Об авторе | Григорий Михайлович Кружков родился в 1945 году в Москве. Окончил физический факультет Томского университета. Поэт, переводчик, эссеист. Лауреат нескольких литературных премий, в том числе Государственной премии РФ (2003), премии имени Корнея Чуковского (2010) и премии Александра Солженицына (2016). Предыдущая публикация в «Знамени» — № 6, 2016.
Григорий Кружков
Ночной киоск
Москва. Зимние сумерки
Метро дымится за углом, как нерестящаяся сёмга, а здесь, в потёмках — помелом
метёт позёмка.
К такой бы сёмге нужен блин, и вот уж месяц с пылу, с жару является для именин
икре под пару.
А вьюга пару поддаёт, как бодрый инвалид в парилке, и, бдя, включает пешеход
глаз на затылке.
Парижская шагалка
Памяти Лёши Зайцева
Какой прелестный петушок Меня в Париже провожал! Куда б я ни направил ног, За мной вприпрыжку он бежал. Он вёл меня, как педагог, Прекрасный этот le petit coq!
Я повидать хотел Слона, Я навестить хотел Гюго, Я думал напроситься на Petit déjeuner к мадам Клико. Но петушок мне на ушко: — Не зарывайся, ко-ко-ко!
Я мимо Сен-Жермен-де-Пре Вышагивал, как генерал, В лавчонке маленькой в Марэ Я треуголку примерял. — На что она тебе, дружок? — Не понимал мой петушок.
Я шёл и пел: — Я покорю Моннэ, Монмартр и Монпарнас, На рю де Рэн и прочих рю, Клянусь, ещё запомнят нас. Но петушок, тряхнув хвостом, Сказал: — Очнёшься под мостом!
Ну так и что ж! Гуляй, Гаврош, Твоя печаль – летучий дым, Мост Инвалидов перейдёшь — И станешь старым и седым. — Mesdames, messieurs, au revoir! Прекрасен осенью бульвар.
Так не волнуйся, мой малыш, И на журбу себя не трать. Он жёстко стелит, мой Париж, Но мягко на газетке спать. А петушок: — Кукареку! Клошарствуй, лежа на боку.
Piazza Mattei
А в Риме он любил не Колизей, не Пантеон, — но арки и дворы, где мальчики играют в баскетбол,
не замечая мраморных наяд,
которые во всей своей красе, являя миру безволосый пол и прочие природные дары,
за их игрою искоса следят;
и маленькие площади вдали туристских толп: особенно одну, где четверо ленивых черепах,
которые не то что трёх слонов,
трёх сусликов поднять бы не могли, возносятся с опаской в вышину у отроков проворных на руках, —
как тюбетейки, снятые с голов.
Давно великолепный Вячеслав плеск этих струй заворожил в сонет и сыплющейся влаги бахрому
в стиха блестящий мрамор превратил;
но вот явился новый кифаред, о новой славе муз возревновав, и водопад прислушался к нему,
вздохнул — и по-иному загрустил.
Сады Айви
Сады Айви — зелёная шкатулка спрятанная в самом центре Дублина
В сотне ярдов отсюда шуршание подошв слитный шорох машин
а здесь — ни души
пустые скамейки молчаливые сороки
и такой покой какого на земле не бывает
Уйти
так же трудно как проснуться
Кстати выход из сада охраняет Джон Маккормак — ирландский Карузо
Прекрасная идея ставить в парках памятники певцам
вишь ты — поёт а тишины не нарушает
Малыш
Боже, какие разумные глазки смотрят на взрослых из детской коляски!
Я б за один этот взгляд пониманья дал двух профессоров, без колебанья.
Эти кудряшки и мудрое темя выбрал бы в члены любых академий.
Небо над городом серо, как догма, столбики, кустики, вывески, окна,
почта, сберкасса и винная лавка. Дальше по улице катит козявка.
Петровский парк
В Лимбе — осень. Как вам описать её кратко? Лист кленовый слетает поэту на шляпу. Гном в песочнице ямку копает лопаткой. Воздух жёлт. И отложен визит к эскулапу.
В Благовещенской церкви звонят.
Звук протяжный
С невесомой, под красным шатром, колокольни Сходит, якоже в ад, в этот город миражный, В колдовские круги его, щели и штольни.
Так когда-то под землю сошла Афродита И, как чад своих, вывела к свету из мрака Аристотеля мудрого и Феокрита, Мантуанца в венке и Горация Флакка.
Ночной киоск
Я помню, как мерцал сквозь вьюгу Ночной киоск; Он был один на всю округу Бессонный мозг.
Пред сонмом звёзд — незнаменитый, Как спички свет; Но он притягивал орбиты Ночных комет.
И даже занесённый снегом Со всех сторон, Отважным человечьим следом Гордился он.
И как живой между живыми, Он нёс им весть, Что город, чёрт возьми, не вымер И спит не весь.
...Но вот явился мсье Собянин Рулить Москвой, И был киоск ночной забанен — Он портил строй.
Вид улиц стал предельно гладок На строгий глаз, И завелся везде порядок Вдоль автотрасс.
И лишь гуляки и поэты — Никчёмный люд — О тех галетах, сигаретах Порой вздохнут.
|