Фантастическое в литературе и культуре второй трети ХХ века. Международная научная конференция. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, 16–18 марта 2023. Наталья Стеркина
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

конференция



Фантастика — это трансформированная реальность


Фантастическое в литературе и культуре второй трети ХХ века. Международная научная конференция. Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН,
 16–18 марта 2023.


Уже второй раз в Институте мировой литературы имени Горького (ИМЛИ) проходит конференция, посвященная фантастическому в литературе и культуре минувшего столетия. В 2022 году внимание было уделено первой трети века, в нынешнем — второй.

Инициаторами конференции стали старшие научные сотрудники отдела теории литературы кандидаты филологических наук А.Л. Гумерова и В.С. Сергеева. Открытие происходило в красивом Каминном зале. После вступительного слова заместителя директора по научной работе ИМЛИ Д.С. Московской началось слушание докладов. В первый день прозвучали доклады и на ожидаемые темы: «Интертекстуальность и литературный диалог в жанре фэнтези: Дж.Р.Р. Толкин и К.С. Льюис» (М.А. Штейнман, НИУ ВШЭ, Москва) и «Magie и fairy как маркеры Волшебной страны у Дж.Р.Р. Толкина» (А.Л. Гумерова, ИМЛИ), и на совсем неожиданные: «Фантастическое и реальное в пьесе Демьяна Бедного «Как четырнадцатая дивизия в рай шла» (М.Л. Федоров, ИМЛИ). Пьеса 1932 года «для нерафинированного зрителя» интересна тем, что незамысловатая фабула, анекдот о том, как старуху Маланью, девицу непорочную, в рай не пустили, а целая дивизия (квартирьеры в первых рядах) колоннами беспрепятственно вошла, оснащена одновременно приметами земной реальности («пропускная будка», «плут кашевар») и комически-макабрическими вывертами небывальщины («у Святого Николая — офицерское собрание»).

И в первый, и во второй день были прочитаны доклады о фантастическом в творчестве Леонида Леонова (О.А. Овчаренко, ИМЛИ, М.А. Щукина, МГУ). М.А. Щукина сформулировала свою тему так: «“Апокалипсис от Никанора” Л.М Леонова как эсхатологическая антиутопия ХХ века: граница между магическим, фантастическим и мистическим реализмом». Роман Леонова «Пирамида» до сих пор вызывает много споров: некоторые считают, что это произведение следует рассматривать под углом «духовного реализма», другие же считают этот термин некорректным. Было высказано мнение, согласно которому «Пирамида» — роман-наваждение.

Во второй день были представлены доклады, посвященные и отечественной, и зарубежной литературе.

Е.А. Папкова (ИМЛИ) рассказала о движении во времени в произведениях Всеволода Иванова. Вс. Иванов, автор фантастических произведений «Агасфер», «Медная лампа», использовал элементы фантастического и в текстах, которые писал в стол: «У» и «Кремль».

Е.С. Апалькова (МГУ / ИМЛИ) посвятила свой доклад принципам гоголевской фантастики в прозе Сигизмунда Кржижановского. Кржижановский в своих рассказах, как и Гоголь, использовал гротеск. Если у Гоголя сбитенщика с красным лицом издали можно принять за самовар, то у Кржижановского стулья спинками сталкивают журналиста Штамма на пол. Если в «Портрете» (Гоголь) странное, фантасмагорическое связано с портретом, то в «Автобиографии трупа» (Кржижановский) — с письмом, причем дело происходит в странной съемной квартире.

Очень интересно выступила А.В. Митрофанова, доктор политических наук (ФНИСЦ РАН) с докладом «Социалистический реализм и советская научная фантастика второй трети ХХ века в генезисе современной коммунистической фантастики». Слушатели познакомились с малоизвестными фактами существования так называемой комфантастики, корни которой, как считает докладчик, уходят в творчество Ивана Ефремова. В частности, был представлен роман Велимира Долоева «Цветы прорастают сквозь кости». В короткой повести рассказана история девушек, верящих в мировую революцию и строящих социализм. Интересно, что автор связывает «светлое будущее» именно с женщиной. Хотя в произведении ослаблены причинно-следственные связи  (неясно, откуда у героинь такое революционное мировоззрение), нет опоры на какую-либо теорию, убедительно показан фантастический, желаемый мир. Автор охотно использует феминитивы.

В.С. Сергеева (ИМЛИ) уделила внимание детской фантастике. Она рассказала о пьесе Тамары Габбе «Город мастеров».

Среди зарубежных авторов участников конференции привлекли Эдгар По, Станислав Лем, Роберт Шекли, Рэй Брэдбери.

Самым увлекательным было сообщение Е.В. Дворниченко (РГУ им. Косыгина, Москва) «Повседневное и фантастическое: дом и кухня Ширли Джексон». Джексон — автор романов ужасов, где фантастическое присутствует в обыденности постоянно. Ее короткие рассказы полны зыбкой тайны. Стивен Кинг назвал ее роман «Призрак дома на холме» лучшим готическим романом ХХ века.

Несколько докладов были посвящены фантастическому в кинематографе.

К.А. Чекалов (ИМЛИ) назвал свой доклад «Балао-2: трансформация фантастики Гастона Леру в сиквеле С. Стеемана». Т.В. Крувко (РГГУ) представила сообщение «Нечеловеческие агенты в фантастических фильмах в контексте дискурса критиче­ского постгуманизма», а Н.И. Стеркина (ВГИК) — «Фантастические идеи: иронический триллер А. Хичкока “Незнакомцы в поезде”».  В докладе Т.В. Крувко речь шла о фильмах («Проект Лазаря» Матео Хиля, «Мир будущего» Дона Херцвельда), в которых отразились проблемы человека, живущего в век техногенных катастроф, в условиях глобализации. Клонирование, замораживание — вот ответ на вызовы времени.

В последний день конференции состоялся круглый стол на тему «Проблемы жанра и изучения фантастической литературы второй трети ХХ века». Фантастиче­ское, как выяснилось, не закреплено ни за одним жанром: его следы можно обнаружить и в триллере, и в готическом романе, и в детективе, и даже в детской пьесе. Разнообразие предложенных тем свидетельствует об интересе к фантастическому допущению, к нарушению границ реального в разных формах искусства. Были отмечены некоторые выступления, вызвавшие наибольший интерес, например, посвященные роману «Пирамида» (Л. Леонов). Было высказано еще одно предположение: возможно, это роман-апокриф? В общем, за «круглым столом» продолжилось изучение фантастической литературы…

Организаторы, подводя итоги, заверили участников, что обязательно выйдет сборник статей и что в следующем году непременно состоится очередная конференция.


Наталья Стеркина




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru