— Надежда Беленькая. Девочки-колдуньи. Светлана Щелкунова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 12, 2024

№ 11, 2024

№ 10, 2024
№ 9, 2024

№ 8, 2024

№ 7, 2024
№ 6, 2024

№ 5, 2024

№ 4, 2024
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии



Три девицы под окном колдовали вечерком

Надежда Беленькая. Девочки-колдуньи. — М.: Самокат, 2020.


Подростков привлекают мифы. Но, как правило, манят их не мифы Древней Греции, а легенды и страшные истории, связанные с местами, откуда они родом, где сами часто бывают. А уж если мифы эти еще и современные, замешанные на мистике, колдовстве, тайнах для посвященных, — можно не беспокоиться: книга найдет своих читателей.

Надежда Беленькая — писательница, автор нескольких книг (в том числе — книги для детей «История семейных фотографий», учащей юных читателей воспринимать их собственное прошлое) и переводчик с испанского и каталонского. Известны ее переводы из Артуро Переса Реверте («Баталист», «Учитель фехтования»), Хулио Кортасара («Вокруг дня за восемьдесят миров»), Хуана Марса («Двуликий любовник», «Чары Шанхая»), Абеля Поссе («Страсти по Эвите»). Больше всего она запомнилась русскому читателю, пожалуй, как автор дебютного романа «Рыбы молчат по-испански», вошедшего в число номинантов сразу нескольких литературных премий, в том числе «Русского букера» 2013 года, и написанного на основе собственного опыта: автору пришлось напрямую столкнуться с черным рынком сирот в России, с его жестокими правилами.

Ее новая повесть «Девочки-колдуньи» — о колдовстве и магии, о тайнах города, о девчачьих разговорах и прогулках (конечно, мистических), о дружбе. Она открывает нам Москву, окутанную современными мифами, слухами и преданиями.

Куда исчезают люди, которые намеренно или нечаянно уезжают за конечную станцию метро? Почему на кольцевой линии — двенадцать станций по числу знаков зодиака? Как сбывались предсказания колдуна Брюса? Что означают загадочные и порой не читаемые граффити на стенах? Почему университеты и главные учебные здания расположены именно на Юге Москвы? Чем необычен трамвай под номером 39?

Три самые обыкновенные девочки, которые живут в московском доме № 48 по Земляному Валу, прежде не общались, но однажды совершенно случайно — на самом деле, конечно же, вовсе не случайно — оказываются вместе на одной скамейке. У девочек разные семьи, достаток, мечты, интересы. Но когда на скамейку подсаживается еще одна девочка, Натка, и предлагает научить их колдовству, выясняется, что связывает их гораздо большее, чем жизнь по соседству. Оказывается, каждая из девочек обладает магическим даром и может видеть необычное в обыкновенных вещах!

Мелкая Аля, самая младшая из подруг, может исцелять людей, животных и птиц. Простоватая Светка Синица, которая по наущению старшей сестры решает заняться «прибыльным» делом — колдовством, то есть собирается облапошивать клиентов (приворот, отворот и прочее), оказывается, может по-настоящему менять судьбы людей. Кристина, дочка обеспеченных родителей, начитанная и привыкшая везде быть первой, умеет видеть Великий Свет, отделять свет от тьмы, и не только вокруг, но и, что самое важное, внутри себя. Ну, и, наконец, сама загадочная Натка, которая обучает подруг колдовству, передает им тайные знания.

Перед героинями и читателями — малознакомая, часто неуютная, неудобная, а то и трудная Москва, ее изнанка, совсем другой мир, невидимый повседневному взгляду. Отныне девочки видят и подмечают то, чего обычный человек не замечает. Загадочное исчезновение людей в метро, граффити, которые на самом деле — колдовские заклинания, травинки, ставшие пугающе громадными и объемными, лапка ящерицы, что живет теперь в груди каждой из них... Простая старушка на задворках Москвы превращается в потомственную колдунью, правнучку самого Брюса. Повсюду теперь — тайные знаки и послания.

Девочки учатся управлять своим даром. Для того чтобы дар расцвел и окреп, им нужно быть вместе, помогать друг другу и не переходить на сторону черной магии. А это очень сложно: грань тонка, в чем не раз предстоит убедиться каждой из них.

Достоверность повышается привязкой к конкретным, узнаваемым местам и адресам, — здесь есть даже фотографии и маленькие исторические справки! Поэтому читатель может использовать ее как путеводитель по мистическим местам Москвы, как книгу-квест.

Впрочем, подробного пособия по колдовству — не ждите.

Несмотря на присутствие колдовских реалий, главный упор автор делает все-таки на том, как мы можем видеть мир: через призму быта и обыденности — или путем внимательного прочтения знаков и символов, которые он нам посылает, через глубокое проникновение в суть и порядок вещей. Натка учит своих подруг именно этому.

В повести идет речь и о других вопросах, волнующих подростков, наверно, во все времена: о добре и зле, о взаимоотношениях детей и родителей, о дружбе и предательстве, о поиске своего места в жизни, об осознании и приятии себя.

Каждой девочке в книге посвящена одна из глав. Второстепенные герои помогают раскрыть характеры главных героинь, оказываясь сказочными «дарителями» или «учителями». Мама Кристины, бабушка Светки — все они, как выясняется, имеют отношение к колдовству и магии. Правда, об этом упоминается лишь вскользь. Ведь мир меняется, и тайные знания можно получать теперь не только по наследству, но и от такой девочки-подруги, как Натка.

Может показаться, что после серьезного романа о сиротстве и жестокости мира книга «Девочки-колдуньи» как будто нарочито уводит нас от действительности, помещает в мир сказки (ну ладно, пусть — городского фэнтези). На самом деле она продолжает все ту же тему детского одиночества — даже при живых и относительно благополучных родителях. Она — о том, как часто приходится ребенку самому разбираться в вопросах добра и зла и отделять свет от тьмы.


Светлана Щелкунова



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru