Об авторе | Аркадий Трофимович Драгомощенко (3 февраля 1946 года, Потсдам — 12 сентября 2012 года, С.-Петербург) вплоть до своей кончины вел семинар «Иные логики письма» на факультете свободных искусств и наук СПбГУ. В 2014 году учреждена поэтическая премия Аркадия Драгомощенко. Предыдущие публикации в «Знамени» — № 5, 2008; № 8, 2009; № 6, 2010; № 7, 2012.
Аркадий Драгомощенко
С ИМЕНЕМ ИЗУМРУДНЫМ
Всё дальше и дальше
От одуванчика — брёл за ним по зелёным холмам вожатый — На край света, на край света тебя заведёт эта нить, свитая из облаков тягучих, из слюны птичьей. Из облаков высоких тебе дом построят, И без тебя, уже без тебя, конечно, будет плыть он, сложенный навсегда из пыли вечерней, Первого снега И облаков высоких. От одуванчика за Вергилием — тенью ты по зелёным холмам на край света, — словно весть серебра, нетленной воды — то ли весть, то ли слух порожний проносишь. На край света, где земля округла, пуста в архипелагах воздушных теряется — теперь островок она слабый, нищенка, странница. На край света уходишь, бредёшь, ноги сбивая. И цветут, прославляя кого-то, жёлтые флаги, Широкие складки безумия плещут по зелёным холмам — Одуванчики разума…
Досуги
1. Давай изучать историю, Рассматривать лица молодых генералов, простых солдат, и думать — какие птицы парили над полями сражений, путаясь в складках знамён. Давай вглядываться в туманные гравюры, И водить пальцами по остаткам бездумного золота на обрезах, И ненавидеть тихо Томаса Торквемаду. Или взглянем на рисунки поблёкшие старинного бестиария, на ветхих страницах которого благословенна всякая тварь. Или займёмся химией, следуя неотступно Указаниям Трисмегиста. На худой конец, давай ляжем в постель, Пересчитаем деньги в карманах, Пересчитаем дни, что остались... И только не думать о завтра? Ведь и так всё известно. 2. Лучше прилежно изучать историю стран, народов и лиц, За тонкой преградой которых ревёт ураган нашей памяти. Протянув ноги, спиной прислонясь к стене, уходящей в парящие ветви ореха, Я доживаю ночи остаток — в толчее поющих деревянных фигурок кто-то нежно и больно плетёт предутренний сон у висков. Тонкая вязь ветвей, солнца и пыли бьётся в холодных словах изумлённых лучей, Запах олифы, разбуженной извести, света — С черепахою схож коричневый лист — недвижим в реках зеркального ветра, Смола в чёрный янтарь обратилась. И кажется мне, что задержать ненадолго дыханье — Метнёшься над смугло-сиреневым садом — Изогнут хребтом — глотая раздирающий мёд страха и счастья в душных небесных разливах лазури, Где плещет, блистая, река незамкнутой крови пернатых!
* * *
Ты говоришь, и так свежа на волосах нить первой паутины. Я знаю — молвишь: вновь зима, замёрзнут окна, мы остынем в ознобе звёздном, в тишине с вином туманным среди книг постылых, Полынный запах сохранивших. Тому и быть. Но не люблю зимы, её снегов, забав и скуки. Без сожаленья покидая лето, Когда полны и светозарны полдни, Когда торгуют тяжкими цветами по улицам и тёмным переходам И жар тягучий дремлет в хвое, И душной, жаркой синевой к земле стекают смолы неба — С веселием предчувствую сентябрь, как солнца поворот и сроков завершенье. Как час преображения вещей во тьму — Сей краткий миг, что назван возвращеньем к бездонному началу всех лучей... Но ты молчишь, И так легки твои опущенные веки, Как будто тени над водой сосновых игл, истаявших на ветре.
* * *
Смотреть из окна на банковский мост в апреле. Стеклянный шар влагой дрожит. Чистой водой налита полудня сфера. Тянутся редкие капли к новым глубинам. На подоконнике шар светом дрожит И я словно иду, не двигаясь с места — Остановись, если хочешь, — можно услышать. Снег весенний нежданно-негаданно выпал. За стеной снег апреля последний упал пеленою. Остановись, если хочешь, — снова слышу я. Только сейчас ты поймёшь, что зима была только зимою. И ты словно идёшь, не двигаясь с места, — Хоть и стар, но спокоен, как корень, создающий объём в монолите могилы; Отражение вешнего сна выпукло брезжит. Шар стеклянный растает, мутной волною унесёт все горести в море. Было море ли там? — Где? Безмерность равнины напоминала нам море, когда шар прокалённый клонился к престолу, А луна цветам открывала увядшие лица. Так будили меня иногда твои грустные пальцы. Снег весенний негаданно выпал. Снег последний апреля, — Завтра растает.
Прелесть земная
Я мог бы воспеть прибитую ливнем дорогу, по которой мы пьяно брели, украшая губы нехитрой беседой. Или бежали вдоль валунов, прикладываясь поминутно к бутылке. Ах, месяц Май! Ах, как безумна любовь. Она несомненно безумна, эта любовь, На дороге, хлещущей из оврага. Я мог бы воспеть очередь за хлебом и сыром в лавке кривой, что около водоразборного крана. Шутов-дачников, станцию, взмахи ресниц, погоню жалящих капель, Рыдающего велосипедиста, петлявшего перед нами, — Он плакал от солнца гулко и страстно и вёз за собой в тележке рассаду: крыжовник, смородину, саженцы яблонь, клубни тюльпанов в мокрой рогоже. Я мог бы воспеть саднящие плечи, Счастливые слёзы, Укрытые дымом, юные всходы вдоль разогретой дороги. Ах, месяц Май! Ах, как бездумна любовь, как бездумна она, извлекая тебя и меня из вороха лет. Но получается вовсе не это. Выходит совсем другое — Блещут спицы, вращаясь обратно, Не оставляйте меня — поднимается голос, Не отнимайте этой ненужной дороги, Дайте взглянуть лишь на вас, бегущих где-то у неба, Увижу и хватит.
* * *
Великое однообразие любви. Как душа моя тех давних лет, Стоишь ты между двух яблонь недавно побелённых. Земля черна, Где вскопана — парит. Ещё голубовата на стволах известь, Солнечное пятно на предплечье, Несколько капель влажного света на ресницах прямых. «Любовь моя», ты так близка. Гордая девочка с тёмной мальчишеской головой, Стоящая между двух яблонь весной, В мире, залитом великим однообразьем любви, В мире благосклонного солнца и вечности. Каждое наше мгновенье оттуда течёт. Каждый раз мы оба появляемся там. «Возлюбленная моя». Когда десять лет тому я тебя встретил, Мне показалось, что встретил брата. Я удивлялся ночами, вытянувшись в постели: Окно. Дерево дождя — Твои руки Были такими же, как у меня, Такими же были плечи. Говорили мы на одном языке, А утром, когда ещё в доме все спали, Стараясь не заскрипеть половицей, (так и не сменили, а потом снесли дом) Выскальзывали на улицу. И шли рядом, удивляя прохожих своим сходством. Как прекрасно было твоё дыхание, продолжавшее моё дыхание! Как чудесно в своём согласии стремились утренние тени за нами! Как легко прикасались наши руки друг к другу! «Любовь моя», сколь легки были наши тела.
* * *
Не беги, госпожа безголосого жемчуга, с глазами осенних низин, где ночь изголовье искала. Останься, теней тень благая, в которой судьба моя замерзает островом, артериями оплетённым — И о ней губы печалятся. Госпожа любовного пота, ноздрей вспыхнувших. Госпожа милосердного лона В нимбе молочном срубленных яблонь, Сердце пьющая, как олово лунное — воды.
* * *
Всё случится не так, как гадали — не дети. Продираясь через замученный страх, коим, словно в сиротском приюте, нас потчуют щедро, Мы, в паденье друг друга любя, твёрдо видим окрест. Так разве? Нет. В угодьях стыда, по колено в погасшем пруду, король меланхолии, помнишь, пел безумный о равенстве тел возлюбивших, заплетённых снегами в мокрую иву беды: «мы травой прорастём сквозь могильные плиты друг к другу!» Всё случилось не так — ниши узкие в небе, места наших жизней любовно цементом зальют, Однако, с тобой мы давно уже придорожные камни! И камню пятак легкобритвенный пытаются ныне всучить за переправу — куда? Мы травой прорастём и кустами от семени смерти, И смехом морозным поутру будем будить, слушая, как в бездонную щель между будущим и настоящим август угрюмый погонит обол, и он почернеет, едва коснувшись сетчатки — гниль из гнили, освещая года оскал. Удержишь, — я крикну, качнувшись, — удержишь! Ты можешь, милое зеркало инея в этом угольном мире, Жена всех живее, с именем изумрудным, Теней тень благая, Зинаида — ангел основы. Назовут и окликнут. Госпожа высокородного пепла, мотыльков чёрных, сухой морской пены.
Публикация Зинаиды Драгомощенко
|