Об авторе | Светлана Васильевна Кекова родилась в 1951 году на Сахалине в семье военнослужащего. В детстве и юности жила в Тамбове. Окончила филологический факультет Саратовского государственного университета (1973). Публиковалась в самиздатских журналах Ленинграда («Часы», «Обводный канал») и Саратова («Контрапункт»). Автор более десяти книг стихотворений и трёх литературоведческих книг. Много печаталась в «Знамени»: «Короткие письма» (№ 4, 1997); «Халкидонские лилии» (№ 7, 1998); «Иней Рождества», (№ 1, 2000); «Солдатская трава» (№ 8, 2000); «По новым чертежам» (№ 11, 2001); «Цветная Триодь» (№ 4, 2001); «Сад неприкаянный» (№ 5, 2002); «Созвездие спящих детей» (№ 7, 2003); «Тени летящих птиц» (№ 8, 2004); «Больное золото» (№ 10, 2005); «Музыка Рождества» (№ 4, 2015). Живет в Саратове.
Светлана Кекова
Сон в Лазареву субботу
Поэт
1.
Узник, забытый всеми, не ждёт свиданья, но превращает время в предмет страданья.
В клетке, читая сонник, томится пленник. Вновь зацветают донник и подмаренник,
густо-зелёный шпорник, чабрец, душица... Знаешь ли ты, затворник, на что решиться?
Тело твоё, как воду, прольют на сушу, выпустят на свободу живую душу.
Будешь не заключённым — царём, эмиром, будешь в костюме чёрном парить над миром.
Ты — не последний грешник, не богохульник — скажешь: созрел орешник, зацвёл багульник...
2.
Жизнь освобождается от груза, выучив страдания азы, и опять летит к поэту муза в виде легкокрылой стрекозы.
Ивы спят, загадочны, как инки, как ацтеки, дремлют тополя... Сядет стрекоза на лист кувшинки — и возьмёт кукушка ноту «ля».
Хор лягушек, чтобы не фальшивить, остудил в воде ненужный пыл. Не спугни сегодня музу — ты ведь стрекозу, как и меня, забыл.
* * *
Что ж ты пригорюнился, дурачок? Ты поймай мелодию на крючок,
ты её, голубушку, зацепи, а потом держи её на цепи.
На цепи мелодия не страшна, — ведь у покупателя пуста мошна:
он, поэт и праведник, стал левшой с непонятной музыкой за душой…
Ты забудь о прошлом, спокойно спи, Но держи мелодию на цепи —
пусть она, как солнце, идёт в зенит, но при этом цепью своей звенит!
* * *
На просеках влажных, на светлых опушках сидели в своих разноцветных избушках
стрекозы и бабочки, пчёлы, шмели… В их крохотных домиках розы цвели.
Топились в избушках голландские печки, на окнах стояли прозрачные свечки, на солнечных стенах висели сачки, в которых сидели и пели сверчки.
Берёзы как белые храмы стояли, играл богомол на огромном рояле, и там, где рождался таинственный мрак, его разноцветный топорщился фрак.
* * *
Анатолию Борисовичу Сучкову
Ласточка щебечет: «Где мой суженый?», — и зовёт его что было сил. На пригорке храм стоит разрушенный, в нём живёт Архангел Михаил.
Ходят молча мимо храма жители с детским чувством страха и вины. Знаю я, что и мои родители в этом храме были крещены.
Здесь венчались и встречали праздники, отпевали родичей, как встарь, а сегодня воробьи-проказники залетают с улицы в алтарь.
Но в пространстве, где светло и ветрено, вдруг возник Нерукотворный Лик, а между Богдановкой и Жедрино чудотворный стал журчать родник.
Да и мы — уставшие, как водится, видим в небе как бы сквозь туман Рождество Пречистой Богородицы и Её Введение во храм.
* * *
Елене Кувшинниковой
1.
Хлеб с моей руки клюёт синица, в речке просыпается налим, а в аду Иуде снова снится Вход Господень в Иерусалим.
Есть ли миг меж действием и словом или нет таинственных преград между Воскресением Христовым и Его сошествием во ад?
2.
В волнах Волги рыб мелькают спинки, в гнёздах птицы вывели птенцов, а народ вдыхает в Крытом рынке запах сыра, мяса, огурцов.
И солдатик с пачкою «Казбека» овощной обходит молча ряд, чтоб купить у старого узбека символ воскресения — гранат.
* * *
Я хочу рассказать, как один аксакал По вселенной ходил, человека искал.
Он по миру скитался с большим фонарём. Для живущих он был и слугой, и царём.
Для усопших он воду живую носил — поливал огород, выбиваясь из сил.
Мы не знаем теперь — был хорош или плох тот Эзоп, Демокрит, Гераклит, Архилох,
или нет — Диоген. Он сегодня, как встарь, тихо в бочке сидит, обнимая фонарь.
В твёрдой памяти старец и в здравом уме. И фонарь его вечный мерцает во тьме.
* * *
Татьяне Кан
1.
В этой жизни, яростной и жалкой, всё мы плачем и чего-то ждём… Пахнет ночь сиренью и фиалкой, пахнет липа мёдом и дождём.
Будущее — в дымке и тумане, прошлое тяжёлый груз влачит. Но с небес, как прежде, — слышишь, Таня? —
музыка нездешняя звучит.
Шмель в бутоне, словно брошь в шкатулке, опьянённый музыкой, уснул, и каштаны в Мирном переулке тоже слышат некий тайный гул.
Что ей нужно, музыке нездешней? Душу мучит, сердце бередит, а в траве меж вишней и черешней бабочка-капустница сидит.
2.
Кто-то чистит на кухне картофель, кто-то плавленый режет сырок… Жизнь прекрасна, как пушкинский профиль, проступивший сквозь марево строк.
В том, что прожито, в том, что забыто, музыкальная скрыта струя: даже в мелких подробностях быта отражается суть бытия —
детство, радость, зажившая рана, тополь в мантии, белый как лунь, Моцарт, Пушкин, Онегин, Татьяна, удивительный месяц июнь.
Сон в Лазареву субботу
Смерти просты законы. Взгляд у неё безгневный. Смотрит на нас с иконы Лазарь Четверодневный.
Сердце больное ноет: нет ему в мире места… Мама тарелки моет, бабушка месит тесто.
Ставим на стол бутылки: в сером пальто из драпа в дом из бессрочной ссылки нынче вернулся папа.
Руки и ноги целы, снова он вместе с нами, только повито тело белыми пеленами.
Он головой качает, спрашивает: не ждали? Бабушка отвечает: — Где же твои медали?
Видишь, как покосился, высох и сполз к оврагу дом твой, пока ты бился за Сталинград и Прагу?
— Смерть — не моя забота, Есть от неё спасенье — Лазарева суббота, Вербное воскресенье…
* * *
У шиповника колючки — как железные крючки… Доживём мы до получки, купим в дом половички,
домотканые, рябые, как ручей, бегущий с гор… Под обои голубые их положим в коридор.
Там часы гоняют стрелки, из пространства лепят шар — так, что звякают тарелки и бушует самовар.
Так проходят дни и годы. Жизнь — мгновений череда. В платье, вышедшем из моды, стала я как часть природы — сныть, полынь и лебеда.
Но пока не ставлю точки: смотрит око, дышит грудь…
Может быть, мои листочки прочитает кто-нибудь?
Саратов
|