РЕЦЕНЗИИ
Н.А. Богомолов
Неизданный Волошин
Максимилиан Волошин. Записные книжки / Сост., пред. и прим. В. Купченко. М.:
Вагриус, 2000. — 176 с. 10000 экз.
Хотим обратить внимание читателей на это издание, поскольку,
как правило, публикации «Вагриуса» не несут в себе ничего нового. Вот в серии
«Записные книжки» вышедшие почти одновременно с рецензируемым другие нарядные
издания (даже не очень понятно, как их назвать: объем провоцирует применение
слова «брошюра», т.к. в случае с Волошиным он не превышает 5,5 листа, однако
книжечка выпущена в изящном карманном формате и в твердом переплете, что делает
ее именно книгой) представляют собою материал для чтения и новых текстов не
открывают, тогда как данный выпуск полностью основан на неизданных записных
книжках поэта.
Интерес они представляют разнообразный. Самая ранняя книжка погружает нас
в атмосферу Феодосии конца XIX века, когда Волошин кончал гимназию, потом
мы переносимся вместе с Волошиным-студентом в Москву, оттуда — в напряженную
атмосферу культурной жизни 1905–1909 гг., когда он предстает перед нами сложившимся
литератором, и в завершение — в Коктебель 1920–1921 годов. В кратком предисловии
В.П. Купченко точно характеризует особенности публикуемых текстов: сперва
это самоаналитические и очерковые, портретные записи, потом — выписки из разных
книг, на глазах складывающиеся в концептуальные положения будущих статей и
стихотворений, а под конец — попытки Волошина спасти культуру столь близкого
ему Крыма. Чтение это весьма поучительно не только для узких специалистов
по творчеству Волошина, но и для тех, кто пытается представить себе атмосферу
тех лет, к которым записи относятся.
С сожалением нужно сказать о том, что в книгу вместились материалы лишь шести
записных книжек Волошина из пятидесяти пяти сохранившихся в архиве, а также
о мучительно мелких для глаз многих профессиональных филологов шрифтах, особенно
в добротных и толковых примечаниях В. Купченко.