Артем Рондарев
Cliffhanger, или Прерванный полет
Cliffhanger, или Прерванный полет
Сергей Кудрявцев. 500 фильмов
М.:
СП "ИКПА", 1990. — 384 с. 200000 экз.
Сергей Кудрявцев +500
М.: АО изд. цех Прогресс, 1994. — 398 с.
Михаил Иванов,
Олег Сулькин. Видеогид. Выпуск 1
М. "АЛМА", 1992. — 272
с.
Михаил Иванов, Олег Сулькин. Видеогид. Выпуск 2
М. "МАЛМ",
1994. — 304 с.
Михаил Иванов, Олег Сулькин. Видеогид. Выпуск 3
М. "ИНФОРМКИНО", 1995. — 368 с. 20000 экз.
Игорь
Аркадьев. Видео'94
М.: "Mega Pro", 1995. — 848 с. Тираж
не указан.
Полтора года обозревая текущую видеопродукцию
на страницах одной из центральных газет, я столкнулся с забавным парадоксом:
имея младенческое представление о мировом кинопроцессе, человек может стать
довольно серьезным авторитетом для читателя, если разговаривает с ним на
одном языке и смотрит одни и те же с ним фильмы. Попробовал бы я с подобным
отсутствием элементарных познаний сунуться куда-нибудь в музыку!
Парадокс этот интересен тем, что отражает уровень зрительского восприяти
хлынувшей к нам (повторю штамп в силу его — увы — абсолютной адекватности
ситуации) за последние несколько лет западной кинопродукции. Особенность
этого восприятия характеризуется прежде всего полной уверенностью в том,
что видеофильм — это все, что записано на VHS-ную кассету; таким образом,
когда заходит разговор о кино, нередко можно услышать фразу: "Кино
нынче скучное; я предпочитаю видак". Кино — это искусство (что-то
такое подозревают даже люди в малиновых пиджаках), а видео — развлечение,
не более. Кино нет, есть видео. Кинотеатры пусты, половина же окон в домах
вечерами светится голубоватым светом. А раз видеокассета — это всего лишь
игрушка наподобие картриджа, то и отношение к ней соответствующее: что
пихать в щель — без разницы, лишь бы новое.
В связи
с этим выпуск справочников по видеофильмам — по фильмам, то бишь, переведенным
на видеоносители (это уточнение для среднего потребителя видеопродукции
несущественно) — выглядит отчасти гуманитарным актом. В самом деле, кому
нужны справочники по компьютерным играм, содержащие в себе описание художественных
достоинств того или иного quest'a?
Однако такие справочники
есть, и в немалом количестве. Секрет простой — большинство их сообщает
техническую информацию о фильме: актеров, режиссера, хронометраж — дабы
не заснуть перед экраном, не рассчитав силы. Издания эти в основном пиратские,
попросту говоря, некачественно переведенные западные каталоги. Для примера
цитирую сведения из справочника "Видеохит" о всем известном фильме
"Аромат женщины": "Scent of a Womam (Женское чутье), США,
1992, реж. Марти Бест, в ролях — Аль Пачино, Рис О'Доннел. Аль Пачино
в роли отставного полковника, учащего уму-разуму 17-летнюю школьницу. Наука
дается девушке легко, ибо у нее есть качество, отсутствующее у учителя,
— женское чутье, на то, к кому можно прислониться..." Аннотацию оставляю
без комментариев, от себя же добавлю, что в имени-фамилии режиссера —
две ошибки, Крис поименован "Рисом", перевод же названия — вовсе
шедевр. И ведь покупают. Ибо основное условие соблюдено: минимум слов,
максимум информации. Неправильной? Ну и черт с ним. Все равно назавтра
будем смотреть что-нибудь другое. Например, "Прерванный полет".
Оригинальное название — Cliffhanger...
Как я уже сказал,
подобной чуши на прилавках — вагон. Подробно на ней останавливаться смысла
нет. Однако для тех, кто знает, что Cliffhanger все-таки переводится как
"Скалолаз", в качестве рекомендации имеет смысл назвать по меньшей
мере три издания, во-первых, заслуживающих доверия, а во-вторых, рассчитанных
на аудиторию, привыкшую — пусть даже по телевизору — смотреть кино и,
соответственно, желающую иметь представление о том, что таковым не является,
хотя и носит внешние его признаки, — не является уже по эстетическим критериям.
Каждое из этих изданий имеет свою специфику. Так, первое — авторский
каталог Сергея Кудрявцева — несет на себе печать академизма и в повседневной
жизни к употреблению не пригодно. Хотя бы уже потому, что самые свежие
из аннотированных там лент датируются 1991 годом. Помимо этого, в ущерб
реальному положению дел на отечественном видеорынке в каталоге непропорционально
много сведений о картинах европейских и азиатских. Однако я не случайно
начал именно с него. Поскольку каталог этот уникален тем, что писал его
известный кинокритик и киновед. Со всеми вытекающими. С гневом и пристрастием,
если перефразировать ставшую пошловатой с легкой руки г-на Третьякова пословицу.
С обстоятельными экскурсами в историю кинематографа. С попыткой дать цельную
картину мирового кинопроцесса. Словом, творение профессионала, кино знающего
и любящего, а главное, желающего, чтобы и другие знали и любили его. По
этой причине и аннотации здесь напоминают скорее мини-рецензии. Кроме того,
для пущей объективности оценки фильмам здесь выставлены не только самим
автором, но и другими авторитетами в области кинокритики — К. Разлоговым,
В. Дмитриевым, А. Дементьевым, — а также приведены баллы из влиятельных
американских справочников. Издание снабжено именными указателями актеров
и режиссеров, а также рядом специальных сведений о прокате и отечественными
и зарубежными рейтингами. Словом, искать по нему ответ на вопрос: "Чаво
сегодня смотреть будем?" — неудобно. Но я, грешным делом, зачитывалс
им две ночи подряд.
Однако к видеоманам я себя не причисляю.
И понимаю, что для видеоманов этот каталог практически бесполезен. Но и
для них есть не менее фундаментальное и более доступное в силу сделанной
автором установки на дружелюбное информирование читателя пособие: каталог
фильмов "Видео'94" Игоря Аркадьева — три преогромных тома, содержащие
сведения практически о всех картинах (в том числе и отечественных), вышедших
на видеоносителях в 1994 году (существует подобный же каталог и на 1993
год). Первый том заключает в себе сведения о картинах, вышедших на мировые
экраны в 1994 году, второй — о лентах более раннего производства, выпущенных
в 1994 году на видеоносителях в нашей стране. Весь третий том — справочный.
Большинство названий снабжено аннотациями, безусловно, весьма субъективного
характера, но изложенными спокойным тоном, так что спорить с автором, к
тому же ввиду столь добросовестного подхода, азарта не возникает. Также
каталог содержит оценки художественного уровня картины и ее коммерческого
потенциала (последнее мне непонятно и вызывает опасение, особенно когда
на такое дело отваживается один человек; впрочем, при слове "коммерция"
у меня до сих пор нет-нет, да и мелькнет воспоминание о моем однокурснике,
меняющем кроссовки Reebok на последний диск W.A.S.P., так что я тут не
судья). Фильмы в каталоге подобраны по жанровой принадлежности, существуют
именные указатели режиссеров, актеров и названий картин. С точки зрени
рынка, это, наверно, самое оптимальное и удобное издание.
Недостаток обоих каталогов в том, что сыскать их не так просто. Гораздо
легче наткнуться на сборник в трех частях "Видеогид" Михаила
Иванова и Олега Сулькина. Уровень его пониже, и вот почему: авторы задумали
сочетать в нем плюсы обоих подходов — рыночного и академического, условно
говоря. Как это часто бывает в жизни, два плюса, противно законам математики,
дали минус: несмотря на жанровое расположение картин внутри, при просмотре
списка возникает ощущение некоторой неразберихи из-за соседства классных
лент и откровенной дешевки — так называемых B-MOVIES. Подкрепляется оно
и тем, что временами наталкиваешься на явные ошибки и не вполне понятную
безапелляционность в употреблении таких характеристик, как "очень
смешно" (о весьма глупой, по моему, и не только, мнению комедии "Голый
пистолет") либо "очень изобретательно" (о полуторачасовом
трехдолларовом мордобое двух жирных мужиков "Прирожденный убийца"
— не путать со стоуновскими "Прирожденными убийцами") и т.д.
Хаотичность восприятия возрастает тогда, когда среди лент, в подавляющем
большинстве снятых в 70-90-х годах, встречаешь упоминание о чаплиновском
фильме 1921 года. Впрочем, все эти ошибки на фоне чудовищного безобрази
остальной макулатуры — лишь отдельные недочеты в целом вполне добротного
труда. Также снабженного именными указателями и информацией о прокате.
Быть может, какие-то еще заслуживающие внимания выпуски ускользнули
из поля моего зрения, но в любом случае, обзаведясь всеми тремя — или,
если быть точным, восемью томами, — вы можете смело идти в прокаты, не
пугаясь надписей на кассетах "Суперхитейший суперломовейший боевик
в бешеном лазерном качестве". Однако напоследок — несколько слов.
До сих пор львиная доля приобретаемых вами кассет содержит ворованную интеллектуальную
собственность, на что, конечно, можно плюнуть, но тогда необходимо посовеститьс
и более не бить детей за обедом ложкой по лбу, внушая, что красть нехорошо.
Тем более что альтернатива уже есть — разноцветные обложки лицензионных
кассет. Но самый лучший выход в данной ситуации — посещать кинотеатры.
Знакомиться с фильмами на полуметровой диагонали — все равно что изучать
живопись по буклетам издательства "Искусство". Когда-то критики
упрекали Ренуара, что его "Обнаженная" зеленая, как труп. Видели
бы они репродукцию — Ренуар бы у нас сейчас был провозвестником всего
нашего некрофилически-шизофренического концептуализма.
На этой оптимистической ноте — последнее: не ломитесь вы по наводке
видеоколонок в газетах за каждым новым шедевром (это я как бывший ведущий
одной из таких колонок говорю). Хороших фильмов снимается двадцать в год.
И все они попадают в каталоги.
Дождитесь лучше их.
Артем Рондарев
|