Н. А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 848 с.
Еще один том получившей заслуженную известность и популярность серии издательства “НЛО” “Россия в мемуарах”.
Николай Александрович Варенцов (1862—1947) — известный в начале века московский промышленник, состояние которого оценивалось в 11 миллионов тогдашних рублей. Он чудом уцелел после революции и в 30-е годы написал обширные мемуары, которые впервые теперь опубликованы (вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии В. А. Любартовича и Е. М. Юхименко).
Этот увесистый том — большой подарок любителям обстоятельного, неторопливого чтения. Российские промышленники оставили, по понятным причинам, очень немного своих мемуаров, поэтому купеческую среду мы знаем в основном по произведениям А. Н. Островского, П. Д. Боборыкина, Д. Н. Мамина-Сибиряка и других писателей. Здесь же мы имеем дело со взглядом изнутри, взглядом человека умного, наблюдательного, способного увидеть события своей жизни в контексте общероссийской действительности. Дела сводили автора с самыми разными людьми — от эмира Бухарского (Варенцов налаживал поставки хлопка из только что завоеванной Средней Азии в Россию) до Д. И. Менделеева, от А. С. Суворина до С. Ю. Витте. Именной указатель, приложенный к тексту воспоминаний Н. А. Варенцова, весьма внушителен.
Но самое интересное в книге — это, конечно, подробно описанные Варенцовым “предпринимательские будни”. Речь вроде бы о сухих, скучных материях — рублях, процентах, паях, но подано все это так увлекательно, живо, сюжетно, что истории тех или иных предприятий, в которых принимал участие Н. А. Варенцов, читаются как детективные новеллы. Причем весьма и весьма поучительные для нас, наблюдающих не очень-то “веселые картинки” эпохи “первоначального накопления”. Чего стоит одна только история аферы, связанной с Обществом “Сталь” в самом конце прошлого века! Тоже что-то вроде “пирамиды” с участием известных персон (например, великого князя Петра Николаевича, оказавшегося изрядным мошенником) и закономерным концом. Варенцов эту аферу разоблачил: “Было больно и обидно за добродушие этих рыхлых москвичей, чрезвычайно хотелось их удержать и предостеречь от входа в это мошенническое дело...”. Удержать, однако, удалось не всех, да и по сей день “эти рыхлые москвичи” доверчивы и готовы отдавать свои деньги проходимцам, обещающим невозможные проценты.