Наталья Хвостёнкова
Международная выставка современного искусства. Флоренция. Артестудио
Мир искажен — но…
Biennale Internazionale dell’Arte Contemporanea — 2001. Artestudio di Firenze. (Международная выставка современного искусства. Флоренция. Артестудио.)
Участие в выставках в конце двадцатого века — далеко не тот невинный процесс, который был во времена Кандинского, молодых Пикассо и Дали... Как далеко не невинна система распределения сервиса в “развитых” странах. Система Паблик Рилейшнс обусловливает тот факт, что реальная информация не достигает человеческих ушей и глаз. “Свободная печать” в действительности базируется только на оплате места, где извещение о продукте будет размещено. Иллюзорный мир потребителей, где цель пишущих — прибыль хозяев. Весь этот “мир искусств” базируется на весьма подозрительного происхождения деньгах.
Таинственный мир денег в искусстве был для меня последние 10 лет основным загадочным объектом. Как известно, деньги в торговле искусством не облагаются налогами в такой степени, как всякое другое производство. Привилегии, которые даются бизнесменам для поддержки искусств, явно направляют в это русло поток денег подозрительного происхождения для их “очищения” — легализации. Вот как это происходит: деньги, заплаченные наличными за предмет искусства, остаются вне контроля; следующая стадия: предмет искусства продается на аукционе и деньги возвращаются — но источник их происхождения остается навсегда позади. Эта структура просматривается в операциях самой крупной галереи — “Мальборо”, история с успехом колумбийского художника Ботеро — одна из таких успешных операций.
Стандарты коммерческих выставок построены для покупателей, которые интересуются вложением денег в искусство, — как, например, в антиквариат или ценные бумаги. Достоинство художников определяется той ценой, которую устанавливают каждому из них в “Индексе мирового искусства” — специальном коммерческом каталоге, который выпускается самим объединением всесильных галерей, продающих на основных аукционах, и выходит ежегодно. Таким образом, монопольные правила уничтожают саму мысль о свободе с самого устава этих мероприятий. Например, выставка “Артбазель” устроена так: галереи-участники платят ежегодный членский взнос порядка 150 тысяч долларов — вот вам и база для приглашения!
Вытащить деньги на столь романтические цели, как покупка предмета современного искусства, из кармана людей, делающих из одного цента девяносто, не так просто. Искусство не дает быстрой прибыли — хотя при верной информации дает стократную прибыль в течение 15—20 лет, что можно проследить по ценам, указанным в каталогах. Причина, по которой искусство терпит трудные времена в конце двадцатого и начале нашего века, в том, что люди с интересом перераспределения денег завладели этой сферой. Любой дилер читает художнику одну и ту же “лекцию о познании”, которая заключается в коротком тезисе: я делаю деньги и продаю то, что продается. Когда дилерское посредничество в этой сфере возникло как профессия — возникла и проблема: в мире искусства мало кто интересуется искусством и по лично мне не понятной причине не стыдится уточнять это обстоятельство своего антипочтения к искусству. Дилеры поколения 60—70-х, у которых можно было видеть те горящие глаза любви меломана и единомышленника, уходят в историю. Незабываемы встречи с Лео Кастелли или Дженисом, наследниками Щукина, Морозова, Воллара... Теперь искусство преобразовано в отдел промышленности двух ведущих стран — США и Англии.
Голливудские фильмы (те 10—15, которые попадают в прессу), на производство которых уходит 80—100 миллионов долларов, должны вернуть вложенные в производство деньги — поэтому все смотрят одних и тех же нескольких актеров, которые собирают эти деньги. В конце 70-х были изобретены (востребованы жаждой прибыли) агентства и голливудские всесильные агенты (5—8 персоналий), которые заключали договора-монополии и раскручивали в прессе имена. Одно из качеств, которым должен обладать агент, — смелость манипулировать — просчитывать и произносить в лицо стоимость “звезды”, иметь связи во всех структурах, платить “неподкупным” критикам из газет и ТV... Успех фильма стал полностью базироваться на количестве посещений кинотеатров и стоимости билетов. Миллионы посещений за неделю стали целью кино. Сценарии стремятся привлечь зрительское внимание любыми провокативными путями. Сделка-спекуляция празднует победу над искусством (на том же принципе основаны невероятные даже для слуха, но реальные гонорары отдельных спортсменов).
В 80-е годы был организован круг так называемых эдвайзеров, то есть советников по искусству (Association of American Art Advisers) — официальная организация, которая нигде не публикует список членов. Эти люди — частенько просто богатые леди — выступают советчиками, что покупать в галереях, устраивают работы в музеи, находятся в весьма коротких отношениях с дилерами. Оплачиваются эти “специалисты” заказчиком — то есть покупателем произведений искусства. В дни открытия выставок появляются статьи критиков, оплаченные галереей или музеем...
Новейшая история из мира денег и искусств происходит сегодня, на наших глазах, и связана с глобальными последствиями перемен в экономической сфере США, а точнее — связана с коллапсом одной из самых больших корпораций, которая, как оказалось, имела свои гигантские прибыли в большей степени на бумаге, и для спасения которой потребуется ликвидация тех финансовых субсидий, которые шли под разделом “современное искусство” (Modern Art), так как шефы финансового отдела компании широко поддерживали и самые радикальные проекты. Это банкротство лишает материальной поддержки большой ряд участников процесса современного искусства. Потерял ее и один из неприступных бастионов законодателей мод в мире искусств — галерея “Сандра Геринг” в Челси (замена Сохо). Скорее всего, работы, проданные при ее посредничестве, будут возвращены для распродажи в уплату долгов. Проекты самых известных художников потеряли финансирование (например, видео Билла Виола), что-то пойдет на аукционы (работы Олденбурга, Джадда...).
Тысячелетние центры искусства и духовных исканий — Франция и Италия — оказались сегодня на обочине, в стороне. И слава Богу… Да здравствуют интимные размеры, переживания и поиски! Человек — существо маленькое и беззащитное. Цветник перед домом, поиски грибов по воскресеньям и пара летних недель в палатке являются показателями психического здоровья! Я думаю, открытием нашего времени может стать наш отказ от стремления к гигантским размерам человеческих начинаний.
Мир искажен — но существует и сопротивление этому факту: например, родители, которые не дают детям смотреть телевизор. Некоторые люди со средствами иногда эксцентрично пытаются сотворить нечто, не входящее в рамки... Труднее всего найти базу — помещение в хорошем престижном месте, куда публика придет просто пообщаться, погулять... Флорентийская “Артестудио” — это большое выставочное пространство с кафе, референс-деск, туалетами. В смежном помещении происходит ежегодная ярмарка с продажей продукции рукодельников со всего мира, которую организуют городские власти, а горожане и туристы со всего мира дружно осаждают прилавки с серебром и гранатами из Индии, кофтами из шерсти альпака из Перу и Колумбии, шубами и кожаными изделиями знаменитых флорентийских производителей, которые здесь дешевле.
Центр Флоренции кипит в эти предкрисмасовские дни, а вечером улицы, увешанные очаровательными светящимися украшениями, наполнены толпами, все открыто до одиннадцати вечера — можно гулять по городу, любуясь архитектурой, полностью расслабившись и отстранившись от суеты, — и возникает удивительное чувство самодостаточности.
Девизом Флорентийской биеннале-2001 был девиз ЮНЕСКО этого года — “Год диалога между цивилизациями”. Президент биеннале Паскуале Селона и его брат хотят дать возможность художникам выступить вне зависимости от галерей — показать свои работы в одном из центров художественного мира, который был и остался на этой спокойной земле виноделов и пастухов. Вот что пишет П. Селона в предисловии к каталогу:
“Художники 53 национальностей приняли решение приехать во Флоренцию не только для сопоставления их художественного опыта, но и для подтверждения тесного связующего чувства солидарности, которое устанавливает фундаментальную основу гражданского сосуществования наций. В век компьютеров и атомной энергии, в ощущении постоянной угрозы химического и бактериологического оружия мы не должны потерять наши надежды. Искусство обязано быть в оппозиции, стремясь к прекрасному, пользуясь силой своих аргументов, где это необходимо. Это единственный путь победы прекрасного над дьявольским. Обращаясь к художникам всего мира, прибывшим осчастливить нас, приобщив к своему искусству, мы хотим поблагодарить их от всей глубины наших сердец: спасибо за свет, который они пролили на наше мироощущение в такие темные времена (…).
Много лет назад, когда я изучал биологию в университете, я много читал, особенно летом, сидя на веранде дома, в нескольких метрах от моря. Я будто путешествовал, посещая места, описанные великими писателями. Прочитав Пушкина, Достоевского, Толстого, Пастернака, Чехова, я ощутил, что такое царская Россия. (...) Искусство — эффективное оружие, которое не впускает вульгарность и тягу к насилию в человеческое сознание. Искусство является “рукой свыше”, ведущей в пространство, освобожденное от хаоса”.
В выставке принимали участие художники 53 наций со всего мира. Ее Высочество Принцесса Уэльская, например, пишет прозрачные акварели. Россияне Алексей Жемчужников и Александр Калугин были заметны на биеннале “крепким” мастерством. Как и итальянским художникам, им свойственно неодолимое тяготение к канону, который вызывал поиски альтернативы в течение прошлого века, — но дай Бог мастерам сегодня сохранить процесс живописания!
Специальный отсек с огромными экранами для постоянного показа дигитальных изображений был предоставлен компьютерному искусству.
Американского туриста здесь поражало то, что все мероприятия происходили с утра до позднего вечера — и никто никуда не спешил: люди гуляли, общались с художниками… Вечерами в выставочном зале звучали прекрасные голоса, скрипки, флейта — камерная музыка, джаз...
Был, однако, в организации биеннале довольно существенный недостаток — который, кстати, присущ и мероприятиям российских арт-файер, и любых других выставок на территории России. Нигде в основных мировых средствах массовой информации по искусству нельзя узнать, что происходит в художественной жизни этих стран.
Мир удивителен в своей подвижности! Я много раз лично встречала людей, летящих в другую страну с целью посещения выставки! Информировать другие страны о своей культурной жизни в интересах многих организаций страны (гостиницы, рестораны, магазины)… Наше время требует понимания, что культурные мероприятия интересны всем жителям этой небольшой планеты. Может, проблема в том, что Россия, как и Италия, имеет свой особенный менталитет — когда скромность, присущая религиозной культуре, становится преградой полноправному представительству на международной арене? Может, мешает несвобода в общении на других языках? Или у самих художников есть некоторое недопонимание активной природы рыночной системы? На Западе этим занимаются специалисты по маркетингу, знающие, где надо объявить мероприятия в обязательном порядке.
Есть несколько газет и журналов, в которых извещения о предстоящих мероприятиях должны появляться задолго до самого мероприятия ежемесячно — хоть бы и небольшого объема инфо с адресами и телефонами. И что немаловажно — никакие данные не должны изменяться с момента оповещения! Это и есть хороший профессиональный стиль организации художественных мероприятий.
Существует множество бесплатных средств коммуникации для объявления галерейных выставок, университетских мероприятий. На www.absolutearts.com художники шести континентов помещают свои личные портфолио, сделанные самостоятельно: биографию, список выставок для информации в США; на www.
swissart.com — в Швейцарии, на www.
globalartinfo.com — в Йоганнесбурге… Ведущим источником информации в мире печати является ARTNEWSPAPER (www.
artnewspaper.com) — интернациональная газета дилеров, издаваемая в Лондоне. Любое серьезное мероприятие требует размещения хотя бы минимального объявления в этом англоязычном источнике, потому что оно распространяется в музеях, галереях, библиотеках всего мира и активно читается частными коллекционерами!
Золотое правило дикого Запада — никто не будет ничего делать за тебя! Поэтому меня огорчает, когда я вижу, что мероприятия художников в Москве, Петербурге, а может быть, где-то еще в большой России не просматриваются в западной части Земли никак вообще! И публика представляет Россию страной с искусством, которое вымерло в начале прошлого века. А прибудет эта публика, интересующаяся искусством, на ваши выставки, друзья, когда услышит о них за полгода до мероприятия и включит в свои туристические планы!
Наталья Хвостёнкова
Нью-Йорк
|