мы под дождём. Но всё же подождём.

Хожу под фонарём и смутно

осознаю, что ходим мы втроём:

мои две тени, старая родня,

которую без фонаря не видно.

Они бегут по кругу от меня,

как будто стыдно.

Картонный силуэт людской толпы

теперь лениво у вокзала кружит,

и ноги от колена до стопы

без туловищ пересекают лужи.

Что там твердит усталое табло?

Хоть холодно на улице, мне душно,

дома на площадь смотрят — равнодушно,

автобусы глядят как осы — зло.


                                                             2023



Зимний Выборг


Здесь скучно и грустно, и серо, и нет ничего, кроме снега,

И нет ничего, кроме финских и шведских, и русских следов,

И бухты, которая будто бы грудью с разбега

Ударилась и протаранила форт берегов.

Какого ты цвета, потерянный маленький мячик?

Пойди разбери — ничего ты в снегу не найдёшь,

Лишь финский гранит. А поднимешь глаза — под незрячим

Чужим русским небом — родная российская вошь:

Всё те же Магниты, Пятёрочки, Верные, Верные, Верные,

На маленьком острове — замка свечной стеарин.

Вернусь ли сюда? Не вернусь, не вернусь, и, наверное,

Такой же, как Выборг, я скучен,

один,

не един.

                                                                                             2020



Дом


Синим платком на горящем асфальте — тень дома.

Скройся скорее, накрой свои мысли платком,

правда одна, и она — синева глаукомы:

дом — это дом.


                                                                            2022



Домой


После работы — неясно, в котором часу,

только известно, что полночь уже на носу —

ты покупаешь букет в круглосуточном у остановки,

бережно в сумке, как в люльке, качается торт.

Вот подъезжает автобус — смешной и неловкий

на гололёде. Ты слышишь — последний аккорд

дня: пробежал незаметной неровной триолью

в окна домов — и разбился на искры, исчез,

бросив тебя в свете фар с их кровавою болью,

идущего к дому, автобусу наперерез.


                                                                              2022



Балкон


Мысли — на ветер. Быстры и легки,

пусть улетают они без оглядки.

Чёрные косточки детской площадки.

Ночь, ты решила сыграть в «городки»?

Многоэтажных домов строгий суд

я наблюдаю со льдины балкона.

Белую скатерть двора обречённо

волки ветров с голодухи грызут.

Зимняя сырость в пустой голове

лучше любого на свете зимовья.

Скоро вернусь. Вместо слова «привет»,

ветер придёт к твоему изголовью.


                                                                    2022



Объявления


На стене жилого дома, на дверях ларьков,

на любой плите ограды, на любом столбе

объявления лепечут сотней язычков

и безглазо смотрят в спину. Мне не по себе.

Под ногами крышка люка лязгнет — быть беде,

наступать нельзя, я помню (не из дурачков),

потому и не смотрю в глаза чужих людей:

что-то лязгнет — провалюсь во тьму сырых зрачков.

Я куплю, продам, сниму, всё сделаю под ключ,

язычок во рту я прячу, надо — оторви,

от слюны размытый номер на письме певуч

а на деле: левой, левой,

раз,

                       два,

                                                 три.


                                                                        2023



Зима. 2022


На крыше всё скребётся и гремит.

Посмотришь: крыша полнится людьми

в оранжевом. Снег падает — сперва

трепещет наподобие плюмажа,

потом подушкой плотной на кровать

земли под одеялом — бухнет, ляжет.

Какая-то домашняя Москва.

Район оглох: зима была внезапной,

сугробы вдоль бульвара как творог.

Пока идёшь пешочком до метро,

ты видишь, что дома, бедняги, зябнут

совсем как люди возле остановок

автобусов. Ты сам себе смешон:

играть с природой в мяч совсем не ново,

ну что с того? Ведь это хорошо.


                                                               2022



Игры с собакой


На белом и мокром снегу — голубое постакне

следов. Отсыревшей землёй пахнет слякоть

и больше ничем. Но чутьё не подводит собак, не

ошиблась бегущая следом за палкой собака.

Легко обмануть бестолковых и глупых людей,

которым и парк возле дома порой непривычен.

Собака во всём чует трепет горячей добычи

и в пасти несёт сердце-день.

Не палку. Быть может, я жажду такой же игры,

поэтому я, как собака, стою наготове:

однажды я после апорта не привкус коры

почувствую на языке, а — солёный вкус крови.


                                                                                   2022



Зимний пляж


Голубые следы на снегу

и себя выдающая поступь.

Далеко, на мосту — свист и гул,

а вблизи как пальба чья-то россыпь

голосов, матерящихся на

кособокой спасательной вышке.

В ледяном крем-брюле — глубина,

не пугавшая летом. И слишком

тишина спешно ест голоса,

прилипает к зубам, глух и беден,

ошарашенный свист колеса.

Оседая на велосипеде,

поседевший от времени и

холодов, вдруг посыпался пепел

на макушку мою. Всё нелепей

искажаются старые дни.


                                                      2023



Плацкарт


бегут оранжевые всполохи

по брюху сонного плацкарта,

застывший сладкий запах в воздухе,

пейзаж в окне. тасую карты —

как ноша эта велика!

я не люблю быть при раздаче:

рука сама все карты прячет,

когда играет в дурака...


                                                   2021



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru