Большие Липки . Н.и.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

мастер-класс



Большие Липки

16–22 сентября в Ульяновске прошел Форум молодых писателей, восемнадцатый по счету (трудно поверить, но именно так), организованный ФСЭИП, его президентом Сергеем Александровичем Филатовым. На Форум собрались почти 140 литераторов — России, СНГ и зарубежья. Принцип участия — представленные для обсуждения тексты должны быть написаны на русском языке. Участники Форума — не только молодые. Главное — это профессиональное знакомство и работа в мастер-классах с толстыми литературными журналами, их редакторами: «Нового мира», «Дружбы народов», «Октября», «Звезды», «Невы», «Ариона», «Нашего современника», «Вопросов литературы»... Список серьезный — и, разумеется, включающий «Знамя».

Редакторы разных эстетических и общественных позиций — это тоже отличает Форум от других институций, куда собираются по принципу идейно-художественного родства. Здесь родство одно — формат. Формат «толстяка». Кстати, прилетели все (кто не ехал) на аэродром имени Николая Карамзина — основателя и редактора первого «толстяка» в России, журнала «Вестник Европы».

Имя Карамзина, его незримое покровительство и участие вообще явно чувствовалось — входишь из здания аэропорта, украшенного прекрасным большим его портретом, прямо на площадь, где стоит ему бронзовый памятник. Дворец книги (пышное название!) тоже носит имя Карамзина. И главный ампирный двусветный зал, где проходили общие встречи, — тоже Карамзинский. Путь к Библиотеке, она же Дворец книги, где имели место занятия, тоже проходит через Карамзинский сквер, памятник Карамзину (Клио) с барельефами, который был воздвигнут в 1844 году по инициативе Николая Первого и на который тоже, как на памятник Пушкину в Москве, собирали народные деньги. Памятник, истории создания которого посвящена отдельная научная монография, можно смело отнести к наиболее удачным памятникам России.

Ну и конечно Гончаров, Иван Александрович, с чудесным музеем и памятником — еще и в виде гигантского обломовского дивана с бронзовыми тапочками, куда фотографирующийся народ пихает свои непослушные ноги.

Только в отличие от императора Николая, скромно впечатавшего имя на постамент, мебельная фирма, выделившая средства на обломовский диван, присобачила на самом видном месте, в центре спинки, свою немаленькую рекламу. Вкус, однако, нуворишеский.

Так что с литературными классиками — полный порядок, есть на кого молодым оглянуться.

В этом, 2018-м году отбор участников был ступенчатым — сначала они прошли через фильтры региональных Школ молодого писателя («Знамя» проводило свою уральскую школу в Екатеринбурге), а уж потом отобранные стали избранными на Форум — по качеству представленнх текстов. И могли свободно записаться на семинар к любому журналу.

У «Знамени» работало два мастер-класса по дюжине участников — поэзии (Наталья Иванова, Ольга Ермолаева) и прозы (Сергей Чупринин, Анатолий Курчаткин).

Мастер-классы шли почти нон-стоп и продолжались лекциями приглашенных писателей — в этом году это были Александр Ливергант, Леонид Юзефович и Ольга Славникова, и двумя круглыми столами, которые провели Алексей Варламов (проза) и Наталья Иванова (литература и критика).

«Разбор полетов», анализ рукописей опытными профессионалами-мастерами, всякий раз начинался семинарским круглым столом самих молодых участников, обсуждавших рукописи сверстников придирчиво и развернуто. И вообще — без разговоров о состоянии литературы, о предшественниках и современниках дело не обходилось. И каждый раз эти занятия были еще и конкретными: о ремесле.

Результат покажет будущее — ведь отнюдь не из каждого вылупится профессиональный писатель. Да и зачем? Жизнь писателя полна испытаний и даже опасностей. В том числе — материальных. Но литературно-волонтерские ряды упрямо прирастают волонтерами молодыми. Неравнодушными к литературе — это как минимум.

Результаты практические на данном этапе таковы: «Знамя» еще до встречи отобрало к печати рассказы Павла Селукова, которому прямо на семинар была доставлена верстка. Его тексты подверг основательной критике Георгий Панкратов, уже состоявшийся наш автор. Большая подборка стихов Антона Азаренкова опубликована в №10. А еще — 8 стипендий Минкульта, отбор текстов в сборник «Новые писатели», рекомендации в Литинститут — и конечно благодарность всем активным, спорящим. А такими были у нас в семинарах все-все-все.


Н. И.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru