Тёплое солнце первых романов Пруста… Стихи. Олег Горгун
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Об авторе | Олег Викторович Горгун родился в 1989 году в деревне Большие Чучевичи Лунинецкого района Брестской области, Беларусь. Публиковался в журналах «Неман», «Арион»; автор книги «Дома в октябре» (изд. «Кнiгазбор», 2015). Живёт и работает в Минске. Дебют в «Знамени».



Олег Горгун

Тёплое солнце первых романов Пруста…

 

* * *

Чемоданчик всегда с собою

носить, как Варлам Шаламов,

не так уж и глупо. Если

правде смотреть в глаза.


Ещё памяти О. М.

 

Был весь какой-то лёгкий, и хлебец

выпрашивал, и руки целовал.

 

И безымянный номер, наконец,

на Чёрной Речке ветер заметал

 

белёсым снегом. Что-то о руке

читал зэка, и руки сам сложил,

 

как будто и не умер. Вдалеке

над чёрной бездной ласточкой кружил.


* * *

Связали-скрутили на грязном полу,

втроём затолкали в машину,

заплакал ребёнок на кухне в углу,

жена, не накинув на спину

 

пальто, выбегала в подъезд покурить,

и где-то скулила собака,

и снег, начиная тихонько кружить,

быстрее мелькал среди мрака…

 

И громко ругались вверху за окном,

не веря, что выход найдётся…

И вдруг я подумал совсем о другом —

и мир не успел расколоться.


* * *

Какая пустыня кругом залегла!

Неделями прячутся ясные знаки.

То холода ищешь, то хочешь тепла…

Гудят на заре автозаки.

 

И те же экраны плюются попсой

и хриплой неправдою Старшего Брата.

И в том же закатном огне полосой

летят вертолёты обратно.

 

И смутное чувство, что что-то не так,

раз мне, не видавшему в жизни другого,

нет-нет да внезапно покажется знак

какого-то мира иного.

 

И вдруг открывается что-то, и то

скопление туч представляется Градом

Небесным, то взгляд обжигает в метро…

Заблудшему кажется: дом где-то рядом.


* * *

Тёплое солнце

первых романов Пруста…

…Это ли тело воскреснет,

Господи? Этот ли прах?


Стансы

 

Чёрные джипы, с красными номерами

шестьсот шестьдесят шесть или ноль ноль ноль,

несутся по встречке, обмениваясь местами.

Но их тоже однажды коснётся моль.

 

Теснятся в трамваях, мёрзнут на остановках,

моют больницы, мотают в тюряге срок,

продают у входа в метро ландыши и спецовки.

Но их тоже однажды коснётся Бог.


Родине

 

…и под старость увидел бы Ниццу,

площадь Марка, Флоренцию, Рим,

где легко и свободно резвиться

в небесах облакам молодым.

 

Но запомнило сердце подростка —

на свой риск, на любовь и на страх —

тополя на твоих перекрёстках

и снежок на твоих тополях.


* * *

 

Не гадал на Вергилии, не покупал

на вокзале кустарный Оракул.

Принимал от Тебя и снежок, и вокзал,

и другие приметы и знаки…

 

Знаю, знаю, не будет других городов

и не будет других откровений.

Принимаю Тебя без торжественных слов

и стою на снегу на коленях.


* * *

 

Человек

Леонардо да Винчи

в квадрате и круге —

это дух мой стоит

перед чёрным цунами Вселенной,

перед Богом,

который есть свет.


* * *

 

               И лишь во сне я обретаю волю…

                                                          В. Блаженный

 

И лишь во сне (в одном — летал над хатой,

в другом — бежал бесшумно по воде)

я обретаю веру. Но обратно,

проснувшись, возвращаюсь к череде

 

обычных дней, так скажем, без любови,

без жизни и без слёз. Но, Боже мой,

как хочется порой взлететь над кровлей

и пробежать над тихою водой.


О старом

 

1.  Августин и Пелагий

Мартин Лютер Эразм Роттердамский

 

благодать и закон

до сих пор этот спор не угас

 

благодать до сих пор непонятна

ясно только одно

что закон никого не спасёт

 

2.  Ходасевич и Хлебников

Ахматова и Пастернак

 

усложнять или нет

 

Пушкин жив или мёртв

 

содержание форма

безудержный светлый поток


* * *

В схоластических тонкостях,

в протестантском экзисте

 

разбираюсь на дежурствах по вечерам.

 

Кабинет, конечно, холодноват.

Могу не грешить или же не могу грешить

Posse non peccare — non posse peccare.

Красиво сказано.


* * *

Тополь и «Симфония псалмов»

этой ночью будут без меня

за сияньем чёрных облаков,

за молчаньем белого огня.

 

Будет снег февральский нипочём

и сиять больничное окно…

Опущусь намаянным плечом

навсегда на это полотно.

 

И пускай стена ещё молчит,

и звучит, то громче, то слабей,

голос хора в медленной ночи,

и белеют руки тополей.


* * *

De Spiritu et littera*. Зима.

И чёрно-белый свет наполовину

то освещает низкие дома,

то прячет невысокую равнину.

 

И каждой ночью, духом пробуждён,

не замечаю бледного свеченья

заледенелых маленьких окон

и засыпаю снова на коленях.

 

И каждый день, сражаясь с запятой,

которая стремится к многоточью,

я вижу только буквы пред собой.

Но всё не те, что вижу каждой ночью.


* * *

А после того, когда уже всё сказал,

остаётся немного: смотреть, молчать.

 

С белыми стенами домик возле пустого моря,

которое может быть чёрным и нежно-синим,

зеленоватым и никаким.

 

И только во сне я слышу: кричат, кричат

чайки и бьются о ржавую сферу чужой вселенной.


Gerontion, с самим собой

 

               I was neither at the hot gates

               Nor fought in the warm rain

                                                                            T.S. Eliot

 

— Что ты мне приготовил? — Дурной апрель,

запах диких жасминов, дрожанье рам,

старый дом, на котором уже отсель

не уедешь к белым горам.

 

— Что случилось? — Война отошла к другим

берегам, а солдаты пошли домой.

С облаками смешался снарядный дым

и стучится, слышишь, в окно водой.

 

Это будет, наверно, последний дождь.

— А зачем последний? — Затем, что ты

так давно никого не ждёшь,

что уже с другой стороны черты

 

начинают тоже тебя не ждать,

но ещё посылают то серый свет,

то прозрачный дождь, чтоб тебя позвать

в ту страну, где войны уже больше нет.


* * *

Да это всё лишь повод, повод

для написания стихов.

Гудит обледенелый провод

над перестуком поездов.

 

Горит звезда. Проходит осень.

А там, глядишь, — летит снежок.

А там и смерть. Она не спросит.

Ей не понравится стишок.


* * *

…и даже если лермонтовский демон

нашепчет нам с тобою книгу слов,

то и они не сдвинут наше дело.

 

Форель не разбивает этих льдов.


*  Имеется в виду Трактат De Spiritu et Littera (О Духе и Букве), написанный Блаженным Августином в 412 году.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru