Библионнале на Урале (ребрендинг Екатеринбургского книжного фестиваля). 11–14 ноября 2022 года, Екатеринбург. Евгений Иванов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024
№ 12, 2023

№ 11, 2023

№ 10, 2023
№ 9, 2023

№ 8, 2023

№ 7, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

фестиваль



Библионнале#наурале. Начало

Библионнале на Урале (ребрендинг Екатеринбургского книжного фестиваля).
 11–14 ноября 2022 года, Екатеринбург.


Биеннале бывают разные. Традиция их проведения отправилась в большое плавание на гондоле от берегов-улиц Венеции еще в позапрошлом веке. Постепенно фестивали искусств с заданной периодичностью «раз в два года» (это и означает биеннале в буквальном переводе) распространились по всему свету. Каких только двухгодичников не устраивают. На первом месте, конечно, — арт, в основном по-современному актуальный. Но проходят и биеннале дизайна, архитектуры, театра, даже промыслов и ремесел. Стяжала себе славу на протяжении последнего десятилетия Уральская индустриальная биеннале. Только книгу почему-то подобные дважды-выставки обходили стороной, разве что на берегах Невы водится Биеннале книжной графики и иллюстрации, но это несколько другой коленкор, одетый в багет. Исправить положение взялся, как всегда, наш опорный край державы. И вновь заработал местный генератор идей — Свердловская областная библиотека им. Белинского, организовавшая ранее Всероссийскую литературно-критическую премию «Неистовый Виссарион». Она убрала кое-что лишнее из привычного словесного определения, добавила нужное, внесла временные коррективы, указала точное место дислокации. Так родилась Библионнале#наурале. Можно сказать, что у Индустриальной биеннале появилась сводная сестра. Если нужно объяснить сложносочиненное название совсем просто, то это — библиотечно-книжный ежегодник, форум совершенно нового формата.

Возник он на надежном фундаменте. Ведь и Екатеринбург, оттолкнувшись от деревянного купеческого зодчества, впал в функционал конструктивизма, а затем смело вышагнул в будущее небоскребами.

Так и Екатеринбургский книжный фестиваль в Белинке стал историей. Он ежегодно проводился главной библиотекой области с 2008-го по 2021-й, а теперь превратился в более современное культурно-литературное сооружение с иными масштабами. В перспективе есть планы вывести его на просторы всего Уральского федерального округа.

У Библионнале#наурале четыре направления: БИБЛИО_тека, БИБЛИО_тема, БИБЛИО_текст, БИБЛИО_арт. Все они находятся между собой в перекличке и состоянии взаимообогащающего перетекания, поскольку фестиваль имеет интертекстуальный характер.


Коллективный Травел’Ok


«А сколько будет идти Библионнале#наурале? — переспросила корреспондент местного телевидения. — Месяц?»

Ответ был: «Четыре дня».

«Но ведь вы сказали, что у вас намечено сорок с чем-то мероприятий», — удивилась журналистка.

Действительно, обширная программа форума уложилась в короткий промежуток с 11 по 14 ноября 2022 года. Но и подготовительная работа была насыщена интересными событиями.

На предварительном этапе организаторы Библионнале#наурале составили удобный «Гид по модельным библиотекам Свердловской области». Регион находится в числе передовых, активно занимаясь модернизацией и переоснащением библиотек. Количество их в городах области приближается к двум десяткам. Воспользовавшись гидом, туристы теперь могут сделать осознанную остановку в пути в одной из «моделек», оценить их интерьер, оригинальную концепцию, оборудование, разнообразить интеллектуальный отдых.

Выпустили к фестивалю в Белинке и собственное издание — 24-полосную цветную газету, ПутЁвый журнал библионнале. Название для него подсказала книга очерков Дмитрия Мамина-Сибиряка «По Уралу». Главный смысл проекта заключался в том, чтобы составить обновленный «словесный портрет» уральской столицы и ее окрестностей. Увидеть его глазами гостей и местных писателей. Авторами «По Уралу»-версия.2022 стали участники прошлогоднего Книжного «женского» фестиваля, победители и члены жюри премии «Неистовый Виссарион», специально ангажированные литрезиденты, которых библиотекари пригласили к путешествию.

В состав авторского коллектива вошли писатель и критик из Челябинска Дмитрий Бавильский, критик и поэт из Петербурга Валерий Шубинский, столичные авторки Анна Голубкова и Татьяна Риздвенко.

Получивший чуть ли не все основные литературные премии этого года за роман «Саша, привет!» Дмитрий Данилов запустил читателей на свою поэтическую кухню, рассказав, как написал во время визита в Екатеринбург злободневное стихотворение по мотивам песни «Какое мне дело до всех до вас» из советского фильма «Последний дюйм».

Роман Сенчин, переехавший в Екатеринбург, поделился писательскими ощущениями о шести годах, прожитых на Урале. Автор широкого профиля Владимир Березин получил возможность сравнить собственные впечатления из 1990-х, тогда он приезжал в Екатеринбург как фантаст на фестиваль «Аэлита», с реалиями сегодняшнего города. Лауреат премии «Поэзия» в номинации «Стихотворение года» (2019) Екатерина Симонова написала о родном Нижнем Тагиле. В рубрике «Байки и скрепы» кинодокументалист и прозаик Андрей Титов, работавший на Свердловской ГТРК, вспомнил в рассказе «Край непуганых трактористов» о том, как в те самые 1990-е была «тяжела и неказиста жизнь тележурналиста» при попытках освещения ураль­ской глубинки.

В отличие от обычных газет в первом номере «По Уралу» много места отвели поэзии, имеющей привязку к местности. Опубликованы были: стих «Екатеринбург» Александра Грефенштейна, больше известного как знаток геральдики, ностальгический текст Евгения Сусорова «Реквием книжной яме», шедевр Пастернака «Урал впервые» и целая поэтическая композиция «Уличное-Личное», которую образовали лирические стихи с упоминанием реальных улиц Свердловска/Екатеринбурга, созданные за полвека.

Два разворота Путёвого журнала были отданы под «Городскую литкарту».

Представители писательского сообщества Николай Коляда, Алексей Сальников, Юлия Кокошко и другие в ходе опроса назвали три важных для них места литературной силы в Екатеринбурге.

Японист и критик Александр Чанцев вел путевые заметки прямо на Библионнале в режиме реального времени, в результате получился задел для редакционного портфеля в виде комплекта записок из 131 пункта.

Издание проиллюстрировали снимки замечательного фотографа Владимира Хаманова (к сожалению, он недавно ушел из жизни). Он пытался зафиксировать в своих работах геометрию города на Исети.


«Школа читателя»


В рекламном спаме то и дело появляются объявления, обещающие обучить вас в рекордные сроки навыкам литературного письма для извлечения личной выгоды — как создать бестселлер, стать успешным писателем и быстро прославиться. Пусть это останется на совести тренеров, поскольку имена многих из них никто никогда не встречал на обложке книжных хитов. В противовес этой тенденции Библионнале#наурале запустила библиотечный проект «Школа читателя», ведь форум ориентирован на тех, кто хочет повысить качество своего чтения, лучше разбираться в литературе, грамотно сформировать домашнюю коллекцию.

Серия лекций касалась самых разных аспектов читательских практик. Специалисты по «классному чтению» делились накопленным опытом в ходе встреч «Все то, что вас заставляли читать в школе и что казалось скучным, на самом деле — скандалы, интриги, расследования» и «Современные мемуары и мемуары прошлого: как они устроены?», воркшопа «Ошибка рецензента», мастер-класса «Читаем с листа с удовольствием», батла «Что и как читать подросткам», диалога с читателями «Литературный перевод как приближение к тексту».

Оригинальной школой контактного общения для читателей стала уже опробованная акция «Поэт тет-а-тет», когда стихотворцы встречаются с каждым слушателем лично. Уголки, где девятнадцать поэтов вели прием неравнодушных к изящной словесности граждан, были рассеяны по всей Белинке и стилизованы в духе знаменитых литературных кружков: «Башни» Вячеслава Иванова, трактира «Трехрогая луна», дадаистского «Cafe Terasse», «Бродячей собаки», «Полтутора комнат» Бродского.

Не совсем скромно, но заслуженно в дни работы первого библиотечно-книжного ежегодника в Музее «Литературная жизнь писателей Урала ХХ века» (исключительно по инициативе музейщиков) открылась выставка о самих организаторах Библионнале: Елене Соловьевой, Екатерине Симоновой, Сергее Ивкине и авторе этих строк. Посетители теперь смогут узнать о личных коллекциях, книжных предпочтениях, взглядах на литературу и жизнь, среде обитания и вещах, окружающих живых мастеров слова. Молодым инициаторам проекта было непросто его пробить, так как по старинке все рассматривают музейные экспозиции только как мемориалы классикам. Выставка «Местные: люди книги» станет первой в серии об ОПГ, в данном контексте — об организованных писательских группировках Свердловска-Екатеринбурга настоящего и недавнего прошлого. Начать решили с писателей и поэтов, свивших гнездо в Библиотеке им. Белинского. Чтобы не было как в песне уральской группы «Чайф»: «Сегодня умрешь, завтра скажут — поэт».


Евгений Иванов




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru