Игорь Петровский
Общество и культура: христианское радиовещаниев современной России. Организатор — христианская радиостанция «Радио Мария» (СПб)
Враги не спорят
Общество и культура: христианское радиовещание в современной России. Организатор — христианская радиостанция “Радио Мария”. — СПб, 2002.
“Радио Мария” — международная семья христианских просветительских радиостанций, основанная в конце минувшего века итальянским бизнесменом-христианином Эммануэлем Феррарио (www.
radiomaria.org). На сегодняшний день “Радио Мария” вещает в 33 странах мира от Италии до Австралии и от США до Ливана и Мозамбика, а с 1997 года и в России, в Санкт-Петербурге (www.
radiomaria.ru).
В Санкт-Петербурге это межконфессиональное радио, духовный мост между Западом и Востоком — так характеризуют свою задачу его сотрудники, по преимуществу профессура и преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета и Православной Духовной Академии, — в своем вещании учитывающее специфику религиозной палитры современной России. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира “Радио Мария” проводит трансляции православных богослужений из Свято-Троицкого Измайловского собора и из храма во имя св. великомученицы Екатерины в Мурино. Католические богослужения транслируются из храма Успения Пресвятой Девы Марии.
Уникальность вещания международной семьи “Радио Мария” состоит в том, что ни в одной стране мира она не имеет ни государственного, ни церковного финансирования, все радиостанции работают исключительно на средства от пожертвований.
На конференции, которая прошла в стенах Всероссийского музея им. А.С. Пушкина, обсуждались самые актуальные проблемы современного христианского вещания. Представитель всемирной семьи “Радио Мария” Витторио Виккарди (Италия) ознакомил с опытом работы этой организации и планами на будущее. В ближайшее время к 33 странам, где уже звучат позывные “Радио Мария”, добавятся еще 13, среди которых Мексика, Венгрия, Сербия.
Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии протоиерей Владимир Мустафин в докладе “Русская культура как носитель христианских ценностей” показал, что стремление большевизма искоренить христианство парадоксальным образом выявило его неразрывную связь с глубинными пластами народной культуры, а культуролог и писатель Ростислав Евдокимов, проведший 5 лет в Пермских политлагерях за “антисоветскую пропаганду и агитацию”, в докладе “Как противостоять массовой культуре” после историософского анализа проблемы предположил, что основная разновидность нынешнего масскульта — так называемая современная музыка — сама по себе этически амбивалентна, и цель христианского радиовещания — облагородить и возвысить наиболее приемлемые ее формы, подобно тому как историческая Церковь освятила и придала новый смысл праздникам и многим другим проявлениям культуры языческой. Кандидат исторических наук Юрий Рубан (СПбГУ) в докладе на тему “Христианское сотрудничество” рассказал, в частности, о святоотеческом понимании экуменизма. Преподаватель философии в Высшей Духовной Семинарии Марии Царицы Апостолов священник Игорь Чабанов, ссылаясь на К. Победоносцева, говорил о миссии Католической Церкви в России, о традиции выполнения католиками всех “гласных и негласных соглашений” с государственной властью.
Работали два “круглых стола”. Первый обсуждал проблему “Почему христианские СМИ имеют низкий рейтинг”. Было, например, сказано, что радио — весьма популярное средство общения. Ежедневно его слушают около трех миллионов петербуржцев, но примерно 1 % из них включают приемники на волнах христианских радиостанций (26 тыс. — “Радио Мария”, 9 тыс. — “Теос”, вне рейтинга — “Град Петров”, “Православное радио”, “Радонеж”, программы “Трансмирового радио”). Причины такого низкого интереса к христианскому радиовещанию сотрудники “Радио Мария” самокритично увидели в тенденции христианских радиостанций работать как бы на самих себя, в некотором отрыве от реальных интересов людей, и посчитали необходимой ориентацию программ христианского радио не на православную или католическую аудиторию, а на аудиторию “просто людей”. Самое любопытное, что другие участники конференции к такому самоуничижению часто относились скептически, напоминая, что самая явная причина малого числа слушателей — вещание на средних волнах, для приема которых скоро, возможно, понадобится специально заказанная аппаратура, как это уже произошло с виниловыми грампластинками. Переход же на УКВ требует затрат, примерно в тысячу (!) раз больших, чем вещание в средневолновом диапазоне, и в отсутствие доходов от рекламы, все виды которой прямо запрещены уставом “Радио Мария”, совершенно невозможен, пока в обществе не сформируется слой глубоко верующих и при этом весьма состоятельных меценатов. Протоиерей Владимир Мустафин высказал мысль, что низкие рейтинги христианских СМИ естественны в обществе, где растет популярность скандальных хроник и скабрезных изданий. Для просветительского радио невысокие рейтинги нормальны.
Говорилось о том, что существует два формата радиовещания, условно названные “советским стилем” и стилем “попсовым”. Христианское радио должно выработать иной, третий формат, некий особенный христианский стиль, в котором бы, прежде всего, чувствовалась христианская любовь, часто отсутствующая в полемике христианских программ. Отмечалась необходимость большего количества прямых эфиров и межконфессиональных “круглых столов”. Прозвучала мысль, что условное идеальное радио должно было бы совмещать достоинства “Эха Москвы”, “Радио Свобода” и христианских радиостанций, в эфире которых мало звучат острые политические дискуссии и нет политических новостей. Но тут же в ходе оживленной полемики было заявлено, что христианское радио a priori должно быть аполитичным. Цель христианских СМИ — проповедь, рассказ о вере, начальный этап катехизации народа (так называемая киригма), и слушатель в первую очередь должен определяться со своей верой. Помимо встреч со слушателями в радиоэфире необходимо работать с людьми и после него, устраивая встречи слушателей программ с их авторами. Прозвучала реплика, что рано или поздно поп-культура отживет, надоест, и в этом смысле она работает на просветительское радиовещание, ибо это последнее способно заполнить возникающий духовный вакуум — чего масскультура предложить не в силах.
Второй “круглый стол”, по теме “Христианское сотрудничество”, обсуждал возможности и формы сотрудничества различных христианских деноминаций в области СМИ. В свете последнего ухудшения отношений Римской Католической Церкви и Московской Патриархии он был особенно актуален: в некоторых православных кругах ходят брошюры негативного содержания по отношению к Католической Церкви. Например, в книге “100 вопросов и ответов на духовные темы” говорится о полной ее безблагодатности и невозможности спасения католиков (попросту: они попадут в ад...). Сразу же несколько католиков и православных ответили, что существует официальное учение Русской Православной Церкви по отношению к инославию, выработанное на Юбилейном Архиерейском Соборе, в котором нет ничего подобного; и именно оно является руководящим для нормального сотрудничества православных с иными конфессиями. Нести же ответственность за выходки малограмотных фанатиков не может ни одно вероучение в мире.
Существуют две крайности в межхристианском диалоге. Первая из них утверждает, что православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и прочее суть совершенно разные религии, вторая максима — будто бы мы одно и то же, а разнят нас лишь незначительные, преимущественно исторические и этнографические, мелочи. Но истина посередине — это и есть официальная позиция Юбилейного Собора РПЦ.
Ростислав Евдокимов рассказал об опыте евхаристического общения за колючей проволокой, когда на одной политзоне католический священник Альфонсас Сваринскас (ставший впоследствии Главным капелланом Литовской армии) подпольно причащал не только католиков, но и некоторых православных, а одного молодого петербуржца тайно крестил, согласившись с тем, что тот будет не католиком, а православным. В это же время на другой политзоне сходным образом вел себя по отношению к католикам о. Глеб Якунин. То есть налицо обоюдное признание евхаристической благодати, пусть и в экстремальных условиях; у католической и православной Церквей есть все возможности полного общения — хотя бы потому, что по большому счету экстремальна сама жизнь: все мы под Богом ходим...
Оживление в зале вызвал рассказ о грузинке римо-католичке греческого обряда, скрытно окормлявшейся в Тбилиси украинским священником-униатом на русском языке. Столь курьезная и крайне неестественная в конкретном культурном окружении ситуация в конце концов разрешилась ее переходом в православие (Грузинского Патриархата) и отражает, конечно, глубинные связи между национальными традициями и вероисповедным выбором. Помимо богословских проблем существуют вопросы культурные и социальные, решению которых межхристианское сотрудничество могло бы помогать.
В целом этот “круглый стол” и всю конференцию характеризуют слова отца Сергия Булгакова “спорящие — это уже друзья”. Ведь враги не спорят.
Игорь Петровский
Калининград
|