Вероника Штейн
По поводу комментария к «Рабочим тетрадям» А. Твардовского
Уважаемый Сергей Иванович!
В примечаниях к “Рабочим тетрадям” Александра Твардовского (“Знамя”, 2003, № 10. с. 176, примеч. 5) дано неверное толкование эпизода, участницей которого мне довелось быть. Я — та самая Вероника, которую упоминает А.Т. Твардовский в записи от 16.XII.68 (там же, с. 161—162): мол, 12 декабря Вероника принесла в “Новый мир” копию письма Солженицына в “Литгазету”, в котором он благодарил “читателей и писателей, приславших поздравления” к его 50-летию. Именно так и было.
Однако примечание к этой записи гласит: “Судя по дате получения А. Т. письма Солженицына в “ЛГ” (12.XII), оно было разослано еще до его юбилея (11 декабря), что особенно огорчило новомирцев”. И далее — ссылка на дневниковую же запись А.И. Кондратовича (Новомирский дневник: 1967—1970). Сов. пис., 1991. С. 331), из которой вполне очевидно, что и Кондратович, и другие новомирцы просто по неведению решили, что А.И. написал свой ответ заранее: они не знали, что в “Новый мир” письмо А.И. было принесено мною, а не прислано по почте.
Накануне, 11 декабря 1968 года, я провела весь день у Солженицыных в Рязани. В течение этого дня Александр Исаевич получил небывалое множество поздравлений (не говоря о тех, что пришли раньше) — и под их впечатлением, уже глубокой ночью, — и зная, что наутро я возвращаюсь в Москву, — написал благодарный ответ читателям, помеченный 12 декабря и адресованный в Самиздат (лишь для юмора в “Литгазету”: “Я знаю, что Ваша газета не напечатает единой моей строки…”). Утром 12 декабря он проводил меня на электричку с наказом: лично отнести письмо в “Литгазету”, а копию — в “Новый мир”, чтобы новомирцы получили его не из Самиздата. По приезде в Москву, сразу с электрички, я и отнесла письмо — сначала в “Литгазету”, затем в “Новый мир” (что и зафиксировано в записи А.Т. Твардовского).
Прошу Вас опубликовать мое письмо — с тем чтобы устранить двусмысленность, порожденную этим недоразумением.
|