АРХИВ
Об авторе | Константин Яковлевич Ваншенкин (17 декабря 1925, Москва — 15 декабря 2012, там же) — советский и российский поэт, автор слов популярных песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алеша», «Вальс расставания», «Женька», «За окошком свету мало», «Как провожают пароходы», «Я спешу, извините меня», «Тополя», «Нелетная погода» и других. Лауреат Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001). В 1942 году Константин Ваншенкин ушел на фронт — в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах в составе 4-й Гвардейской воздушно-десантной бригады (командир отделения), 339-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона. Начал писать в конце войны, в Венгрии, но лучшие стихи написал значительно позже. Демобилизовался в конце 1946 года в звании гвардии сержанта. После войны поступил в геологоразведочный институт, но, страстно увлеченный поэзией, перешёл в Литературный институт имени А.М. Горького, который окончил в 1953 году. Был постоянным автором «Знамени». Впервые напечатался в журнале «Знамя» (и вообще в толстом журнале) в феврале 1950-го, семьдесят два года назад. Названия подборок его стихов говорят сами за себя: «Перкалевый купол», «Купанье в Дунае», «Воспоминание о сухом пайке», «Парашютный сон». Предыдущая посмертная публикация стихов в «Знамени» — № 8, 2020. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почета», орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», медалью «За взятие Вены».
Константин Ваншенкин
Далеко ещё где-то война
* * *
По Москве, будто в поле, мело.
Ещё не было даже метро.
Это только начало тридцатых,
Ещё мало портретов усатых.
Далеко ещё где-то война,
Совершенно почти не видна.
Но сквозь снег уже брезжила где-то
Нашей пайки солдатской диета.
Мужчины и женщина
В армии полно мужчин —
Нечто вроде невода.
Женщине от тех причин
Уклониться некуда.
Даже пусть она герой,
Трудно без падения,
Где потери. А порой
И приобретения.
Возвращаются потом,
Полны новым знанием, —
Кто с медалькой, кто с дитём,
Кто с воспоминанием.
На лестнице
Он, спеша уже ко сну,
Чуть ли не в пижаме,
Встретил женщину одну
Между этажами.
Ах, её внезапный вид
Даже без причины
Часто что-то норовит
Значить для мужчины.
У кого она в гостях?
Нам-то что за дело!
Разумеется, пустяк,
А ведь вот, задело.
Но к кому она идёт
Трепетно и нежно?
И добавил: «идиот!» —
О себе, конечно.
Окошко
Мне женщина сказала:
«Подумаешь, умрёшь!..»
А что! Пожил немало,
Не так уже, но всё ж.
Пожил и в самом деле,
Поэтому сперва
Не слишком и задели
Меня её слова.
Но вдруг, взгрустнув немножко,
Ответил невпопад:
«Подумаешь, окошко,
Распахнутое в сад…»
Провалы
Забыла роль,
Несла со сцены что попало…
Забыл пароль —
И сразу понял: всё пропало.
Верующий
И опять — три недели без дождика,
А потом полило без конца.
Нет, он не был похож на безбожника,
Мой сосед, что спустился с крыльца.
Он всю жизнь избегал проповедников,
Что ему попадались в судьбе.
В Бога веровал, но без посредников —
Исключительно сам по себе.
Ливень
Снова ливень рухнул с высоты
Всею мощью слога.
Быстро сохнут крыши и зонты,
Медленно — дорога.
Под упавшей влагою сопя,
Молодое поле
Вновь прийти пытается в себя
Час и два, и боле.
Художники
Вы друг другу дарили работы
Чуть ли не со студенческих лет,
Без позднее возникшей зевоты,
А с душою, открытой в ответ.
Но художник, зайдя в мастерскую
К другу старому, в этот же миг
Сознаёт: «Вот о чём я тоскую! —
О давнишних полотнах моих».
Похвала
Важна поэту похвала,
Но и небезопасна,
А критика вас подвела —
Хвалила безотказно.
И вы доверчивой душой
В её силок попались:
Читали ей — она большой
Показывала палец.
Гуляка
Ушёл под утро из гостей,
Как до того ушёл из дома.
Жар не ломил ему костей,
Была приятная истома.
Он ноги медленно волок
С сознаньем: выполнена квота.
Прочёл на стенде некролог:
«Ушел из жизни…» — про кого-то.
Ночные птицы
Такие гены,
Что вся родня
Спит после смены
В теченье дня.
Сова и филин —
Сон днём обилен.
Глубокой ночью —
Вот их среда —
Узнать воочью,
Где есть еда.
Сова и совка —
Одна тусовка.
Ночные птицы.
А тьма, как вар.
Лишь чужды блицы
Случайных фар,
Где жизнь другая
Слепит, пугая.
Сон об Австралии
В стометровом эвкалипте
Собственный уют.
Соки мощно, как на лифте,
Кверху подают.
С потрясающим напором
По его ноге,
С презирающим укором
К разной мелюзге.
В океане брезжит парус
Рано поутру.
А на суше — редко страус,
Чаще — кенгуру.
Подготовка текста и публикация
Галины Ваншенкиной
|