Палимпсест. Литературоведческий журнал (Нижний Новгород). Ольга Довгий
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

незнакомый журнал



«Знаки смыв прилежно…»

Палимпсест. Литературоведческий журнал (Нижний Новгород).


Что такое палимпсест? Поисковая система выдает два основных ответа: 1) рукопись, написанная на пергаменте, уже бывшем в употреблении; 2) литературоведческий журнал Нижегородского университета.

Как журнал назовете…

О смысле названия. Авторы идеи, безусловно, апеллировали к гуманитариям, хорошо знакомым с первым значением слова: название должно сразу привлечь «своего чтеца» (говоря словами Антиоха Кантемира) и уберечь «не своего» от траты времени: «Наш журнал связан с понятием палимпсеста не только своим названием1 . Его научная стратегия предполагает постоянное движение поверх привычного и заранее данного. Публикуемые в нем статьи, “стирая” устаревшие или недостаточно обоснованные толкования, будут, однако, ориентированы на то, чтобы самим, когда это понадобится, уступить место новым текстам, диалектически отрицающим предшествующее отрицание… Палимпсест — понятие подвижное, открытое к дальнейшим трансформациям и способное, если понадобится, стать обозначением самых разных явлений».

О тематике. Определение «литературоведческий» говорит само за себя: «публикует исследования по различным аспектам литературоведения, включая историю русской литературы, историю русского литературоведения, литературную критику, теоретические проблемы литературоведения, сравнительное литературоведение». Но не все так просто: «Несмотря на то что журнал преимущественно посвящен истории русской литературы, его страницы открыты для любых научных дисциплин, с которыми она так или иначе соприкасается».

О месте рождения и его традициях. Журнал «Палимпсест» родился в 2019 году в Нижнем Новгороде. Это многое объясняет. «Волжских жители брегов» — филологи не исключение — всегда отличались независимостью и оригинальностью мышления, исследовательской смелостью и новизной подходов.

Готовя эту заметку, я задала несколько вопросов главному редактору журнала, профессору кафедры литературы ННГУ Алексею Валерьевичу Коровашко. Это интервью и будет мне путеводной нитью.

«Нижегородская литературоведческая традиция и литературоведческая традиция, связанная с Нижегородским государственным университетом, — вещи, которые нельзя считать идентичными, — рассказывает главный редактор. — Говоря о второй традиции, мы, в свою очередь, должны разграничивать в ее рамках изучение зарубежной литературы и литературы русской. Обращаясь к истории изучения последней на филологическом факультете когда-то Горьковского, а теперь Нижегородского университета, нельзя не вспомнить такие имена, как, например, Г.В. Краснов (1921–2008), В.А. Грехнев (1938–1998), С.И. Сухих (1939–2013), Н.М. Фортунатов, И.К. Кузьмичев. Эти ученые внесли весомый вклад в самые разные сферы отечественного литературоведения. Их деятельность, однако, не ограничивалась чисто академическими исследованиями, приобретая порой характер ответственного поступка, требующего определенного гражданского мужества. Так, в середине 1960-х годов. Георгий Краснов, бывший тогда заведующим университетской кафедрой русской литературы, не побоялся устроить к себе на работу опального Юлиана Оксмана, уволенного перед этим из ИМЛИ и исключенного из Союза писателей.

Не все из того, что в организационном плане делалось литературоведами-русистами Горьковского (Нижегородского) университета в 1960-е годы, отошло в область истории. В 1969 году по их инициативе в музее-заповеднике А.С. Пушкина «Болдино» были проведены первые Болдинские чтения, которые с тех пор стали регулярными и превратились в чрезвычайно значимую международную конференцию.

Изучение русской литературы в Горьковском (Нижегородском) университете всегда было тесно связано с изучением русского фольклора. Своим возникновением этот союз обязан, прежде всего, Кларе Евгеньевне Кореповой — любимой ученице В.Я. Проппа».

Кто придумал новый журнал? Вместе с главным редактором, Алексеем Коровашко, — Ирина Сергеевна Юхнова, также профессор кафедры литературы ННГУ (заместитель главного редактора). В редколлегию входят известные филологи из Екатеринбурга, Лондона, Москвы, Нижнего Новгорода, Пскова, Стамбула. Члены редколлегии активно публикуются в журнале.

Зачем создан новый журнал? «Чтобы стереть искусственную оппозицию “старого” и “нового”, академически застывшего и продолжающего развиваться. Классические тексты, давно ставшие предметом разборов и анализов, будут иметь в “Палимпсесте” равные права с еще не “остывшими” произведениями современного литературного процесса… Палимпсест — понятие подвижное, открытое к дальнейшим трансформациям и способное, если понадобится, стать обозначением самых разных явлений… Воскрешать стертое и одновременно избегать стершегося — вот главная цель, стоящая перед авторами “Палимпсеста”».

Авторы. «Лица необщее выраженье» «Палимпсеста» в большой степени складывается из принципов работы с авторами. «Стратегия “Палимпсеста” довольно проста, но следовать ей не так-то и легко, — делится главный редактор. — К сожалению, в наше время, когда чиновники от науки ввели официальный культ поклонения демону наукометрии, многих сотрудников вузов и НИИ прекратило интересовать, что и как они пишут. Вместо этого они бросились осваивать разнообразные магические техники, обеспечивающие повышение индекса цитируемости. “Палимпсест”, напротив, стремится внести посильный вклад в “расколдовывание” зачарованного мира современной гуманитарной периодики».

Да, соблюдение всех правил оформления статей обязательно (без этого сейчас никак нельзя, учитывая естественное желание любого журнала войти в список ВАК), но важно отношение руководства к оппозиции «содержание статьи / ее оформление». В «Палимпсесте» к строгостям оформления относятся иронически, как к своего рода игре, и никогда не отвергнут статью, содержащую новое живое слово, из-за неумения ее автора самостоятельно пробраться через лабиринты, кишащие «оформительскими монстрами», а помогут преодолеть технические трудности. Поэтому раз пришедший в «Палимпсест» автор — скорее всего — захочет продолжить дружбу с журналом. И тут цепочка очевидна: наличие постоянных авторов — это создание «слоев», тематических, стилистических, интерпретационно-методических. А это прямой путь к формированию уникального образа журнала.

Даже простой взгляд на географию авторов (Арзамас, Белград, Брянск, Владивосток, Владимир, Геттинген, Коломна, Магнитогорск, Монреаль, Москва, Нижний Новгород, Новгород, Пенза, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Саранск, Самара, Таллин, Тверь, Томск) обещает разноцветье тем, подходов и приемов.

Увы — уже есть опыт перехода авторов, в том числе постоянных, в число героев рубрики «In memoriam». В «Палимпсесте» опубликованы последние статьи В.А. Кошелева, Н.Л. Вершининой,  В.С. Листова, Н.Л. Васильева.

Путешествие по сайту. Сайт — визитная карточка журнала— сделан «прилежно и с любовью». Он информативный, прозрачный (есть все необходимое — концепция, состав редколлегии, принципы редакционной политики, информация для авторов, архив номеров, контакты), постоянно обновляется, все ссылки работают — что является показателем слаженности команды. Свежий номер (журнал выходит четыре раза в год) сразу появляется на сайте.

Самый первый номер журнала открывает статья В.С. Листова «К одному эпизоду из жизни “майора Ковалева”. Пушкин и Гоголь на страницах журнала “Современник”» (1836). Новый журнал начинает плавание, осенившись именами Пушкина и Гоголя. И раздел «Пушкинистика» в журнале «не пустует, не молчит».

Среди постоянных рубрик — «Литература и биография», «Петербургский текст», «Диалог текстов и литератур», «Проблемы текстологии», «Литература и фольклор», «Поверх барьеров (литература о литературе)», «Архив», «Рецензии», «Хроника научной жизни», «In Memoriam» и т.д. Есть рубрики, включающие пока по одной статье («Флористическая поэтика», «Поэтика урбанизма», «Аксиологические аспекты литературы» и т.д.). Это тоже политика журнала: если прислана статья, для которой пока нет рубрики, — ее тут же придумывают. Так начинается новая тема, новый слой.

Итак, что же мы поняли из путешествия по сайту журнала и разговора с главным редактором?

«Движение», «обновление», «открытость», «разнообразие» — вот ключевые слова «Палимпсеста».

Кого ждут в журнале? «Если кому-то действительно есть что сказать по поводу той или иной проблемы, имеющей отношение к истории русской литературы, и ему не безразлично, как это “произносится” (иными словами, он должен уважать потенциального читателя), то ему всегда найдется место на страницах “Палимпсе­ста”», — приглашает главный редактор.

Итак, в журнале ждут авторов, с приходом которых может возникнуть новый «слой», — чем необычнее, тем лучше.

Но самим авторам не обидно ли знать, что их слой однажды сотрут?

Несомненно, сотрут.

Но ведь, чтобы появилась возможность стереть, — его однажды откроют.


Ольга Довгий



1  Все цитаты в тексте, кроме цитат из интервью А.В. Коровашко, взяты с сайта журнала: http://www.palimpsest.unn.ru/ru.




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru