Механика памяти-2023 (Киров). Елена Соловьева
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 7, 2024

№ 6, 2024

№ 5, 2024
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

проект



Как работает «Механика памяти»


У Хлынова-Вятки-Кирова до сих пор в плане топонимики и городского брендинга активны все три имени. Банк «Хлынов», ООО «Вятские просторы», газета «Кировская правда». Главная площадь города называется Театральная, и с памятником Ленину тут соседствует трехметровый Шаляпин в роскошной шубе, которого многие кировчане считают своим, поскольку мать его покинула Кумен­ский район Вятской губернии, будучи на седьмом месяце беременности. Чайков­ский, родившийся в Воткинске, тоже причислен к пантеону почетных земляков, как и Салтыков-Щедрин, служивший здесь в ссылке 7,5 лет при губернаторской канцелярии, не говоря уже об уроженце земли вятской Александре Грине (родился в городе Слободском Вятской губернии, а в Вятке провел детство и юность). Поиски «своих» и «собирание истории вятской» стали в Кирове особенно популярны и получили новое, актуальное звучание в 2022 году, когда тут, пожалуй, впервые в стране, был опробован и запущен масштабный проект «Механика памяти», работающий с вят­ской идентичностью, прежде всего, через создание драматургических произведений. Сейчас при поддержке Президентского фонда культурных инициатив полным ходом идет реализация проекта «Механика памяти — 2023» (продолжение проекта 2022 года) и его тематическое ответвление — проект «Механика памяти — 2023. Вятка — малая родина русских ученых».

Идея, где широта творческого поиска органично сочетается с глубиной исторического исследования, принадлежит театральному режиссеру Евгению Ланцову, который в разные годы руководил драматическими театрами Челябинска, Екатеринбурга, Кемерова, Абакана. Но корни режиссер имеет вятские — по материнской линии отследил свою родословную здесь до шестого колена, хотя как сын военного в отчих палестинах проводил только летние каникулы у бабушки с дедушкой. В Киров Ланцов вернулся в 2018 году в качестве художественного руководителя Киров­ского областного драматического театра имени С.М. Кирова. И первыми, пробными шагами «Механики» следует считать сотрудничество театра в рамках культурно-просветительских проектов с Вятским государственным университетом.

Когда политика учредителя в отношении театра изменилась и руководство взяло курс на активное лоббирование московских антреприз, значительно уменьшив долю местного театрального контента, Ланцов ушел в свободное плавание. Он стал победителем конкурса грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В рамках грантового проекта был проведен I Всероссийский драматургический конкурс, где «профессиональные и начинающие литераторы смогли попробовать свои силы в создании пьес, посвященных 650-летию города Кирова / Вятки / Хлынова, вятской истории и ее культурным героям».

Если учесть, что система культурно-капиллярных сосудов самым тесным образом связывает Вятку с большой российской историей, то география конкурса сразу вышла за местные границы. На рассмотрение жюри поступило 47 пьес, в том числе из Москвы, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Твери, Новосибирска. «Были и такие авторы, — улыбается Евгений, — которые в своих старых пьесах просто меняли место действия на Киров, но мы их быстро заворачивали».

Героями отобранных текстов стали, например: Трифон Вятский, основатель Трифонова монастыря, первый книжник и просветитель дикой когда-то территории; Иван Грозный (пьеса «Победитель» Андрея Антонова); юный Александр Грин («Гринландия и люди» Ильи Перцева); школьница Алиса, защищающая свою первую авторскую экскурсию по дневникам кировчанки начала ХХ века («Общество северных охотников» Марии Бердинской); эвакуированные в Киров Евгений Шварц и его жена («Душевая» Дениса Смирнова); жители неперспективной и уничтоженной в 1960-е годы деревни Сухая Река («Последнее лето в Сухой Реке» Екатерины Бронниковой); писатель Салтыков, который еще не стал Щедриным («Вятский плен» Светланы Шимоне).

Пьесы должны были способствовать повышению привлекательности города Кирова и всего Вятского края в глазах жителей и гостей региона. В рамках номинации «Археология памяти» принимались работы, посвященные истории города и его выдающимся горожанам, в номинации «Слово мастера» — инсценировки по произведениям вятских писателей.

Интересная история в этом смысле произошла с пьесой Олега Богаева «ЧЭЧЭВЭ». Первый ее акт был написан еще до пандемии, в 2019-м, по заказу краеведа и мецената Валерия Федяева, который живо интересовался историей вятского края и познакомил Евгения Ланцова с писателем Евгением Шишкиным. Его роман «Правда и блаженство», который охватывает период вятской истории от послевоенного времени до прихода Ельцина, понравился режиссеру, и он задумал сделать по нему спектакль. Олег начал работу, а меценат скоропостижно скончался. В результате пьеса была закончена лишь к «Механике», и от первоисточника в ней осталось только романное пространство, Киров — как место действия, и персонаж Череп. «ЧЭЧЭВЭ» переводится как «Человек человеку волк», подзаголовок у пьесы «Вятский козел в одном акте». Ее герои играют в мистическое домино, к тому же драматург добавил в пьесу вятского фольклора. В «Коляда-театре» ее уже поставил режиссер Иван Федчишин. Пьеса произвела фурор в Екатеринбурге и вошла в репертуар с нового сезона.

По конкурсной пьесе «Вятские сказки» Дениса Орлова режиссер Наталия Красильникова поставила спектакль в Кировском театре юного зрителя «Театр на Спасской». Всего же по итогам конкурса было отобрано десять пьес, поставлены десять эскизов спектаклей. Авторы пяти лучших текстов (Андрей Антонов, Олег Богаев, Екатерина Бронникова, Денис Орлов, Светлана Шимоне) получили денежные премии.

Задача «Механики» — появление качественной драматургии о Вятке, которая, в конце концов, могла бы быть поставлена не только на сцене Кирова, где такой сегмент должен быть обязательно, но и по всей стране. «Механика» помогает жителям Вятки в самоосознании, самоидентификации и, таким образом, нацелена на будущее. Сейчас все пьесы выложены на сайте конкурса.

Показательно, как проект, входя в культурное поле города, расширяет свое пространство. По мнению Юлии Колобовой, идеолога проекта и автора его названия, культуролога, доцента Вятского госуниверситета, принципиальным моментом является то, что эскизы по пьесам-победительницам показываются в исторических местах Кирова, заставляя по-новому звучать архитектурные памятники и знаковые городские места: историческое здание «Центральной» гостиницы / Отеля «Чарушин» (названа в честь известного вятского архитектора); учебный корпус ВятГУ (где в свое время выступал и получил яйцом в лоб Маяковский); лофт-пространство «КРИН» (бывший казенный винный склад конца XIX века). И особенно любимый горожанами Ботанический сад университета, среди благоухающей зелени которого действует сейчас одна из красивейших площадок «Механики памяти» — Белый купол «ART-Инженериума», где проходят лекции, кинопоказы, мастер-классы, читки пьес. Сад основал в 1912 году отставной полковник, большой любитель природы Алексей Истомин, вложив туда все доставшееся ему наследство.

Как пояснила Юлия Колобова, работе над поиском названия — «Механика памяти» — предшествовала работа со студентами над изучением научной проблемы «памяти / забвения». Формула, заложенная в названии проекта, должна была отразить возможности «анализа текста города, сложного с точки зрения идентификации»; кроме того, содержать в себе матрицу, которая бы, резонируя с местным материалом, могла иметь расширение до всероссийского уровня.

«В результате, — считает Юлия, — проект смог задать такой вектор, который позволяет охватить всю 650-летнюю историю города: “память” — это то, что соотносит нас с прошлым, “механика” — задает алгоритм анализа для ответов на вопросы, почему и в какой момент мы стремимся забыть свою историю, прочитывая ее фрагментарно, а затем вновь вовлекаем в оборот в поисках новой культурной идентичности. Познание “истории места” инструментами театра — это еще и возможность эмоционально вовлечь зрителя в переживания “вызовов и ответов” той или иной эпохи».

В декабре 2023 года в рамках проекта «Механика памяти — 2023» пройдет Всероссийский семинар для молодых поэтов «Поэтические штудии», посвященный еще одному земляку — поэту Николаю Заболоцкому. Планируется музыкальная и обширная просветительская программа, за которую отвечает Вятский государственный университет.

«Механика памяти» говорит с горожанами на простом и эмоциональном языке. И люди отвечают взаимностью.


Елена Соловьева




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru