Владимир Зисман. Путеводитель по оркестру и его задворкам. Илья Абель
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии


Минор и мажор в контексте оркестра

Владимир Зисман. Путеводитель по оркестру и его задворкам. — М.: АСТ (Записки музыканта), 2016.

 

Уже из названия книги Владимира Зисмана очевидно, что она — о музыке. Из выходных данных становится известно, что за короткий срок она издана второй раз, что для повествования на музыкальные темы необычно.

Академичные музыковедческие книги годами лежат в издательствах и в книжных магазинах, рассчитанные на узкий круг меломанов или коллег-теоретиков музыки. Книги корифеев исполнительства написаны так, что их надо читать стоя или лучше исполнять, как ораторию, поскольку есть пафос, есть рассуждение о возвышенности концертной деятельности, о том, что играть на каком-то музыкальном инструменте — призвание и почти священнодействие.

Виктор Зисман пишет немного о другом. О том, что концертная деятельность — труд, обремененный массой подробностей и препятствий. О том, что музыканты хоть и странные, однако по-своему обыкновенные люди, только в одном отличающиеся от других — они существуют в измерении нот и звуков, что накладывает определенный отпечаток на их психику и отношение к жизни.

Здесь есть все, что обычно встречается в популяризаторских опусах о музыкантах: цитаты из великих, байки про взаимоотношения исполнителей на разных инструментах, истории из ситуаций, которые для автора стали пройденным этапом.

Но не только это. Профессиональный музыкант, работавший в оркестрах разного состава и различной принадлежности — от джазового до симфонического, изнутри знающий, что есть музицирование, начинал свою книгу с колонок в Интернете. А потом перевел ее в бумажный вид, сохранив в тексте легкую ироничность описаний, разговорную интонацию, неожиданные оценки и суждения, а также афористичность изложения того, что хотел сказать об оркестре и его оркестрантах по группам инструментов.

Это именно путеводитель — он краток, информативен, доступен восприятию. Книга легко читается, что не означает, будто она легкомысленная и поверхностная.

Как раз нет: на самом деле книга Владимира Зисмана достаточно серьезная и внятная, в основе своей — живая.

Другое дело, что выбран не совсем обычный ракурс рассказа о музыке: через представление тех, что ее воспроизводит по авторскому замыслу и по воле штатного или приглашенного дирижера.

Оказывается, что видимое и слышимое зрителями из зала — стройное звучание оркестра любого состава — есть результат своеобразных отношений внутри ансамбля, коллективное творчество особого рода.

Владимир Зисман в чуть юмористическом описании происходящего в оркестре на всех стадиях подготовки его к выступлению явно снижает пафос, говорит вещи реальные, прочувствованные лично, знакомые по опыту работы в ансамблях, плюсуя сюда и запись музыки, и специфическое проведение гастролей.

На самом деле, это достаточно честная, в каком-то смысле нелкомплиментарная книга, потому что она развечивает многие мифы, главное называя своими именами.

Понятно, что изображенное в ней есть некоторая идеализация того, что действительно бытует в оркестрах, где все может быть и жестче, и резче, и драматичнее.

Речь о том, чтобы не снизить отношение к музыке публики, а отрезвить ее взгляд на происходящее на сцене, избавить от иллюзий и восторженных суждений со стороны. Книга в той же мере правдива, сколь и пронизана пиететом перед тем, чему отданы годы подготовки и профессиональной концертной деятельности.

Конечно же, здесь есть музыка. Она возникает под сурдинку, фоном того, что говорится о жизни музыкантов. Поскольку все, что они делают или не делают порой, посвящено именно ей — гармонии, тому чуду согласия воль, характеров, настроений и чувств, когда из точек на нотном стане вдруг возникает нечто удивительное, волнующее и пронзительное до совершенства.

Книга Владимира Зисмана читается как бестселлер, поскольку рассказывает о закулисье исполнительства просто и ясно. Естественно, с уважением к коллегам, со знанием нотного материала, что вкраплено тут лаконичными акцентами и точными сравнениями и при всей увлекательности знакомства с нею предполагает неторопливость восприятия, внимание к написанному.

Не знаю, как вышло у других читателей, но у меня после прочтения книги Владимира Зисмана возникло еще большее уважение к тем, кто играет на музыкальных инструментах, поскольку их подвижничество, их творчество, их преданность профессии вызвали уже подготовленное понятым из прочитанного почтение.

Говоря современным языком, респект.

Потому что, при всех недоразумениях, странностях, тяготах и препятствиях, они раскладывают ноты на пультах, сверяют «ля» по концертмейстерскому фортепьяно. И начинают играть слаженно и чисто настолько, насколько удается в тот вечер, когда они выходят на сцену, не забывая о неурядицах и обязанностях, но служа музыке как искусству и дару.

                                                                                                                                                          Илья Абель

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru