Денис Балин. Фрагменты. М.: АСПИ, 2022. Анастасия Павлова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023
№ 7, 2023

№ 6, 2023

№ 5, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ: НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

дважды



Денис Балин. Фрагменты. — М.: АСПИ, 2022.


Как важно не быть серьезным


Уж сколько раз твердили миру, что гений в простоте и еще что юмор — это вообще-то очень сложно, и если эта сложность поэту подвластна, то больше и не надо ему ничего…

В предисловии к сборнику сказано, что поэт Балин требует «второго прочтения», что только на первый взгляд его стихи — унылое урбанистическое общее место. На второй взгляд открывается что-то иное. В аннотации тоже не поскупились на похвалу: здесь говорится, что поэт «отважно экспериментирует с новой словесной реальностью». Вот не стоило этого говорить, ой как не стоило. Вообще, по моему скромному мнению, предисловие к поэтическому сборнику стоит изжить как жанр, особенно если это предисловие к сборнику ныне живущего поэта. Господа издатели! Лучше не создавать совсем никаких ожиданий, чем создать те, которые потом не оправдаются. Не малюйте черта, когда в итоге он окажется вышит крестиком.

Но вернемся к поэту. Чтение «Фрагментов» — не ловля блох в выверенном поэтическом целом, это ловля отдельных поэтических удач в неудавшемся талмуде от мира поэтических сборников (почти 130 страниц!). Неизвестно, какие цели преследовались поэтом и всеми, кто помогал ему составлять книгу, — хотелось ли показать Балина и как верлибриста, и как поэта, тяготеющего к минимизации высказывания, или же просто, не мудрствуя лукаво, во «Фрагменты» собрали все написанные за последнее время стихи, — в любом случае сделано это было напрасно.

Всего в сборнике представлено пять разделов: собственно «Фрагменты», затем «Селфи», «Анатомия социальных сетей», «Миниатюры» (внутри фрагментов, да) и отдельно — поэма «Мутная река». Раздел «Миниатюры» мог бы показать Балина если не как невероятного новатора, то как хорошего ироничного поэта. Поэта, которому не чужда афористичность, лаконичность, немногословность, граничащая с избеганием высказывания (а мы знаем, что нужно обходить молчанием то, о чем невозможно сказать). При этом его немногословность лишена утяжеляющего нашу и так непростую жизнь трагического пафоса. Это безоговорочно закрытая дверь вместо многочасовой истерики. Это жест (щелчок по носу) вместо многозначительных вздохов в тишине. Балин не дает возможности для множественных интерпретаций, прямое высказывание — его месседж, стеб — его язык, призрак поэта-минималиста Леонида Виноградова — его сидящий на плече ангел, гений, нашептывающий на ухо очередную строфическую выходку.

Визитная карточка:


               ни за что

               слышите

               ни за что

               не пишите

               верлибры

               мне

               больше

               достанется


Или:


               он не знал ничего о верлибрах

               воротил нос и верил в рифму

               придавал значение

               стихотворным размерам

               никогда

               никогда

               никогда

               не читал свободные стихи

               а потом прочитал этот


И наконец (тут призрак Виноградова, видимо, пришел в неистовство и захватил власть над телом):


               РОССИЯ ТЫ ВСЯ…

               1

               Россия ты вся глоток кваса в жару

               2

               Россия ты вся роняешь багряный свой убор

               3

               Россия ты вся перекур на морозе

               4

               Россия ты вся не пройти не проехать


(В то же время призрак нашептывает, что до филигранной «России с птичьего полета» немного не хватило.)

Обращения к разным поэтикам прошлого (и настоящего, но тут, возможно, вчитывание) вообще щедро рассыпаны по сборнику,  будь то прямое называние («…Вот  женщина, а вот ее мужчина»), аллюзия, скрытое цитирование и («33») попытка отрефлексировать чуждое поэтическое явление («…одна женщина написала верлибр о своем половом органе…»), или же просто смежность по форме и манере («Ода зарядному устройству» и все «Миниатюры»), хотя фактически достается почти всегда Серебряному веку.

Но мы отвлеклись. Итак, раздел «Миниатюры» — это безусловная поэтическая удача, та самая «жемчужина неправильной формы», которая вызывает восхищение, несмотря на всю свою шероховатость.

Проблема в том, что к миниатюрам приходится пробираться через тонны дистиллированных, стилистически стертых и поэтически не напряженных стихов. Где-то выглянула та самая «новая словесность», которая в ходе «экспериментов» Балина вывернулась наизнанку и ушла в кромешность  («Человек человеку лайк», например), где-то произошло выпадение в откровенную пошлость (разлитые по всей первой части «зебры берез»).

Самый неудачный в этом отношении раздел, на мой взгляд, «Анатомия социальных сетей». Название готовит нас к поэтическому препарированию современного явления, но на выходе мы получаем лишь бесконечное повторение слова «лайк» в однобоких контекстах. Невозможно выбрать более очевидную иллюстрацию того, насколько чужда Балину эта якобы современная лексика (хотя, прошу прощения, «френды» и «репосты» — это не то чтобы неологизм последнего часа), насколько неуютно он чувствует себя в свободной стиховой форме, когда вынужден использовать эти слова, насколько бедственно его верлибры напоминают плохую (но зато версейную!) прозу, хотя буквально на следующей странице начинаются «Миниатюры», где тоже есть верлибр. И верлибр там великолепен.


               * * *

               человек человеку лайк

               лайк

               от человека человеку


               лайк

               лайк


               поставишь лайк

               поставлю лайк

               где твой лайк

               вот мой лайк


               и тебе лайк, и тебе лайк, и тебе лайк

               и ты мне лайк, и ты мне лайк, и ты мне лайк

               лайк

               лайк

               лайк

               лайк


               а ты мне лайк или не лайк

               я тебе лайк, а ты мне лайк

               лайк за лайк


Ну, раз уж мы тут по новой словесности, то это кринж.

Еще многое о недостатках остальных разделов сборника можно сказать — и о диванном философствовании, о морализаторстве, о неловкости, но говорят, что ругаться вредно для здоровья. Что касается крупной формы — «100 стихов о полиэтиленовом пакете» заслуживает гораздо больше лайков, чем поэма «Мутная река».

Читать «Фрагменты» Балина стоит не с середины, а с раздела миниатюр, так и знайте.


Анастасия Павлова



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru