Рупор Камбербэтча: лаборатория читок современной драматургии. 21–22 мая 2022 года, Москва. Матильда Ульянова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023
№ 7, 2023

№ 6, 2023

№ 5, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

лаборатория



Новые возможности

Рупор Камбербэтча: лаборатория читок современной драматургии. 21–22 мая 2022 года, Москва.


«Вдох… выдох… Вдох… выдох… Вдох… Выдох…». Так, финальными словами Маши, главной героини пьесы Юлии Тупикиной, закончился второй день читок лаборатории «Рупор Камбербэтча».

Лаборатория — новый литературно-театральный проект, созданный двумя независимыми театральными деятелями — Екатериной Ширяевой и Дарьей Мартьяновой. К участию приглашались начинающие актеры, режиссеры и драматурги, студенты и выпускники профильных учебных заведений без возрастных ограничений. Главное условие: пьесы  должны быть написаны после 2015 года. Инициативу создания «Рупора…» поддержало Объединение культурных центров ЮЗАО Москвы и дало возможность проводить публичные читки в библиотечных пространствах.

Участвовать вызвались тридцать два человека — из Москвы и других городов, и проект превратился в межрегиональный. Отличительной чертой первого сезона стала возможность режиссеров поставить читку собственных пьес.

Полтора месяца отбирались произведения, объединялись команды, проходили репетиции. Наконец, в мае в Москве сценические работы были представлены на двухдневном марафоне читок.

Открыла марафон пьеса «В городе М.» (автор и режиссер — Дмитрий Лунин). Произведение на стыке комедии нравов и комедии положений погружает зрителей в гротескный мир аристократического общества. Романтичный и абсолютно несчаст­ный жених-аферист хочет обогатиться с помощью женитьбы на легкомысленной вдове-аристократке, а потом убить ее, чтобы завладеть богатством жены. К счастью, в дело вступает частный детектив с товарищами. Отличительная черта пьесы — диалоги: они почти сплошь состоят из шуток. Лунин поставил актерской команде сложную задачу: не просто прочитать пьесу, но разыграть ее перед зрителями. Благодаря яркой исполнительской работе герои комедии ожили на сцене. Особенно выразительным получился вечно смеющийся остряк-детектив в исполнении самого Лунина, эдакий брат доктора Ливси из «Острова сокровищ».

Следующая пьеса — «Саус Парк» Дианы Литвиновой, драматурга из Воронежа. События происходят в самом неблагополучном районе Воронежа — Машмете, в запущенном и таинственном городском парке «Южный». Тридцать лет назад Южный фигурировал во всех воронежских газетах как место, где видели инопланетян, а сейчас две подруги пришли туда устанавливать спиритическую связь с умершей матерью одной из них. Старая вырезка из газеты о пришельцах, найденная в дневнике матери, не дает покоя горюющей девушке. Абсурдные обстоятельства вскрывают боль каждого из героев. Сложная атмосфера истории подтолкнула режиссера Екатерину Ширяеву к непростой сценографии: персонаж странного прохожего существовал за выходящим на улицу окном, которое одновременно было и задником сцены (а деревья на улице — декорацией Южного парка). Наличие персонажа вне стен здания лишь увеличивало странность происходящего. Входил на сцену странный прохожий тоже через окно.

Завершали первый день читок «5 новелл о жизни и любви. Кино в театре». Татьяне Демидовой, сценаристу, драматургу, режиссеру, пришлось проделать колоссальную работу для воплощения своей идеи: команда из семи актеров читала адаптированные версии сценариев короткометражных фильмов. Насыщенность и контрастность переживаний, испытаных зрителями, эмоциональные «американские горки», стали несомненным подтверждением мастерства работы автора и ее команды.

Второй день начался с сатирической и минималистичной истории Наталии Кокаревой «Саша и Маша идут грабить банк» в постановке режиссера Александры Рамм. Бедная молодая женщина Маша, попав в трудную ситуацию, вместе с новой подругой Сашей решается на ограбление. Когда отчаянная попытка приводит ее в тюрьму, она вдруг осознает: Саша — вымышленная подруга…

Рамм, живущая в Санкт-Петербурге, решила попробовать новый для себя формат: онлайн-читку. Команда актеров из Санкт-Петербурга, Москвы и Перми прочитала пьесу в прямом эфире для участников библиотечных групп ЮЗАО Москвы.

Живые читки второго дня лаборатории стартовали произведением «Между криком и тишиной» Артема Пудова, который стал и режиссером читки своей пьесы. Многие гости марафона потом отметили: яркое актерское прочтение материала изменило его понимание. Пьеса, похожая на полотно художника-импрессиониста, — о семейной паре. Супруги хотят вычеркнуть из своей жизни «ненормального» родственника жены, запрещая даже вспоминать о его существовании. Но что делать, когда он сам появляется на пороге дома? Драматургу удалось аккуратными словесными мазками обозначить вершину айсберга семейной драмы, а остальное отдать на откуп зрительскому воображению.

Читка пьесы Михаила Хейфеца «Анатомия страха» стала премьерой во многих смыслах. Это и режиссерский дебют актера и театрального педагога Владислава Третьяка, его актерской команды, и новое прочтение самой пьесы. Триллер о подозрительных попутчиках: о странном водителе и не менее странной пассажирке, которые обнаруживают в загадочности друг друга все новые пугающие детали. Вправду ли в машине оказались маньяк и наводчица — или это домыслы перепуганных людей?

Смещение эмоциональных акцентов в сторону юмора, хоть и черного, преобразило текст. Драматург даже отметил у себя в соцсетях: «А вот читка в Москве пьесы “Анатомия страха” одновременно и удивила, и порадовала. Я-то думал, что написал леденящий кровь триллер, а на поверку вышло…».

Но от юмора не осталось и следа, когда восемь актрис читали со сцены документальную пьесу «Танго морген, танго пли» — письма и воспоминания жителей Новосибирска о Великой Отечественной войне, собранные драматургами Екатериной Бондаревой и Андреем Ивановым.

Образ народа-победителя рассыпался на кусочки от прямой речи людей, переживших войну. Отчаяние, боль, истощение — вот из чего состояла повседневная жизнь. И главный ее парадокс: среди невыносимого, бесконечного кошмара есть место для такого же невыносимого, жгучего желания жить и любить!

У режиссера Алексея Моисеева было исключительное разрешение на использование материала. В открытом доступе пьесы нет, с ней мало работали в театрах. Зрители «Рупора Камбербэтча» имели возможность услышать третью публичную работу с этой пьесой.

Второй день марафона и вся лаборатория завершились читкой пьесы Юлии Тупикиной «Вдох-Выдох» — экзистенциальной истории о девочке-старшекласснице и ее конфликте с ближайшим окружением, о ценностном выборе и его трудностях. Пьеса Тупикиной, с проработкой персонажей и нетривиальными сюжетными поворотами, захватила зрительское внимание и не отпускала его до самого конца. Начинающая режиссер Анна Молканова смогла создать особую сценографию: пространство возле камеры телефона было местом для блогинга и для исповеди героев, рассадка персонажей показывала тонкие взаимосвязи между ними, а центральное пространство на сцене было местом их конфликта.

Лаборатория стала пространством творчества, экспериментов и полезных знакомств для театральных специалистов, а для любителей театра — увлекательным путешествием в современную драматургию, возможностью услышать новые произведения, открыть новые имена. Успех проекта дал возможность организаторам провести второй сезон «Рупора Камбербэтча» уже осенью 2022 года.


Матильда Ульянова



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru