Анатолий Ключников. Правила для всех. Анатолий Ключников
Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 5, 2022

№ 4, 2022

№ 3, 2022
№ 2, 2022

№ 1, 2022

№ 12, 2021
№ 11, 2021

№ 10, 2021

№ 9, 2021
№ 8, 2021

№ 7, 2021

№ 6, 2021

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Анатолий Ключников

Правила для всех

Об авторе | Анатолий Викодьевич Ключников родился в 1968 году, окончил Московский авиационный институт, инженер-математик. Одиннадцать лет работал на нефтедобывающем предприятии в Татарстане. Живет в г. Лениногорске (Татарстан), работает консультантом в московской компании. Последняя публикация в “Знамени” — “Двадцать лет спустя”, 2009, № 10.

 

Анатолий Ключников

Правила для всех

Всем известно, что в мире действуют различные партии и религиозные организации. Но мало кто понимает, что схема их работы — одна и та же. Причем точно так же работают многочисленные сетевые бизнес-компании.

Мне довелось примерно год заниматься сетевым маркетингом, поэтому я прочел много литературы по этому вопросу, ездил на различные бизнес-семинары, в том числе заграничные. “Спонсоры” учили нас, что правила игры были установлены уже давно, они проверены-перепроверены жизнью, и только их выполнение может привести вас к успеху. Напротив, личные фантазии, эксперименты и действия, противоречащие этим правилам, посадят вас в галошу, и на этом ваш бизнес закончится. По крайней мере вершин вам при таком подходе не увидеть никогда.

Что же это за правила такие?

Вот вступили вы в ряды сетевой компании. Всем новичкам надлежит активно включиться в работу: сетевой бизнес надо строить быстро. Наилучший вариант начала таков: вы приглашаете к себе домой всех своих хороших знакомых, малознакомых, сослуживцев, соседей, даже просто людей с улицы — если сумеете их заинтриговать. Людей наберется явно на несколько партий, поэтому надо заранее спланировать дни для этих собраний и пригласить на них своего “спонсора” — человека, который вовлек вас в этот бизнес, а еще лучше — “верхнего спонсора”, который достиг уже определенного успеха в этом бизнесе и сам по себе является живым примером для слушателей.

“Спонсор” читает в вашей квартире маркетинг-план — лекцию, где говорится о схеме получения бонусов, демонстрируется товар. Через два-три дня вам надо с этим спонсором обойти тех, кто пришел к вам домой, и задать конкретный вопрос: готов ли человек войти в ряды этой сетевой компании и заняться распространением и рекламой? Этот интервал в два дня — критический отрезок времени, за который слушатели вызревают до определенной мысли о вступлении. На этой второй встрече важно все, все мелкие нюансы, которые лучше понимает тот, кто занимается сетевым маркетингом дольше вас. Ваш “спонсор” лучше вас чувствует готовность собеседника к данной работе, все его опасения, т.к. у него уже есть опыт “подключения партнеров”.

Потом, по мере того, как такой опыт будет и у вас, вы уже сможете сами быть “спонсором” для своих партнеров и сможете подключать новичков, как для них, так и для себя, в т.ч. самостоятельно, причем новых партнеров будете находить среди людей, о которых вы раньше и не слышали и которые живут вообще в других городах.

Понятно, что, чем больше у вас партнеров, партнеров этих партнеров, покупателей, тем больше у вас будет бонусов и доходов. Вы можете даже стать в своей стране крупнейшей фигурой в этом виде бизнеса, обойдя тех, кто в свое время привлек вас к этой работе, и в этом отличие принципов организации сетевого маркетинга от финансовых пирамид.

Тут можно заметить явные различия: если работа в сетевом маркетинге приносит бонусы, то партийная и религиозная работа явным образом не оплачивается, а рядовые члены партий и сект гораздо вернее получат проблемы, чем какие-либо дивиденды. Однако ведь и для партий, и для сект, и для “традиционных” религий рядовые члены всегда находятся! Это потому, что их находят, и делают это люди, у которых есть талант к такому виду работ. Они умеют затронуть нужную душевную струнку и “подключить” человека — только и всего-то! Только вот способность найти эту “нужную душевную струнку” является редким даром… Можно, конечно, рассчитывать привлечь людей, раздавая им в руки листовки, рекламные буклеты и брошюры в метро или прямо в почтовый ящик, печатать объявления в газетах типа “Oriflame, заработок, тел. ХХХ-ХХ-ХХ”, но теория гласит, что такие методы изначально бесперспективны и не выведут вас в руководители, только деньги потратите.

При этих явных различиях в “бонусах” можно наблюдать удивительное сходство: все сообщества строят свою организацию по иерархической структуре. У них есть ведущие лидеры, региональные руководители, рядовые члены. Причем нас строго-настрого учили блюсти абсолютный авторитет своего “спонсора”, даже если ты и поднимешься выше него. В этом смысле принципы сетевого маркетинга напомнили мне религиозную секту, но по здравом рассуждении я понимал, что любая организация будет сильна только при сильном авторитете. Если рядовые члены партии будут болтать всякое про своего председателя парткома — увеличит ли это силу партии? Вспомним, до чего довели КПСС всякие фривольные анекдотики про Брежнева и как была сильна ВКП(б) при абсолютном авторитете т. Сталина. А т. Сталин прекрасно понимал, что ему надо поддерживать авторитет и Ленина, и Маркса, и Энгельса — тогда и твой авторитет будет велик! Вспомним, что жена Ленина была против идеи построения ему мавзолея, однако ближние соратники Ильича не испытывали ни малейших сомнений по этому вопросу: они понимали, что мавзолей послужит фундаментом их собственного авторитета. Они хотели стоять на его трибуне…

Легко сказать: создать иерархическую структуру. На деле это означает, что для расширения и укрепления вашего бизнеса (религии, идеологии) вам нужны региональные руководители, у которых тоже есть талант к привлечению людей и организаторские способности. Если в случае с сетевым маркетингом вы можете рассчитывать заинтересовать таких людей доходами, то, если ваш товар — “духовного” содержания, вам нужен поистине божественный дар убеждения! Духовный магнетизм, если хотите.

Способные руководители на дороге не валяются. Вы должны пройти сотни людей, спрашивая их, не знают ли они, кто, на их взгляд, мог бы подключиться к вашему бизнесу. Вам надо получить адреса в других городах, приехать туда, провести “маркетинг-планы”, сделать выводы, подключить новых партнеров, через них выйти на их знакомых, опять проводить “маркетинг-планы”… и так без конца. Если в этом городе найдется ключевой человек — что ж, это уже ваш один шаг к успеху. Если найдете двоих — еще лучше. Ключевых людей не может быть слишком много.

Ключевой человек нужен вам для организации работы именно в этом городе, это ваш местный заместитель, вам желательно общаться только с ним, не распыляя энергию на рядовых. Он должен дублировать вашу работу, организовывать встречи, обучение и — главное! — подключать новых партнеров по отработанной схеме со второй встречей. При этом надо твердо помнить одно правило: руководитель должен уметь свалить рутинную работу на подчиненных, это справедливо как для вас, так и для ваших местных “заместителей”. Пусть рядовые шевелятся, проявляют инициативу, развиваются. Кто-то организует автомашину, кто-то плакат намалюет, кто-то даст квартиру для проведения встреч, кто-то пускай листовки разбрасывает и т.п. Ведь среди новых партнеров будет много случайных людей, так надо выжать из них максимум пользы!

Сетевиков надо периодически вывозить на бизнес-семинары в другие города вместе с их новыми партнерами, заставлять их покупать и читать литературу по принципам достижения успеха, да ведь и марксистам в царские времена надо было устраивать изучение трудов Маркса, знакомить их с новинками подпольной литературы. Вы чисто физически не сможете разорваться на несколько городов! Но должны уметь заразить региональных руководителей своей энергией, уверенностью в конечном успехе, внушить им уважение к себе, т.е. они должны признать ваше превосходство. К тому же, как я уже сказал, должен работать принцип жесткой субординации: возможно, кто-то из этих руководителей в будущем поднимется выше вас, но он всегда должен проявлять к вам только корректность и показывать уважение. А вы точно так же должны почитать тех, кто выше вас.

Приведу известный пример успешной сетевой работы.

Кто-то когда-то познакомил молодого Володю Ульянова с марксизмом. Володя “подключился”, начал революционную деятельность. Никто и никогда не говорил нам, что Ленин сам кого-то “подключал”, но, поверьте, это было именно так, иначе он никогда бы не смог заработать авторитет, подняться на высокий уровень, создать собственную партию, отколовшись от РСДРП.

Известно, что Ленин еще молодым смог стать региональным руководителем, разъезжая по городам Поволжья, получив кличку Старик. Чем он мог увлечь людей?

Я уверен, что многие партийцы той эпохи вообще не надеялись на крушение капитализма при их жизни, т.е. тратили силы, время, деньги, рисковали свободой и жизнью только ради красивой идеи. Фанатиками обычно считают “излишне верующих” и террористов, но ведь и рьяные болельщики тоже называют себя “фанатами”, и в том же сетевом маркетинге есть люди, которые тратят денег на организацию едва ли не больше, чем имеют доходов. Не хлебом единым жив человек, ему еще нужен смысл жизни — это и есть та самая “нужная душевная струнка”, которую надо затронуть. Тот же Ленин на одних фанатиках не мог рассчитывать создать большую организацию, поэтому кого-то надо было убедить, что капитализм рухнет скоро, и что-то им пообещать за их помощь в этом деле. Например, что после победы революции они станут управленцами или поквитаются с акулами империализма. Тот же Сталин совсем не похож на оголтелого фанатика — вот и сделайте сами предположения, какими посулами его смогли привлечь к революционной работе, из-за которых сын сапожника бросил духовную семинарию, т.е. отказался от синицы в руках и погнался за журавлем в небе… Возможно даже, что Сталин увлекся потому, что не сомневался, что сможет сделать карьеру и стать руководителем в РСДРП, и не надеялся в продвижении на религиозной стезе.

В царской России жители окраинных колоний были поражены в правах и могли иметь весомый стимул заниматься революционной деятельностью как раз потому, что им не было хода в легальной политике по причине “инородства”, а подпольные занятия политикой помогали им проявить свои организаторские способности именно в этой сфере. И вступали они не только в РСДРП, но и в другие партии, в том числе националистические.

Какие явные проблемы были у Ленина?

Во-первых, его поездки по большому региону никак не могли сочетаться с “обычной” работой, т.е. Ленин был безработным, а РСДРП не имела денег оплачивать все накладные расходы. Никто не мог ему гарантировать, что марксизм в России победит и все расходы окупятся. Выручала арендная плата с саратовского имения Ульяновых. Вот вам и секрет, почему верхушка ленинской партии была в большинстве своем непролетарского происхождения: откуда работягам взять деньги без работы? В сетевом маркетинге все проще: крупный руководитель имеет большие бонусы и поэтому имеет лишние деньги для развития своего бизнеса. Я невольно уважаю силу веры Володи… У него, возможно, был еще стимул “отомстить за брата”, но ведь не каждый же член партии имел такой. А ведь рядовых-то членов в любой партии и организации всегда много больше, поэтому проблема руководителя как раз в том, чтобы найти много людей, согласных тратить время, силы, деньги только “за идею”, смутную перспективу карьерного роста или обогащения.

Во-вторых, руководители рисковали свободой куда как сильнее, чем рядовые члены. За подрыв устоев, за перевозку подпольной литературы… И вся ленинская гвардия честно отматывала свои сроки — кому сколько давали, в т.ч. и сам Ильич. Повторюсь, только ради идеи, которая в то время казалась призрачной.

В-третьих, любое замкнутое сообщество страдает от постоянного выбытия людей. Не только по старости, но и от разочарования, а к кому-то участковый зашел, показал пудовый кулак и сказал: “Ты у меня не балуй!” — и отпал человек в страхе за себя, жену, детишек. Так как в те времена антибиотиков не было, то людей косил банальный туберкулез. Наконец, те же самые аресты, особенно после 1905 года, вырывали из строя не только рядовых членов, но и руководителей, что просто подрывало работу на местах, если не было достойной замены. Отсюда следует вывод, что для ограниченных сообществ понятия “достаточно” просто не может быть: надо постоянно вести пропаганду, привлекать новых членов, не падать духом от потерь и поддерживать морально тех, кто оказался слабее перед лицом неудач. Напомню, что КПСС, имея в своих рядах восемнадцать миллионов человек, продолжала вести активную пропаганду, вниз спускались нормы на привлечение новых членов. Она имела в своих руках все ресурсы пятнадцати процентов площади планеты, и ей не так уж были и важны партийные взносы, но людской капитал никогда достаточным не признавался, и это правильно.

Отец рассказал мне такую историю: слесарь из села Куакбаш просил прибавить ему разряд — хотел с 5-го перейти на 6-й. Ему сказали: вступай в партию — сделаем. Долго думал: плюс разряд, но минус взносы, на собрания всякие таскаться надо и запросто можно получить путевку на какую-нибудь целину. Вступил. Сделали ему 6-й разряд, но застали пьяным на работе, и обратно сняли…

Ильич же новым членам мог обещать только неприятности и победу марксизма в перспективе. И набрал целую партию, в которой были представители даже непролетарских слоев! Он смог сделать так, что в его сети ячеек поступление новых членов перекрывало выбытие старых.

В-четвертых, сам процесс набора людей в РСДРП был риском. Если в сетевом маркетинге тебе скажут “нет”, то ты просто повернешься и уйдешь. А при царях тебе никто не мог гарантировать, что тот, кого ты привлекал, со страху не побежит к участковому и не выдаст того, кто тебя привел, да и тебя заодно. Твой “бизнес” мог погореть в самом начале! Но при этом до зарезу были нужны люди из состоятельных семей, которым вроде не было причин быть нелояльными к царизму, нужны хотя бы для того, чтобы потом доить их на партийные расходы. Вот и попробуй, зайди к таким, пообещай, привлеки… Исторический факт того, что фабрикант Савва Морозов спонсировал ленинскую партию, не будучи ее членом, как раз является замечательным примером блестящей “раскрутки” нужного человека. И, конечно, “раскрутить” пытались не только его, так как в любом деле на один положительный результат приходится множество неудачных попыток.

Нас в сетевом маркетинге учили: никогда заранее не загадывай, кто из твоих знакомых подключится к бизнесу, а кто — нет. Предлагай этот бизнес всем подряд. Подключатся те, о ком ты подумал в последнюю очередь, а тот, на кого ты больше всего рассчитывал, резко отмахнется. Вот и оказались в ленинской партии не только пролетарии, но и служащие, инженеры, в т.ч. даже дворяне! Да и в нашем городе я могу привести в пример местного религиозного руководителя, который заодно уж занимается и бизнесом.

В нашем городе есть магазин “Дом книги”. Его хозяйка пользовалась товаром сетевой компании и знать не знала о всей системе ее работы. Однажды в ее магазине молодой человек покупал книги по развитию личности, чем весьма ее заинтересовал. Он пригласил ее на лекцию, не сказав, о чем там будет речь.

Хозяйка магазина пришла на лекцию и… подключилась к этой сетевой компании! Оказывается, молодой человек был опытным бизнесменом сетевого маркетинга, под его руководством наша бизнесвумен быстро достигла высокого уровня, сама стала ездить по разным городам, а магазин передала сыну. Самое интересное: на лекции рекламировался как раз тот товар, которым она уже долго пользовалась, только никому из продавцов не пришло в голову предложить и ей заняться этим бизнесом… Вот и подключилась она к человеку с улицы, жителю другого города! Справедливости ради надо сказать, что тот, кто просто продавал ей товар, не имел воображения и, значит, не мог стать ей достойным “спонсором”. Сильнейший тянется к сильнейшему!

Поэтому сам факт того, что сеть ячеек РСДРП при всех опасностях и проблемах все-таки была создана, говорит о том, что этим делом занимались незаурядные люди… Перед Ильичом действительно можно снять шляпу, так как он проделал революционную работу просто с фантастическим успехом! Обратите внимание на его ближнее окружение: Калинин вел работу в Прибалтике, Дзержинский — в Польше, Сталин — в Грузии, Микоян (тот, который “27-й бакинский комиссар”, а не его брат-авиаконструктор) — в Азербайджане, Троцкий, Антонов-Овсеенко — в Питере. Троцкий, Зиновьев, Рыков, Каменев, Бухарин — это не жители Симбирска, это люди, которых Ильич нашел через знакомых своих знакомых, или они стали руководителями региональных ячеек из группы, руководимой Лениным, и поэтому неизбежно вошли с ним в контакт. Им можно было поручить работу вплоть до нападения на Тифлисский банк и захвата Зимнего дворца, и они признавали превосходство Ильича над собой. Без этих людей, которые впоследствии были уничтожены Сталиным или сбежали за границу, Ильич вообще был бы никто, как не может быть “бриллианта” без руководителей сетевого бизнеса под ним!

Наконец, почитайте словесный портрет Ленина от тех, кому доводилось общаться с ним лично: энергичный, улыбчивый, может говорить понятным языком и с солдатом, и с руководителем партии. Да ведь это же типичный портрет “бриллианта” сетевого маркетинга, который нам усиленно рисовали “спонсоры”! “Бриллиант” — это тот, под которым сделали бизнес шесть человек, а ленинская гвардия состояла из большего числа людей…

В качестве неявных проблем, возникавших перед революционерами, могу назвать то, что транспорт в те времена имел скорость и уровень сервиса значительно ниже, чем сейчас — вам надо было трястись и в вагонах, и на телегах. Тридцать килограммов книг, если подумать, совсем пустячное количество, а вот если таскать этот груз с собой по разным городам, то это тоже мало не покажется. Телефонной связи не было, поэтому проблемы невозможно было оперативно обсуждать. В других городах Ильичу приходилось жить на чужих квартирах; если приютивший тебя член партии был из низов, то, значит, жить тебе в тесноте, грязи, да еще наверняка и с шумными детишками.

Однако ведь организаторам и руководителям “нетрадиционных религий” тоже приходится довольствоваться тем, что бог послал, едва ли не в прямом смысле слова. Им, как и Ленину, приходится постоянно подбадривать своих последователей, упавших духом и ослабевших в вере. Причем они не могут пообещать им за их муки и неприятности совсем ничего, кроме загробного умиротворения, которое до сих пор научно недоказуемо. И ведь умеют же привлечь и удерживать людей, вытягивая у них средства на содержание!

За свои труды и привлечение людей к “истинной вере” руководители также должны получать признание “паствы”. Для “непосвященных” людей полной дикостью кажутся примеры весьма экзальтированного почитания, как, например, питье воды после омовения ног “гуру”, бросание ему под ноги своих одежд во время шествия и т.п. А как надо выражать уважение “правильно”? Вставанием и аплодисментами? Можно и так. В Amway, например, лидеров, достигших высокого уровня, вывозят на арену в открытом лимузине, устраивают в их честь фейерверк. В любом случае, чем горячее рядовые члены выражают свой восторг лидерам, тем крепче их ряды — это знание базируется на понимании человеческой натуры. Руководители это прекрасно понимают, поэтому очень серьезно относятся к организациям церемоний почитания.

Вспомните описание встречи Ленина на Финляндском вокзале Питера в апреле 1917 года. К поезду вышла толпа людей (кто-то ведь их собрал, оторвал от дома, от работы) с плакатами (кто-то эти плакаты делал!), и броневичок нашелся очень кстати, как “рояль в кустах” (его “временно угнали” из воинской части, есть даже рассказ, как исполнялось данное поручение).

Как видите, правила игры в разных сферах удивительно схожи. Поэтому среди тех, кто смог сделать бизнес в сетевом маркетинге, много таких людей, которые до этого занимались “обычными” видами бизнеса. При всех различиях ясно видно общее: надо создать иерархическую структуру управления, организовать работу, постоянно выискивать ключевых людей для этой работы и постоянно заниматься мотивацией всех членов организации: моральной, материальной — какой угодно. Невыполнение хотя бы одного пункта гарантированно приведет к распаду вашей организации, за какую бы светлую идею она ни боролась и какие бы искренние и преданные делу товарищи ни были в ее рядах. Это, замечу, не я придумал, это отработанная теория.

Нас учили, что мы закончим построение своего бизнеса, скорее всего, совсем не с теми людьми, с которыми начали, и это справедливо не только для сетевых, но и для “обычных” видов бизнеса. Я с этим согласен. Надеюсь, все читатели знают примеры того, как одни партнеры “кидали” других, отходили от дел по причине пьянства, разочарования и т.п.? Кто сейчас сможет назвать фамилию руководителя симбирской ячейки РСДРП, к которой примкнул Володя Ульянов? Кто познакомил его с марксизмом? Какие имена у руководителей ячеек в поволжских городах, которые подчинялись молодому Старику? Кого вы знаете из тех, кто был привлечен Ульяновым лично? Мы знаем только имена тех, кто был рядом с ним в 1917 году, и не знаем имен десятков (сотен?) человек, которых Ленин обратил в новую веру лично. А ведь его биографию нам тараторили в уши десятки лет, и, наверное, многие люди думают, что уж про кого-кого, а про Ленина известно все!

Как я уже сказал, понятия “достаточно” для ограниченного сообщества не существует. Казалось бы, христианами стали почти все европейцы, они все крестили детей и отпевали умерших, но пропаганда христианства ни на день не прекращалась, и это правильно: каждый год подрастают новые поколения, поэтому пропаганду надо вести непрерывно. Пока существует христианство, будут звучать литургии, а пока существует коммунистическая партия — рассказы о всемирно-историческом значении Октябрьской революции. У каждой общественной организации должен быть свой “базис веры”, который надо постоянно “освящать”, в т.ч. и у сетевой компании.

Наконец, съезды тоже имеют свое предназначение. При СССР до нас дошли слухи, что все съезды КПСС — это сплошная показуха, а все вопросы там обсуждаются за кулисами. Но вот поездил я на бизнес-семинары Amway — и что? Там есть общая часть для всех приехавших на “съезд” — обучение, а в перерывах между обучением проводятся совершенно официальные совещания руководителей высокого уровня, так сказать, “круг избранных”. Кроме того, есть и третий вид общения — встречи и консультации с “бриллиантами”, на которые может попасть и “простой” начинающий, но выполнивший определенные квалификационные требования. Ничего не напоминает? — правильно, личное общение Л.И. Брежнева с “доярками” и “слесарями”, где он мог пожать руку, вручить орден или медальку. Чтобы попасть на такую встречу, “доярке” надо было не только стать делегатом съезда, но и сделать какие-то очень высокие показатели.

А на “общей” части съезда — всякое бла-бла-бла об успехах, выступления людей, достигших высоких показателей, т.е. нагнетание вдохновения. Бурные аплодисменты. Ну точь-в-точь как на семинарах Amway!

Таким образом, могу уверить, что КПСС делала свои съезды “правильно”, по действенной схеме, которая возбуждала у делегатов уверенность в правильности избранного курса, а о чем там говорилось — в принципе, совсем не важно.

Вот вам проверенная жизнью формула “правильной” организации любого съезда: на “общей” части — общие слова о достижениях и чествование успешных членов, партнеров, которым тоже дается слово, чтобы они рассказали о том, как они достигали своего успеха. За кулисами — совещание высших руководителей и личное чествование особо отличившихся лидерами этого сообщества. Я уже говорил, что всякое отступление от проверенной схемы будет только подрывать вашу работу.

Роль партий в современном мире огромна. Любая развитая страна — это большое, сложное хозяйство, требующее быстрого реагирования на решение разных проблем. Управление таким хозяйством в одиночку и даже малой группой физически невозможно, нужно привлекать к участию в нем представителей населения. Любая партия выступает как раз таким представителем группы населения, убежденной в какой-то политической идее организации общества.

Увы, едва ли какая партия или организация может похвастаться кристальной чистотой, необходимой для ее нормальной работы: являясь частью общества, нельзя быть от него независимым; его язвы будут просачиваться в ее ряды, разлагая их, нанося вред работе. И даже среди самых-самых первых христиан, в самом их “верхнем кругу” нашелся свой Иуда. Все так, конечно, но эти язвы — тоже суть отражение человеческой натуры.

Тем не менее в разных странах разные партии и организации функционируют многие годы, даже сотни лет (а некоторые религии перешагнули и тысячелетний рубеж), т.е. доказали свою устойчивость к негативным, разрушающим воздействиям. Удивительно ли это? Конечно, нет: в конце концов вся жизнь человека — это преодоление самого себя, если ему хочется идти по жизни вверх, а не плыть по течению вниз; точно так же любая партия должна постоянно работать на преодоление внутренних трудностей, раз уж взялась проталкивать интересы какой-либо группы и поставила перед собой целью достижение каких-то идеалов. И стимул к такой работе у нее есть: самозащита от разложения и распада.

Постулат “каждый народ имеет такое правительство, которого заслуживает”, верен в том смысле, что руководители и начальники разного уровня не падают в страну с неба, они изначально рождаются, получают воспитание и образование на ее территории. Поэтому облик любых общественных, политических, религиозных и производственных организаций лишь отражает облик населения этого государства. Как говорится, нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. В стабильной стране, т.е. там, где не бьют окна и не строят баррикады, нет регулярных антиправительственных демонстраций, обязательно есть определенный консенсус между “верхами” и “низами”, потому что это неразрывные части одного устойчивого целого. И, наоборот, когда низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут жить по-новому, стабильность исчезает, и начинаются “революционные ситуации”, когда противопоставление “мы — они” доходит до массовой ненависти. При этом ситуация, когда в столице три тысячи людей вооружены до зубов камнями и бутылками с бензином и имеют только одного решительного лидера, а правительство — целое кольцо войск вокруг столицы, в т.ч. танковых, совершенно не говорит о том, что правительство выиграет. Это потому, что армия — тоже часть населения, а не бездушный исполнительный механизм.

Тот же Борис Ельцин — стопроцентный выходец из народа! — окончил Уральский политех и потом, прежде чем полностью перейти на партийную работу, на строительном комбинате честно прошел все ступени от мастера до директора, в годы “железного занавеса” не имея шансов “продаться Западу” даже теоретически. Мастер, начальник цеха, начальник смены, главный инженер и т.д. до самого верха — это и есть та самая иерархия управления, которая “выходит из народа”. Конечно, есть там много выходцев из разных элит, но ведь по своей натуре они те же представители разных народов России, несущие черты воспитания на культуре своего народа.

В нашей стране население относится к злоупотреблениям властей предержащих гораздо лояльнее, чем население стран Запада. “Кто у власти — тот у сласти” — есть у нас такая народная мудрость, олицетворяющая смирение. Очень похоже на убежденность, что к власти для того и рвутся, чтобы ею злоупотреблять, а не для того, чтобы разумно распоряжаться ресурсами страны.

А ведь все начальники когда-то ходили в школу и вузы своей страны, получали понятия о жизни от своих старших товарищей. Если мы хотим, чтобы наше управление было чище, честнее, профессиональнее, — надо всем начинать с себя. Ну, никак нельзя иначе. Спросите себя: какой я пример моему ребенку? Не могу ли я стать лучше в его глазах? Что я сделал, чтобы помочь школе в организации воспитания своих детей? Наконец, каков мой моральный облик и профессиональные качества, как я мог бы их улучшить? Если я попаду на руководящую должность — буду ли я брать взятки? Вопросы-то очень простые. И если ответить на них правильно, через несколько поколений будет реальное улучшение нашего менталитета и, как следствие, жизни.

Вы скажете, что это невозможно, что ваш сосед не будет этим заниматься, а начальники — тем более? Это значит, что вы уже заранее начали для себя поиск отговорок и уважительных причин, чтобы уклониться от этого пути. А на уважительных причинах результаты не достигаются. Надо начать с себя и не думать о том, готовы ли другие стать лучше.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru