Об авторе | Поэт, эссеист. Окончил Московский архитектурный институт, работал архитектором-реставратором. Автор девяти книг стихов и четырех книг эссе. Преподавал в Школе современного искусства при РГГУ, курировал поэтическую серию клуба «Проект О.Г.И.». Лауреат Премии Андрея Белого (2003). Лауреат премии журнала «Знамя» за 2001 год, премии «Anthologia» (2009). Предыдущая публикация — в № 2 за 2016 год. Живет в Москве.
Михаил Айзенберг
Но извини, я тебя перебью
* * *
Светлый рассудок в земле зарыт, не отзывается столько лет. Мысль превращается в стаю рыб, не зарабатывает на хлеб.
Но попадается на крючок. Водит серебряным плавником время, что словно во сне течёт и не находит себя ни в ком.
Так получается? Так да не так. Правда и та не всегда права. Разве живое живому враг, если не может срастись без шва?
Если, сдувая с земли как пух ангела, взятого под опеку, только ему открывает слух. Но обращается к человеку.
Трижды
Как будто топчутся в дверях и шепчутся в передней. И страх не стряхивает прах, чтоб стать ещё запретней.
*
Я это знаю, как язык все пломбы знает назубок; я это знаю как итог, он в это знание проник. Кому другому невдомёк, что там уже не человек, а говорящий кипяток,
одно умеющий теперь: на дверь указывать кивком; кивком указывать на дверь и вслед плеваться кипятком.
*
А чей солидный саквояж? Еще ничей, пока не ваш. Он и хорош, пока ничей: перемещенье без вещей — за это многое отдашь.
Ещё беда невелика, и этот груз пока не ваш. И вы не те ещё, пока не отправляется багаж — не два несчастных старика в чужой стране без языка.
Подземка
Спят на ветвях подземки чёрные мои братья, каждый себя на время выключил из розетки. Выспитесь, бога ради.
Переглянуться не с кем. Не поглядят на нас маленькие чиканос, смуглые люди-птицы. Камушки с тёмным блеском в узкие их глазницы вправлены вместо глаз.
С тем, кто устал бороться и ничего не просит, трудно встречаться взглядом. Трудно любить увечных. С ними, кто в сердце носит сломанный наконечник, вдруг оказаться рядом.
* * *
Старый халат на вате, и тяжело вставать. Прячется толкователь, не о чем толковать.
Выручит многолетняя выучка родовая: не выдавать последнее, лишнее отдавая.
Чем ещё насмотреться? Перед глазами фреска, сделанная в Ареццо Пьеро делла Франческа, где по живой извёстке копий летят полоски в поле глухого блеска.
Ветер за них метнулся веером тонких крылец, словно сейчас проснулся, словно глаза открылись.
Так, отверзая очи, радостью не побрезгуй. Дальше не будет дольче, как перед этой фреской.
* * *
Дочка, щёки круглые, стоит, плачет в мокрую варежку.
Сорок лет прошло, и никак нельзя броситься сломя голову.
* * *
Тут случайная между нами чёрная кошка не пробегала? Чёрная туча не проходила?
Знаете, кажется временами, что от серых доходит сера и до стола, где идёт беседа, как дорога к морю от винсовхоза, что одним предлагает простые камни, а другим дорогие перстни.
* * *
Но извини, я тебя перебью: где и когда мы успели свою точку пройти невозврата? Ведь, извини, не на рыбьем клею склеилась здешняя страта.
И не настолько непрочен каркас — воздуха остов клеёный — если не стали читать как приказ нынешний день заклеймённый.
* * *
Здравствуйте, дорогие. Вы куда подевались? Опыты ностальгии прежде не затевались.
Станет воздушной почтой, дрогнет воздушным змеем наш разговор заочный. Что мы ещё умеем?
Вижу, как входит в силу мёртво-живое нечто. Друг, не тяни резину. Друг, и она не вечна.
Время, что нас оставит, кротко уходит, кротко. Новое не достанет даже до подбородка.
* * *
Совесть и страх приходят как близнецы, что дорожат встречами без объятий. Как успевают ладить, сводить концы нам не понять. Мы не семи пядей.
К старости лет дело одно забудь: страха набраться, совести поклониться. Дальше проходит естественная граница, там часовая стрелка укажет кратчайший путь.
Гроза и так далее
Мутный день зачернённый. Гром гремит. И как будто устав, замедляясь, проходит состав, динамитом одним начинённый.
Сквозь поток проливной в темноте, не дождавшейся вечера, в обступающей чаще лесной сразу тысяча окон засвечено.
Тишина и спокойные дни никому не обещаны. Только молний мгновенные трещины разбегаются, только они.
*
Туча по небу летит и волокнами распускается по краям; распахнувшимися вдруг светит окнами между сходов кучевых, между ям.
И какие в ней пещеры косматые прорываются на ходу. А деревья стоят как засватанные, не шелохнутся, не чуют беду.
*
Бабочка красно-оранжевая опускается, привораживая, от другого мира посредница, окружение настораживая тем, что так непонятно светится.
Синевой наливаются облака, как за тонированным стеклом. Ястреб делает круг, слегка пошевеливает крылом.
*
Целый день неизвестный птах мне вызванивает: тик-так.
В ельнике за опушкой ходят часы с кукушкой.
Вдруг покажется циферблат? Или спрятанный маячок?
Вдруг зацепится за сучок время — и повернёт назад?
*
Кто на низком берегу, а мы на высоком. Всю дорожную дугу нам видать из окон.
А куда дорога торна? А куда угодно — в те края, где даль просторна, вода приворотна.
*
О чём? Почти что ни о чём, еловая кириллица. Что небо чистят кирпичом и что вода не мылится.
Что свет вечерний не померк и всё им, тихим, залито. Что пеночка звонит наверх, а там сплошное «занято».
* * *
Свет проводит длинные линии. Город выставлен под стекло, словно окна везде заклинили. Хорошо тут у вас, тепло.
Даже медленный топот зелени без отзывчивой темноты — вроде лёгкого невезения, уводящего от беды.
В переулках большие тени ходят важными господами. Загляденье, запустение — как бы их поменять местами? —
переучивая, подучивая делать маленькие подарки темноте, для такого случая пересаженной в иномарки.
* * *
На какие ещё условия соглашаться в иные дни, не узнаешь из предисловия, лучше сразу перелистни.
Продолжение без названия, словно взятое напрокат. Только тучу в углу сознания пробивает лучом закат.
За отставшее неотложное, для которого места нет, из пустого в почти порожнее проливается слабый свет.
* * *
И откуда мысли взять под старость, если мыслей сроду не бывало, а теперь и вовсе не осталось.
Облачных развалин постояльцы, гости недостроенных гостиниц навсегда ушли и не простились.
«Вот оно, готовое решенье» — лёгкими подсказывал толчками шум, идущий на опереженье.
Голос, покидающий пределы, — только он укажет, где мы были, если даже не были нигде мы.
Только убегающая строчка переправит «не было» на «было», на полях рисуя ангелочка.
|