Юлия Рахаева. Околоколомна (Коломна). Юлия Рахаева
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 11, 2024

№ 10, 2024

№ 9, 2024
№ 8, 2024

№ 7, 2024

№ 6, 2024
№ 5, 2024

№ 4, 2024

№ 3, 2024
№ 2, 2024

№ 1, 2024

№ 12, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Юлия Рахаева

Околоколомна (Коломна)

Коломна: времена года

Околоколомна: журнал общества любителей вольных прогулок (Коломна)

Конечно, и до открытия в Коломне несколько лет тому назад Музея коломенской пастилы этот небольшой город в 110 километрах от Москвы был хорошо известен и, можно даже сказать, имел свою негромкую славу. Что, впрочем, неудивительно: Коломна на удивление хорошо сохранилась, завидно географически расположена (на пересечении Оки и Москвы-реки), литературно и исторически состоятельна. Но после того как Наталья Никитина и Елена Дмитриева придумали и создали буквально из ничего этот удивительный музей, интерес к нему и к Коломне в целом возрос необычайно. Спрос на все, что связано с Коломной, стал ажиотажным. Удивительно ли, что в этой насыщенно-напряженной атмосфере в числе прочего зародилось и печатное издание?

“Околоколомну” издатели, в числе которых и обе создательницы музея коломенской пастилы, определяют как журнал Общества любителей вольных прогулок. Найти хоть какую-то самостоятельную, не связанную с журналом, информацию об этом загадочном обществе, не удалось. Некоторый свет на эту тайну проливают слова его редактора Игоря Сорокина: “Журнал — под стать самому Обществу любителей вольных прогулок — настолько вольному, что его членом может стать всякий, как только пожелает. В отличие от путеводителей, строящих и направляющих, журнал призван стать антипутеводителем: запутать, околдовать, заворожить путешественника. Для всего этого не так важны архитектурные сооружения, памятники и точные датировки, сколько сам воздух. Те пространства, что оставлены человеку для жизни: площади, дворы, скверы, виды на открывающиеся дали”. Ну что ж, приблизительно так я и думала: общество любителей вольных прогулок, хоть у него даже имеется симпатичная эмблема: пятеро стройняшек обоего пола на одном велосипеде — виртуальная реальность. В отличие от журнала “Околоколомна”, который реален вполне.

Реален? Вполне? Начнем, к примеру, с первого номера. И не сможем этого сделать! Потому что первого номера в природе не существует. Во всяком случае, мне его добыть не удалось, ни за какие деньги. Даже у редактора Игоря Сорокина. Я была согласна на гранки — или как там это у них называется? На электронные макетные страницы. Ни-че-го. Хотя я видела людей, которые видели других людей, которые держали первый номер журнала “Околоколомна” в руках, а, по слухам, некоторые его даже читали…

Вообще-то “Околоколомна”, по основным признакам, скорее, альманах, чем журнал. Но в городе уже имеется один “Коломенский альманах”, а потому будем называть его так, как он называет себя сам. То есть журналом. Тем более что один признак журнальности, а именно какая-никакая периодичность, пусть и с некоторой натяжкой, но имеется: “Околоколомна” выходит по разу в каждое время года, на обложках указано: осень 2010, зима 2010—2011 и так далее.

Все номера “Околоколомны” тематические (еще раз: о первом номере — молчок!). Речь, понятное дело, о магистральных темах. Есть ведь еще событийно-ситуативный ряд, который тоже находит свое отражение на страницах журнала — по мере возможности, конечно.

Итак: второй номер (осень 2010) посвящен genius loci Коломны номер один Ивану Ивановичу Лажечникову. Кто из нас не болел в положенное время его романами “Ледяной дом”, “Басурман” да и “Последний новик”! Но первый из перечисленных романов — петербургский, второй — московский, а третий и вовсе “ливонский”. А ведь есть у Лажечникова пусть менее знаменитый, зато абсолютно коломенский текст — повесть “Черненькие, Беленькие и Серенькие”. И, конечно, его кусочек представлен на страницах этого номера. Как и другие кусочки из других текстов Лажечникова, а также из его писем. Имеются в номере и тексты других авторов, так или иначе связанные с именем Лажечникова и с маршрутами его многочисленных перемещений. Среди них особенно запоминается рассказ Владимира Викторовича “Романтическая история” — о парижской любви 24-летнего прапорщика Московского гренадерского полка И.И. Лажечникова.

Номер третий (зима 2010—2011) темой своей избрал новогодние праздники. И снова Лажечников, эпиграф из его “Ледяного дома”: “Праздник! Народный праздник! Какое магическое слово для толпы!” Ну и так далее. Праздник — так праздник. В номере имеется и рождественский рассказ, и рецепты из журнала “Дамский мир” за 1914 год, и очерк о балах-маскарадах, и многое другое, что помогает сделать праздник праздничным, а номер журнала разнообразным.

Четвертый номер (весна 2011) посвящен второму гению места Коломны, Борису Пильняку. Принцип приблизительно тот же, что и в лажечниковском номере: куски произведений, письма... Много писем, что немудрено: все же Пильняк жил через сто лет после Лажечникова. Да каких писем! “А у меня, брат, — весна. Буйное мое сердце хочет обнять весь мир, хочется купаться в луже, влюбиться в полногрудую девушку, еще не чующую своей силы, как теперешний великопостный ветерок, — разбудить ее страсть, буйную ее силу”, — пишет Пильняк П.Н. Зайцеву 13 марта 1919 года из Коломны. Есть письма и из Саратова, второго города, занимавшего особое место в судьбе Пильняка. И вообще саратовский контекст представлен в этом номере довольно обильно, “Околоколомна” — журнал нежадный. Конечно, немало текстов и о самом Борисе Пильняке.

Пятый (лето 2011) — неожиданно итальянский, да к тому же яблочный. Почему бы? А из чего делают пастилу? Нет, не ту, что в магазине — с той все понятно, она из сплошных углеводов. Другую, коломенскую, настоящую, делают из кислых яблок. Правильно, антоновки, но раньше считалось, что еще лучше пастила выходит из зеленки горькой, да вот только этот сорт был с течением времени утрачен из-за его несъедобности. И вот чудесным образом выяснилось, что в Италии живет Изабелла Дала Раджоне, которая возрождает старые сорта плодовых деревьев и кустарников. В общем, понятно: номер — про яблоки, про Италию, про пастилу, про чудеса.

Между пятым и шестым номерами случился в Коломне книжный фестиваль “Антоновские яблоки”, в котором принял участие и журнал “Знамя”. Небольшой репортаж можно увидеть в конце шестого номера (осень 2011) — и позавидовать тем, кому удалось на этом фестивале побывать. Но вообще-то этот номер ерофеевский. А потому богато проиллюстрирован этикетками самых различных напитков и всяким другим, сопутствующим (например, воспроизведена обложка “Сборника задач противоалкогольного содержания”, изданного в Москве в 1914 году). В Коломне Венедикт Ерофеев пытался учиться в пединституте, а потом работал грузчиком в магазине “Огонек”, больше известном в народе как “Три поросенка”. И хотя Коломна далеко не Петушки, и даже не Москва, но Веничка и его тезка-создатель коломчанам не чужие.

Логика подсказывает: как за осенью с неизбежностью следует зима (уж какого качества — это другой вопрос), за ней, понятное дело, весна, а за весной и лето, так за шестым номером непременно случатся седьмой, восьмой и так далее. И хотя история, особенно новейшая российская, знает тьму примеров того, как за первым номером не следовало ничего, это, уверена, не наш случай.

Из верных источников удалось узнать: один из ближайших номеров предполагается с ярко выраженным французским акцентом. Ну, в смысле: пардон-бонжур-мерси — до сильвупле включительно. К тому же 2012-й в России (не знаю, как во Франции) — это год 200-летия победы над Наполеоном. Что тоже, согласитесь, должно навеять чего-нибудь соответствующего. Да и второй фестиваль “Антоновские яблоки” не за горами…

Вообще, полагаю, идей у издателей “Околоколомны” немало. Не говоря уже о том, что в Коломне живал А.И. Куприн, бывала А.А. Ахматова… Да мало ли кто еще там живал-бывал! К примеру, на прошлом фестивале “Антоновские яблоки” были и выступали Вероника Долина, Марина Бородицкая, Марина Москвина, Вениамин Смехов. По-моему, что ни имя — то повод для очередного номера журнала “Околоколомна”. Разве нет?

Юлия Рахаева



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru