Строительство театра. Стихи. Владимир Аристов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Владимир Владимирович Аристов (6.07.1950, Москва) — поэт, прозаик, эссеист и ученый-математик, доктор физико-математических наук. Окончил Москов­ский физико-технический институт. Заведующий сектором кинетической теории газов Вычислительного центра РАН и профессор кафедры высшей математики факультета кибернетики МИРЭА. Автор пятнадцати книг стихотворений, двух романов и пьесы. Премии: им. Алексея Кручёных (1993), им. Андрея Белого (2008), «Различие» (2016). Предыдущая публикация стихов в «Знамени» — № 7, 2020. Живет в Москве.




Владимир Аристов

Строительство театра


* * *

«Незнаменитым быть красиво» —

слова поэта я вспомнил, когда в провинции блуждал

и видел людей, чьё имя не написано на лбу,

а хранится, словно не подозревая, в сокровенной глубине.



* * *

                                            «И заснул с открытыми глазами»

                                                                                                 Лев Толстой


Тебе оставили перо, бумагу

И разрешили думать

Но что бы ты ни написал

Всё кажется: ты почерком своим

Зачёркиваешь правду


И кружатся какие-то бессмысленно слова:

«Жратва» и «жатва»

И перед зрением

Какая-то затоптанная каблуками

Неясная гравюра Пиранези


Музыка дана, но пополам с половой

Порезы совести, но кровь не бежит

Но это не сердце —

Раны не рубцуются

Сон лечит, но лишь во сне

Там где где-то лежит и хранится слово «любовь»



Остафьево


                                                                                                                       МК


На древней карте обозначен был «Руин Троянский»,

Но сколько ни искали, его мы не нашли

Быть может, его ещё застали пионеры

Которые вселились в лето 30-х

В барские покои

Где какой-то Жуковский с Вяземским каким-то говорил

Чья тёща Прасковья Юрьевна Гагарина —

                                                   нам, пионерам почему-то по секрету

                                                                                  сообщили —

Первая из всех женщин

                         воздухоплавно

спустилась на здешние цветущие луга

8-го мая 1804-го на монгольфьере

(вначале я не понял, откуда там «монгол»)

тогда был май, а ныне август 30-х

и в спальне ночью видя лишь

контуры соседних кроватей

и почти не видя

        спящих моих товарищей, утомлённых

                                 пионерским отдыхом дневным

я думал лишь о том, как отсюда

                  медленно взлететь выше ночного неба

на стратостате неземной конструкции —

                  вы приземлялись — мы уходим ввысь


сегодня днём, играя в прятки, пытаясь

скрыться от пионер-водящего

              я обнаружил за кустами у ограды

                         каменные обломки

                    за ними я укрылся

и вдруг подумал, что сейчас хочу

                           стать неподвижным и для других

                                         невидимым

                    окаменеть, словно вот эти части

                          когда-то целого, а ныне напоминавшие

                             обломки какого-то рухнувшего коня

Я вспомнил — нам говорили — где-то здесь

                                                    в усадьбе бывшей — есть утерянные камни

                            когда-то привезённые из Трои

пионервожатую тогда спросили, не расслышав, кто эти «трое»

                   но она сказала «Троя», а не «трое»

              хотя толком не знает или не помнит

              и стала что-то спутанно, хотя и кратко

                                                                        объяснять

в памяти у меня осталось только слово «гнедич»

                 она ещё сказала про троянского коня

                           и на этом смолкла


я смутно вспомнил, что этот конь был деревянный,

но если это был он

то сейчас окаменел


но что сейчас нам эти камни

             все, кто укрылись там внутри коня —

             вас я сделал легче воздуха

             и на этих руинах невесомых —

                   нет, наоборот весомых вверх и ввысь

вы оторвались от земли и на коне окрылённом исчезли в летнем небе


я замер так, так спрятался тогда

        так скрылся в густой траве и в тенях у ограды

             что меня искали всем отрядом, но не нашли



Строительство театра


Неповторимая изнанка бытия

И сколько бы ни продавалась

На толкучем рынке

Овчинка детской памяти

Всё ж возвращается к хозяину.

Постройка декораций и лесов

Театра нет ещё

Есть шёпоты и недоверие

Возможен ли


Когда слагаемые каменные так

                               медленны

Когда лишь воздух

         создаёт пространства

И ниши незаполненные

                   облекаются

Пустым людским вниманием


Когда по воскресеньям

Стройка стоит

Зеркальный чёрный вар — в котлах

И там играет небо в облаках своих

Послеобеденного ожиданья


Есть будний час вечерний

Когда театр храмовый

Несозданный из детского доверья

                              к будущему

И недоверья к настоящему


В вечерний сумеречный час

Вдруг прекращается работа

И все стремительно и чинно

                              расходятся


Тогда созданья больше нет —

Оно завершено

И остаётся детям драма невероятной

                                              силы

Ведь повторение мига неповторимого

И есть твой нестройный, но уже построенный театр



Источник


Безымянный, как этот камень в основе стены

Избавление от любимого имени во имя храма

Ты стоял, и день становился солнечным камнем

Запах хмеля не так избавляет от памяти

Как решимость твоя исчезнуть в других

Не гордыня и не отсвет торжественный

                       за поворотом реки твоей речи

То, что я не пытаюсь понять, а знаю, что буду

Добывать неисточимое имя твоё из этого дня



* * *

По улицам запутанным посёлка мы

                                                 бродили

Вспоминая Подорогу

               и в глубине скрещённых улиц

                         смутно различая

               сперва едва заметный посторонний шум

и крики «Горько!»

   далёкие, как паровозные гудки


Но голоса оттуда угрожающе и тихо призывали

                                                      нарастая медленно

                     приблизившийся праздничный скандал

                                        гремел осколками оркестра

                            саднил, как звуковая рана


так за забором незаконная наверно

          жизнь тлела в отдаленьи

рождая звук

              и слово, похожее на «Горький» на устах

или то было имя наполовину

                                  незабытого писателя

иль только две-три строки

                                  самомеморий

на сайте «Горький» — месте для философов

                              в этот день лета



* * *

…Так статуэтка Свободы

оттиснутая на принтере 3D

и с надписью на основанье «Made in China»

Стоит среди собратьев и сестёр

одна одна одна ещё одна

в прозрачном duty-free

где-то в аэропорту сквозном

в неслышном шлейфе звуковом

вслед за колёсиком от чемодана прошедшей стюардессы…



* * *

Оператор компьютера

Кто опишет истаявшую твою роль

Смутно слышится позабытый coprocessor

И поверженный рубашкою вверх

                               перфокарточный, вероятно король

Ты остался в той камере времени

В халате нетронуто

Неприкасаемо белом

Онемев, онемив добровольно себя

Ты один из немногих и из многих

                                        где ты не один

Если ходишь ещё вечерами по

отмеренной камере

             То я хотя бы отчасти —

                     Твой распечатанный отзвук шагов



* * *

                       Ты уснул за рулём неподвижной машины

                       Но приснилось тебе, что она медленно шла

                       Пробудилась её материя нежная, когда ты заснул

С пожеланием сна обратилась она к тебе с венком из неузнаваемо

благоуханных растений




Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru