НАБЛЮДАТЕЛЬ
спектакль
«На обломках гетто мы восславим жизнь!»
Кабаре Терезин. Музыкальный спектакль. Режиссер-постановщик Нина Чусова. Театр «Маска» (МДМ), Москва.
Режиссер Нина Чусова поставила музыкальный спектакль «Кабаре Терезин», основанный на стихах и музыке узников гетто Терезиенштадт. Он рассказывает о жизни литераторов, актеров, музыкантов и иных представителей творческих профессий в гетто, где, несмотря на бедствия, тяготы и лишения, узники создали настоящее кабаре, со скетчами и сатирическими сценками, веселыми танцевальными номерами.
«Кабаре», скорее, западный жанр, но спектакль тепло приняли в России, он по праву пользуется зрительской любовью, призывая ценить каждый прожитый день. Многие гости вечера за полтора часа переосмысливают свою жизнь и уходят после постановки другими: «Мы робко подступали к этому материалу, но поняли, что эта история о жизни и стойкости отважных личностей, о том, что, когда в нечеловеческих обстоятельствах смерть дышит тебе в лицо, спасают вера, надежда на будущее. В этих условиях люди создают кабаре, читают лекции, поддерживают себя искусством, творчеством, наукой, потому что ничего другого у них не осталось», — объясняет режиссер постановки.
Несколько лет назад в биографии спектакля «Кабаре Терезин» произошло важное событие: в рамках премии «Музыкальное сердце театра» его создатели получили награды в четырех номинациях: лучшая режиссура (Нина Чусова), лучшее исполнение главной женской роли (Мария Биорк), лучшая музыкальная аранжировка (Сергей Дрезнин) и главная награда — лучший музыкальный спектакль России 2022 года.
Терезинское гетто для уничтожения евреев нацисты создали в ноябре 1941 года на базе тюрьмы гестапо на территории бывшего гарнизонного города Терезин в Чехии, на берегу реки Огрже. За годы войны туда попало около 140 тысяч человек (среди них — 15 тысяч детей), из которых около 33 тысяч погибли там, а 88 тысяч были депортированы в Аушвиц и другие лагеря смерти, где почти все умерщвлены. Одной из задач Терезинского гетто была дезинформация и пропаганда, представлявшая так называемое «гетто для пожилых» как образцовое место проживания для евреев. Таким образом нацисты стремились убедить мировое сообщество, что евреи здесь не подвергаются никаким притеснениям. С 1942 года, после Ванзейской конференции, началась массовая депортация в эти края пожилых евреев с территорий Германии и оккупированных европейских стран. В 1944 году в Терезинское гетто приехала делегация «Красного Креста», и нацисты продемонстрировали гостям якобы «нормальную» жизнь узников: школу, больницу, детский сад, показали выступление еврейских детишек. Терезиенштадт был освобожден Красной армией 9 мая 1945 года, выжило 11 тысяч узников.
По сюжету спектакля в Терезиенштадт прибывает новая семья: Ильзе Вебер — известная писательница из Праги с мужем и сыном. Второго сына им удалось отправить к родственникам в Швецию, а Томаш приехал с мамой и папой. В гетто они встречаются с Карелом Швенком и его партнершей по кабаре Ханной, постепенно привыкая ко всем трудностям заключения: страху, голоду, холоду, скученности, суровому распорядку. Вопреки всему этому новички начинают выступать на подмостках «Кабаре Терезин». Вместе с семьей писательницы в гетто приезжает и неунывающий, веселый старик Мендель, которого мы запоминаем по его слогану: «Лучше умереть от смеха, чем от страха». Вместе заключенные отправляются на работу и на редкие, но яркие праздники, что создает у них хрупкое ощущение, что жизнь худо-бедно налаживается. Зрители часто плачут, когда Ильзе (Валерия Ланская) поет на немецком языке сочиненную в лагере колыбельную «Wiegala». Не все гости мероприятия знают этот язык, но благодаря эмоциональному наполнению композиции — все равно все понимают. И даже если актеры иногда переходят с русского на немецкий, это не мешает восприятию постановки.
Спектакль отличается легкостью, динамичностью и отличным актерским составом: Валерия Ланская, Мария Биорк, Денис Котельников, Иван Новоселов, Антон Эльдаров, Константин Соколов.
Во многих пьесах есть главные герои, как правило — маститые, популярные актеры, которые «держат на себе» все сценическое действо, а зрители приходят в театр только ради них. В «Кабаре Терезин» ничего подобного нет, каждый исполнитель здесь неповторим, харизматичен. Словно подвижный винтик большого, единого механизма, все мужчины, женщины, мальчик (сын Ильзе Вебер) полностью выкладываются для своего зрителя, для общей картины происходящего ценен каждый участник.
Актеры энергичны, пластичны, в чем несомненная заслуга хореографа. Они делают все, чтобы гостям вечера было интересно: шутят, общаются друг с другом, поют, красиво двигаются и танцуют. В постановке много юмора, тепла, любви, искренности, проявления самых лучших человеческих качеств, когда люди поддерживают друг друга как могут, даже находясь в нечеловеческих условиях. Глядя на сцену, иногда забываешь, что речь идет о гетто, а не о буднях обычного городского театра.
«Терезиенштадт отличался высоким образовательным и профессиональным уровнем заключенных, среди которых действительно насчитывалось немало ученых, литераторов, музыкантов, политиков с международной известностью, ежедневно устраивавших спектакли. В этом гетто действовали синагоги, в его стенах выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, лекции, там велась активная культурная жизнь. А вот случаев организованного сопротивления в Терезине выявлено не было, имели место лишь единичные побеги», — объясняет продюсер спектакля Михаил Шейнин.
Происходящее на сцене отличается и завораживающей музыкой, исполняемой спрятанным от глаз публики камерным оркестром. Пианист и композитор Сергей Дрезнин последние 25 лет по крупицам собирал материалы о гетто в Терезиенштадте: архивные материалы, музыку, стихи, с которыми там выступали артисты, и даже детские рисунки, и многие архивные находки он потом переводил на русский.
Помимо изумительного музыкального сопровождения, весомую роль в постановке играют разнообразные костюмы актеров. В процессе спектакля они меняются несколько раз. Сначала мы видим на героях будничную одежду минувшей эпохи — элегантное теплое красное пальто и каблуки на писательнице (Валерии Ланской), ретрошляпки и рубашки на сопровождающих ее представителях сильного пола. Попадая в лагерь, всем им приходится переодеться в унизительные полосатые робы с большой нашитой желтой шестиконечной звездой. Но даже в этот момент, в одинаковом одеянии, узники не теряют своей индивидуальности, стараясь оставаться прежними.
Впечатляет и завершающая сцена, когда герои выходят к зрителям, дружно поют и танцуют: «Голод уйдет скорей, если ты в нашем кабаре! Эти звуки на чужбине, даже в мрачном Терезине, возвращают в мир, в котором есть улыбки и смех…». Герои спектакля стараются шутить, находя поводы для радости даже в самых тяжелых и мрачных условиях: «Обнимитесь, друзья, нам без юмора нельзя. На обломках гетто мы восславим жизнь!»
Как человек, много лет пишущий о Холокосте и выпустивший на эту тему книгу, сотрудничающий с Центром «Холокост», могу уверенно сказать, что этот спектакль — еще и удачный способ изучения произошедшей трагедии. По сравнению с традиционными, академическими формами преподавания истории Холокоста — уроками, лекциями, семинарами, чтением соответствующей литературы, банальной зубрежкой, подобный метод подачи материала, через искусство, «через прекрасное» — весьма эффективен и работает даже с двоечниками. Некоторые зрители и вовсе впервые узнают об этой страшной истории, только попадая на «Кабаре Терезин».
Человек жив, пока о нем помнят. Этот спектакль — дань памяти всем безвинно погибшим в нацистских концлагерях и гетто, всем, чья жизнь была искалечена преступным режимом, жизнеутверждающий, просветительский, с глубокой исторической основой и нравственной миссией, где сплелось ироничное и трагичное, грустное и веселое, оптимистичное и печальное. Рекомендую…
P.S.
Создатели «Кабаре Терезин» выражают особую благодарность Виктору Вексельбергу, председателю попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности, члену бюро президиума РЕКа, семья отца которого погибла в гетто, и Евгению Белову — члену президиума НО БФ РЕК, без которых этого спектакля не было бы.
Суламифь Кримкер
|