Об авторе | Дмитрий Юрьевич Веденяпин — автор шести книг стихов: «Покров», «Трава и дым», «Между шкафом и небом» (2009), «Что значит луч» (2010), «Стакан хохочет, сигарета рыдает» (2015) и «Домашние спектакли» (2015). Стипендия Фонда Иосифа Бродского в 2011 году. Предыдущая публикация в «Знамени» — № 1, 2016. Живет в Москве.
Дмитрий Веденяпин
Стихи шестнадцатого года
* * *
В лесу упущенных возможностей Летают солнечные рыбки, Кружатся бабочки-песочницы, Поют и пляшут маргаритки. Между кувшинок в облаках, Скользя над ёлками с мальками, Сосредоточенный монах Висит над миром вверх ногами. То не враги по CNN, На первом, на родном канале Нас призывали встать с колен, Как будто мы на них стояли. Отлично выспавшись в гробу, Монах витает над поляной. Но вот уже берёт трубу Трубач из книжки Иоанна.
* * *
Приятный ветерок щекочет Твой глаз, уставший от обид — Несметных стогн кичливый вид Измучает кого захочешь. А здесь седые валуны И клики чаек над волнами, И человечий стон сосны, И мальчик в хлопковой панаме, Жующий яблоко, верхом На лодке, вросшей кверху днищем В песок, читает «Принц и Нищий», Детгизовский старинный том.
* * *
Фет говорил одно, Блок говорил другое При всей его любви к Фанасичу Фету. Но если ты, ступив за некую черту, Всё мекаешь-гадаешь: «За кого я?», Твой ум увяз и месит пустоту. Ну Фет, ну Блок, а ты-то, ты-то сам Что думаешь про этот стыд и срам Бессмысленных и беспощадных страхов, Толкущихся вокруг, как пыль в луче? В чём твой идейный вклад (помимо ахов) В дискуссию о двери и ключе Из золота и золоте из праха? Скажу про прах и золото: одно, Как свет во тьме, в другом заключено. Способен всякий — в том-то всё и дело — Cоздать из праха золото, но дух Ослабевает с возрастом, и тело (О этот выбор одного из двух!) Не в силах больше оставаться целым, Всегда, немея, выбирает тело И в ямку — бух! А ослабевший дух, наоборот, Ныряет вверх и, затаившись, ждёт, Став начерно, как все, частицей неба, Пока иные небо и земля Не превратят его каля-маля В мир-чистовик, где ты и был и не был.
* * *
Розы цветут, красота, красота...
Андерсен. «Снежная королева»
В белом венчике из роз...
Блок. «Двенадцать»
Мелькнёт и исчезнет и всё-таки нет да Вернётся — пускай Спустя много месяцев... Верная Герда, Где кайф твой? Где Кай?
Где башни и арки дремучего леса? Где ворон и волк? Мелькнут и исчезнут, как принц и принцесса, Как бархат и шёлк.
Надёжно работает снежная почта, Мороз — красный нос, Так вот что такое «Двенадцать», так вот что За венчик из роз.
В ненастье, любезное троллям и ведьмам, За тёмным окном Нет-нет и мелькнёт эта женщина с бледным Прекрасным лицом.
Мелькнёт и растает в чертогах из света, А мы тут как тут: На даче, где бабушка, вечное лето И розы цветут.
Икар
Остаётся то, что остаётся В световом пятне. Остальное больше не вернётся Ни внутри, ни вне. — Интересно, что же остаётся, — Вздрогнет молодой Литератор, шевельнув сурово Нежной бородой. — Блик иного, мальчик, блик иного, — Я скажу ему. И взлетит непрошеное слово И падёт во тьму.
В поезде
Свеча горела на столе...
Б. Пастернак
— Вы знаете, — так начал он, Но мы не знали Про то, что значит антифон И склад в хорале. Скрипач, он знал и про орган, И про соборы, И этих, как их, лютеран, Хоры и хоры. Но не сошёлся клином свет На Бахе с сыном —
Четвёртый наш сосед, поэт, Прочёл стихи нам. Не ради выпиванья, нет, Знакомства ради Я вынул «Абсолют» — поэт Убрал тетради. Когда скрипач достал коньяк И кныши с вишней, Сантехник выкрикнул: «Ништяк!», Что было лишним. — Ад — перевёрнутое да. К чему бы это? — Ударил в сердце нам тогда Вопрос поэта. — Да — это ад, — вздохнул знаток Органных техник. — Любовь не ведает преград, — Сказал сантехник. — А рай? Он есть? — спросил скрипач. — Что там, за гробом?.. Меня душил то смех, то плач,
То сразу оба. Я выпил залпом свой коньяк, Скрывая чувства. Рай — это посидеть вот так С людьми искусства, Рай, он не где-то, он внутри... Как равный с равным Проговорили до зари О самом главном Водопроводчик, музыкант, Кудесник слова И я, простой официант Из Могилёва.
* * *
Когда жена подымет вой И хлынет на берег крутой Своей неприбранной постели Не в эротическом чаду, А в истерическом бреду, То различаешь еле-еле Цель путешествия вдвоём, Но, вспомнив вовремя о том, Что у искусства нету цели Помимо той, что в нём самом, И, вслушиваясь в речь, бесспорно Несовершенную по форме, В один непрошеный момент Вдруг понимаешь: форма вздорна, Но есть контент.
* * *
Мармеладов и Каннингем — молодцы! Верно поняли: без дома беда. Вот идёшь по городу — троллейбусы, Водостоки, вывески, провода.
Вот проспект длиной с Миссисипи впадает в пло- Щадь с пол-Люксембурга — где дом твой, ноль Без палочки? Ой, мировое зло, Ой да рассыпало вместо пшеницы соль,
Ой да на раны... Бедный эфир-зефир, Ох загрустил тоже один-един, Веять не веет в гнёздах фатер-квартир, В море голов, океане машин.
Стихи и птицы
— Есть только птицы и стихи. — А как же львицы и грехи, Болезни, приступы тоски, Беда и гибе... — ДэДэ, да-да, спасибо. — Ехидничаешь? — Извини. «И то и то» и «либо-либо» — Два берега одной реки, Две версии фигни. — А что же не фигня? — Стихи И птицы, птицы и стихи, Осколки света, Короче говоря, слова поэта. — А кто поэт? — Вот тут тупик, каюк Всем умозаключениям; канюк Парит, как мысль, описывая круг За кругом, И мышь, как мысль, сидит в своей норе, И мы как мы стоим, воздев горе Над дольним лугом Две пары рук.
* * *
Все идеи заржавели, все концепции поблекли, Верования засохли, философии промокли.
Как Некрасов написал: «Куды крестьянину податься?» На часах теперь всегда без пяти двенадцать.
Между тем пищат скворцы, ласточки резвятся, Парни с девками шур-мур, дети веселятся.
В магазинах для еды Куча всякой ерунды,
Кстати, очень вкусной. А уж разных там обнов, В смысле, платьев и штанов —
Это ж просто дикость! Скажешь, накось выкусь,
Скажешь, дорого дерут... А ты заработай!
Помнишь присказку про труд И про рыбку, и про пруд?
Скажешь, неохота... То-то и оно-то.
* * *
Месье Тыкт’о надел пальто, Поймал такси и — à bientôt — На самолёте Умчал за тридевять земель, Вошёл в отель и лег в постель С какой-то тётей. Прошло полвека — mille pardon —
Фактически прошёл эон «До скорой встречи», И вот уже не père, а fils Аэропорта вышел из Заре навстречу. И был, как написал один Писатель, вечер, И было утро: день един.
* * *
Сквозь скорбный скрип пружин и космы
Подъездной тьмы
Я выходил в открытый космос
Другой Москвы.
Другой не потому что Брежнев
Или Хрущёв,
А потому что жизнь безбрежной
Была ещё.
То небо как бы не кончалось —
Не так как тут,
И утро плыло и качалось,
Как парашют.
Был город жёлтым, небо синим,
Темнел подъезд,
Я плыл, как точка, посредине
Бездонных бездн
И мысленно, что твой Овидий,
Смотрел сюда
И всё-не всё, но что-то видел
Уже тогда.
Сонет
...светозарный бог...
Ф. Тютчев
По улице шёл светозарный бог. Машины отражённым светом Светили в темноте, как сигареты, Наверно, рыбаков. Откуда бы иначе поплавок, И то сказать, почти неразличимый На снимке, где среди ночных стволов Блестит вода, стоят дома из дыма И автор этих строк Не в фокусе? Так что ещё вопрос, Как Анненский писал: «То я ли? Я ли?» Но важно то, что — опущу детали — Тот, светозарный, приближаясь, таял, А удаляясь, рос.
|