Елена Холмогорова
Предмет первой необходимости
Предмет первой необходимости
И. Померанцев. Предметы роскоши: Книга прозы.
СПб: "ИНАПРЕСС", 1995. — 200 с. 1000 экз.
"Говорят, писательство о писательстве заезжено. Что правда,
то правда: писатель — персонаж ничем не лучше других персонажей. Но
о другом: текст должен быть о себе самом", — заявляет свое кредо
Игорь Померанцев. Это подтверждается первым же рассказом, названным демонстративно,
вызывающе литературно — "Перечитывая Фолкнера" и столь же демонстративно,
хотя, может быть, и неосознанно, распадающемся на "литературу и жизнь",
причем литература в этом рассказе сильнее жизни. Тут феномен талантливого
ученика: своя проза еще робка, еще держится за могучие конструкции чужого
стиля, так что читать мысли молодого русского писателя о Фолкнере гораздо
интереснее, чем перемежающиеся с ними вольные или невольные подражания.
В ученических размышлениях больше зрелости и жизни, чем в жизненном опыте.
"Разве уйдешь от Фолкнера? Вы можете вот так, одним предложением описать
повторяющуюся изо дня в день спешку опаздывающих: "...the same fighting
the same heaving coat=sleeves..." (все та же ловля рукавов пиджачных
на лету)?" И по всему рассказу рассыпаны такие внезапные и порой блистательные
экспресс-анализы стиля великого американца, когда глаз падает на фразу,
очаровывается ею, а дальше идет проба слова, интонации на язык, на цвет,
на запах и все глубже, глубже... А кстати вспомнившаяся строка-другая из
Пастернака погружает в стихию, вообще дна не имеющую.
Рассуждения И. Померанцева о Фолкнере к литературоведению не имеют решительно
никакого отношения. Это художественная проза, писанная влюбленным учеником,
из каждого звука чужого текста извлекающим опыт быстротекущей — нет, сначала
не жизни — литературы.
А жизнь медленно и постепенно
вырабатывала свой язык, свой ритм в сознании, уже прошедшем могучую школу
и невольно подвергшемся социалистической санобработке. Лукавая советска
критика ловко подменила понятия: "литературность" стала именоватьс
бранным словом "литературщина", а уличенный в этом прегрешении,
как последним штрихом на судебном приговоре, был добиваем печатью "вторичность".
И надо было захлопнуть за собой двери Родины, чтобы отвоевать право в свое
удовольствие подражать Фолкнеру и Пастернаку и вслух декларировать: "Любое
слово не литературное, не о литературе кажется уже манерным, какой-то литературщиной...
Хочешь рассказать о любовном свидании — подумай о тире и точках."
В цикле "Альбы и серенады" — почти все о здешней, еще советской
жизни, но без обличений, без пылких гражданских страстей, которые обычно
вываливают на головы читателей неофиты эмиграции. Без личных обид и оскорбленного
самолюбия. Это просто свободная проза. Хочу — пишу без знаков препинания,
хочу — закатаю рассказ на двадцать пять страниц плотного набора без названи
(звездочки — как в безымянных стихах) и все в один абзац.
Художественное своеволие везде обходится недешево. "Чемпиона
школы по столицам" Иосипа — одного из сквозных героев книги — грозят
уволить с радиостанции ни много ни мало за слишком хорошую работу ("Последние
известия"), тогда как истинное удовольствие он получает, по существу,
от должностного проступка — колоссальных политических потрясений, вызванных
его невольной оговоркой. Даже не от собственно потрясений — от поэзии
ошибки. А поэт из рассказа "Между пытками" потому и не поэт,
что делает лиру предметом политических спекуляций. Рассказ этот — зла
пародия на соцреализм навыворот, сюжет его — режиссерская разработка провокаторского
поведения стихотворца, смешавшего долг художника с гражданской суетой.
Коль взялся за перо, вовсе не должен рваться в гражданины, а вот поэтом
быть обязан.
"Баскская собака" — самая крупна
вещь в книге и, пожалуй, наиболее зрелая. Здесь песнь искусству винодели
перемежается с тонкими суждениями о шедеврах испанской живописи, а острые
и свежие этнографические наблюдения с легкими вспышками воспоминаний то
о забайкальском детстве, то об украинском отрочестве и юности. Когда же
мы читаем репортажи, которые по телефону передает в редакцию Гена Люстрин,
явственно слышим знакомый голос комментатора радио "Свобода"
Игоря Померанцева.
Трудно сказать коротко, о чем эта
книга. Может быть, для каждого — о своем. Для меня — о знаке равенства
между жизнью и литературой. Автор ставит их в один ряд, они однородные
члены предложения и пишутся через запятую: "Как начать этот отрезок
моей прозы, моей поэзии, моей жизни?.. А что если так: Воскресенье, конец
марта; утром из зеркала на меня посмотрел небритый старый-старый молодой
писатель. Он открыл окна, и на улице стало теплее".
Жизнь наизнанку. Здесь нет никакой рисовки, никакой выспренности.
Простая констатация факта: по-житейски окна в марте открывают, чтобы в
комнате стало прохладнее, а человек, живущий словом, может позволить себе
роскошь немного обогреть улицу.
Игорь Померанцев назвал
свою книгу "Предметы роскоши". Когда сборнику рассказов дается
имя не по одному из них, автор, конечно же, вкладывает в него некий обобщающий
смысл. Ведь литература, как и вообще духовная жизнь, вещь в житействе ненужная,
избыточная. Но, к счастью, такая роскошь — предмет первой необходимости.
Елена Холмогорова
|