НАБЛЮДАТЕЛЬ
мастер-класс
Малые Липки в Екатеринбурге
Школы креативного письма — по аналогии с давно открытыми в Америке Creative Writing School — что может быть моднее среди начинающих-пишущих? Записываются, денежки платят, да и немалые: прочтите, мастера-люди-добрые и уже известные, профи, разберите, посоветуйте! Ведут занятия, в том числе индивидуальные, очно и заочно, писатели под модным обозначением «коуч», то есть личный тренер. Таланту не научишь, а технологии творческого письма отчего нет? — а еще и рефлексии над текстом, и саморефлексии. А дальше, за пределами школы, — как кому повезет на профессиональную удачу.
Однако у этих школ есть и отечественный прародитель — Форум молодых литераторов, придуманный Сергеем Александровичем Филатовым (ФСЭИП, Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ) и существующий уже 18 лет. Липки — название первого пансионата, где собрали по предварительно проведенному творческому конкурсу молодых и начинающих, так сказать, действительно подающих реальные надежды в виде рукописей, а кто и первых публикаций. И отдали их на несколько дней под усиленное погружение в литературные тайны редакторам толстых литературных журналов, «мастерам».
Проведение мастер-классов нон-стоп в сочетании с лекциями знаковых не только в литературном мире персон, круглыми столами и дискуссиями, куда наряду с мастерами приглашались молодые участники — это и стало ноу-хау Липок.
При этом Фонд Филатова, как его для краткости называют, не только не требовал денег на обучение — напротив, оплачивал дорогу и пребывание.
В этом году произошла новация: перед большим сбором на ежегодный Форум (на сей раз он пройдет в Ульяновске) в регионах России проводятся Школы писательского мастерства, куда по конкурсу подают свои тексты те, кто уверен в своих литературных силах. И уже там, после мастер-классов, определятся участники большого слета, которых отберут мастера.
«Знамени» достался Уральский округ, чему мы очень рады.
В Екатеринбург прилетел десант мастеров из «Знамени» (Ольга Ермолаева, Наталья Иванова, Анатолий Курчаткин, Сергей Чупринин), чтобы поработать с двумя группами — молодых поэтов и прозаиков из Челябинска, Серова, Каменец-Уральского, Североуральска, Краснотурьинска и, разумеется, Екатеринбурга. Два дня с утра до вечера (плюс дни прилета и отлета, которые тоже не обошлись без занятий и встреч) шли чтения и разборы, лекции, круглые столы и дискуссии. Конечно, с участием молодых во всех форматах! Обсуждения были острыми, нелицеприятными, цепляющими, полными ассоциативных отступлений, — весьма полезными, надеюсь.
Потому что самая больная проблема, которую непонятно как решить — слабая литературная подготовка. Неначитанность. Ведь кинорежиссером не может стать человек ненасмотренный — это и дураку понятно. А писателем, значит, сможет?! Зияющие дыры в знаниях — хотя мы имели дело с молодыми профи в своей первой и пока основной профессии: с программистами, инженерами, тепло- и электротехниками... Кто-то еще учится, причем и в вузах гуманитарного направления... В общем, просвещение и даже учеба — актуальнейшая задача! Вы не только писатели — вы и читатели прежде всего, хотелось напомнить новеньким бородатый анекдот.
Мастер-классы сопровождались встречами в других, общих форматах — и одна из самых теплых и полезных всем нам, и мастерам, и молодым, состоялась с редакцией журнала «Урал» — прекрасными коллегами, писателями, редакторами Сергеем Беляковым, Надеждой Колтышевой, Константином Богомоловым, Юлией Подлубновой, постоянным автором раздела критики и нашего журнала. И, как выяснилось, — университетским научным руководителем нашего будущего автора по тому же разделу (и коллегой вдвойне — единственным из двух семинаров молодым критиком, Викторией Сайфутдиновой).
На встрече с «Уралом», с участием молодых, бурно обсуждали наши общие литературные проблемы и новости. (Должна еще раз высказать огромную благодарность «Уралу» — ведь именно он собирает всех литературных «толстяков» на очень важный для всех нас литературный форум «Толстяки на Урале»). О чем говорилось на круглых столах? Вот темы: «Как напечататься в толстом литературном журнале — критерии отбора, этические нормы, путь к успеху», «Литература в эпоху информационного взрыва». Полуторачасовую лекцию о современной критике и ее трансформациях от большой мудрой статьи к литблогу прочитала ваша покорная слуга.
Для молодых и начинающих такая Школа — это не более чем шанс найти свою литературную судьбу.
Не более — но и не менее.
Наталья Иванова
|