Одному Богу известно...
Зеленая лампа. Газета Комитета по культуре администрации
Иркутской области. Учредитель — Комитет по культуре администрации Иркутской
обл. Выходит с января 1999 г. ежемесячно. Объем — 16—24 полосы. Тираж 999
— 3100 экз. Тип. АО НПО “Облмашининформ”. Гл. ред. — Л. Сухаревская, Г.
Сапронов (с ноября 1999). Адрес: 664003, Иркутск, ул. Седова, 13.
Ставроша. Детская газета. Учредитель — ООО “Утро”.
Тип. “Самарский дом печати”. Выходит с ноября 1999 г. ежемесячно. Объем
— 4 полосы. Тираж — 2000 экз. Гл. ред. — Е. Потяшина. Адрес: 445032, Тольятти
Самарской обл., ул. Дзержинского, 71—265. Тел.: 37-02-27.
Школьники постарше. Литературная газета. Выходит с
июля 1999 г. в изд. “Чувашия” еженедельно. Учредитель и гл. ред. — А. Крыльцов.
Объем — 8 полос. Тираж 19826 экз. Адрес: 428017, Чебоксары, Республика
Чувашия, а/я 184.
Смирновъ. Газета оргком. обществ. орг. “Партия Смирновых”.
Учредитель — Смирнов А.А. Выходит с июня 1999 г. в г. Иваново. Ежемесячная.
Объем — 4 полосы. Тираж — 10000 экз. Гл. ред. — С.Г. Смирнов. Адрес: г.
Иваново, ул. Строительная, 17. Тел. 41-47-98, факс: 32-72-17.
Лирическая молва. Литературная газета. Выходит с июня
1999 г. ежемесячно. “Учглавред” — В. Поплаухин. Объем — 16 полос. Тираж
1000 — 1500 экз. Адрес: 143005, МО, г. Одинцово, а/я 131.
Иркутск, Чебоксары, Тольятти, Иваново, Одинцово... Литературные
издания рождаются повсюду. Казалось бы, чем ближе к Москве, тем ближе к...
Цивилизации? Несомненно. Культуре? Возможно.
Если понимать под культурой начало, объединяющее людей
в их мироотношении, то новые литературные газеты можно грубо рассортировать
на такие, в которых мир узнаваем, — и вестники фантасмагорических миров
с собственной мифологией, литературой и историей, населенных неведомыми
существами.
...Сегодня одного взгляда на кино- и телеэкраны достаточно,
чтобы засомневаться в существовании самого понятия “культура”. Угнетает
разгул поп-шоп-клип-продукции... — волнуется иркутская газета с щемящим
названием, посвящая большинство своих материалов литературе: Пушкинскому
юбилею, открытию нового Дома литераторов, литературным дебютам в постоянной
рубрике “Новые имена”. В № 10 за 1999 год — интервью с Ю. Кублановским
и публикация его стихотворений, публикация В. Астафьева — и декларация
охранительной позиции: газета ставит своей целью сохранение культуры в
регионе.
Хотя бы в регионе. Хоть пятнышко культуры на такой большой
земле, как наша. Очень трогательно.
А вот еще одно пятнышко, только в идеальном пространстве.
Газета “Смирновъ” посвящена жизни и творчеству людей по фамилии Смирновы.
В рубрике “Страна Смирновия” публикуются эссе о людях с этой фамилией,
известных в мире. В рубрике “Архив “Смирновии” с подзаголовком “Смиренномудрые”
— биографические эссе о Смирновых духовного звания, живших в XIX веке (по
всему миру), в частности, о Петре Алексеевиче С. — духовном писателе, протоиерее,
настоятеле Императорской посольской церкви в Лондоне, который издал ряд
учебников “Закона Божьего”, состоял редактором “Церковных ведомостей”;
Сергее Константиновиче С., духовном писателе, протоиерее, воспитаннике,
инспекторе, потом ректоре Московской Духовной Академии, состоявшем председателем
Комитета по изданию творений Святых отцов; и др.
Культурная общность людей, объединенных одной фамилией,
не являющихся семьей, — симпатичная шутка, за которой стоит простое желание
культурно общаться в г. Иваново и далеко за его пределами. И не только
с однофамильцами: кроме стихов, рассказов и эссе Смирновых в 1999 году
опубликованы эссе Б. Васильева “Мне стыдно”, портреты Пушкина, рисованные
детьми, Смирнов из которых только один...
А чем эти пятнышки окружены? Изданий много, чем ближе
к столице — тем лучше они выглядят.
Вот хорошо изданная “литературка” из г. Одинцово Московской
области — “Лирическая молва”. Надзаголовок: “Лирика — вид искусства. Искусство
принадлежит народу”. Подзаголовок: “Молва — мнение общества. Общество —
круги людей”. Посвящена газета лирике как мироощущению. ...Поэты! —
вот что есть обнаженные души человечества! Поэты музыки, поэты слова, поэты
искусств... Нет других существ на земле, которые бы больше любили всех
людей и страдали от всех и каждого... Широко раскрытые глаза человечества,
взор которых проникает в глубины человеческого искания и познания... Сегодня
нет той всеобщей Любви, понятие о которой подарило Небо человечеству в
древне-древнейшую пору. Поэты ищут семена этой любви и сеют на трудную
земную действительность... Несовершенен мир землян пока... нежные всходы
разносятся по частным собственным углам... “Лирическая молва” приглашает
всех поэтов на свои страницы. Слово поэта — это голос Неба, голос Народа.
Следуйте в своих произведениях лучшим традициям русского поэтического языка.
...Не нужно сопровождать произведения комментариями (толкованиями), но
малопонятные слова надо пояснять... поступающие в адрес газеты произведения
рассматриваются как просьба в оказании услуг автору в публикации. Высказывайте
ваше мнение по поводу уже опубликованного в “Лирической молве”, например:
“Гимн земле +” или “Гимн земле —”, что означает “понравилось” или “нет”.
Это и будет лирическая молва. Присылайте и свой адрес, мы впишем его в
Книгу поэтов. Что из этого получится — одному Богу известно. Будем искать
богоугодное, и вместе с вами...
Похоже, что эта подмосковная газета отражает современные
тенденции обращения с литературной классикой и отношения к литературе вообще.
Каждый разворот в № 1, а с № 2 — каждая полоса имеет надзаголовок и подзаголовок
в колонтитулах, часто оформленные раешными двустроками, записанными в одну
строку, — снижающими пафос публикаций. Сам смекай, где берег, а где
край — надзаголовок публикации философской лирики Пушкина. Любовь
бывает разная, к здоровью и заразная — надзаголовок публикации любовной
лирики Пушкина. Если дружба велика — будет Родина крепка, Дружба людей
и братство дороже царей и богатства — подзаголовки к дружеским посланиям
Пушкина. Если народу служить — и на полюсе можно прожить; И серп — русский
герб; Серпы и молоты дороже золота; Только камень без корня растет, —
это “упаковка” для гражданской лирики Пушкина. Не одна звезда светит
в небе — таким заявлением предваряется публикация классика и современных
коллег на одной полосе.
Пушкину — Творцу лирического мира и праотцу лириков в
данной мифологии — целиком, если не считать публикацию вальса Штрауса в
переложении для баяна, посвящены №№ 1, 2. Причем, не всегда представляется
возможным отделить тексты божественного предка современных лириков от апокрифов
— так они причудливо переплелись по неизвестным причинам.
“Я Вас люблю”, “С чего же боле”... / Теперь я в вашей
полной воле, / И вы, конечно, поневоле / В ответ мне тоже: “Вас люблю”./
Ну что ж,любите, что же боле? / Да пусть вам это “поневоле” / Прекрасным
будет сном в груди / И счастьем жизни впереди... // Положим, в самой
этой химере не ошибешься. Но в том же ряду и так же без подписи помещены
лицейские стихотворения тринадцати-четырнадцатилетнего Пушкина, где встречаются
неловкие строчки; а рядом снова кентавр с ехидной, где подлинные строки
лирического Божества срифмованы с иной породой явно без вдохновенья, но
с трудом и усердием. И непонятные слова честно растолкованы: Купидон
(итал.) — вожделение... А подпись под всем этим: Александр Сергеевич
Пушкин — виднейший поэт мира! Поди поспорь. Сначала с определением.
Потом с дополнением. А после того, как спохватишься и вспомнишь, что “сна
в груди” у Пушкина быть не могло и в двенадцать лет, и в одиннадцать, и
после того, как увидишь следующую запись: 1799... 1999... — махнешь
рукой да согласишься.
Итак, двести лет лирики жили и размножались. Кто они,
эти последние лирические колена? Большинство стихотворений подписано словами
без толкований: Весы, Рускорпион, рускор-пион; встречаются редкие
имена с фамилиями и адреса, вряд ли достоверные. В выходных данных — также
минимум фамилий кроме “учглавреда”. Только в № 2 указано, что его подготовили
Александра Ивановна Олейник, Наталья Юрьевна Синицына и Ирина Валерьевна
Белова. Последнее из подготовленных ими стихотворений в подборке называется
“Небесное Слово...”: ...Слова, подаренные Богом, / Землянский люд наполнил
слогом, / Кто как сумел, влюбленный в слово, / Всегда волнующее кровь...
/ Какая последует рифма, отгадайте с трех попыток.
С № 3 газета выпускает приложения юридического характера:
“Наши права в медицине” (№ 3), “Наши права в нарколечении” (№ 4), “Наши
права в уголовных делах” (№ 5). Последний верхний колонтитул в каждом номере
один и тот же: “Культурно-просветительская газета, ежеквартально и чаще”.
№№ 3, 4 “Лирической молвы” посвящены в основном современности.
А в № 5 — лирическая реформа. Осмелевшие лирики во главе с “учглавредом”
вводят в культ еще одно божество, явно второстепенное — Гёте. Меж колонтитулов
с намеками на то, что писать надо короче, на трех полосах помещен “Фауст”.
Весь. Основное содержание — в скупых пересказах, чередуемых с четверостишиями.
По окончании “Фауста” — стихотворения Гёте с пометками, указывающими на
возраст, в котором он их сочинял. На русский язык переводил, видимо, самостоятельно:
“Горные вершины спят во тьме ночной...”.
Столкнувшись с данным феноменом, начинаешь размышлять
о его происхождении и обнаруживаешь несколько подобных же, иллюстрирующих,
так сказать, стадии развития.
“Ставроша”, четырехполоска из Тольятти. Публикует стихи
и рассказы детей, но не чужда и поэтической классики. Вот публикация под
названием “Музыка слов”. Ребята! Сегодня мы познакомим вас со стихотворением
знаменитого поэта прошлых лет Александра Блока. Читая стихотворение “Зайчик”,
можно многое узнать о его авторе: как он относился к природе, что его волновало
в жизни, веселый или грустный это был человек. Прочитайте внимательно это
стихотворение и попробуйте ответить на вопросы. Как Александр Блок относится
к осени, нравится она ему или нет? Какими словами поэт передает настроение
зайчика? Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал
это стихотворение? А это подпись под стихотворением, зародыш “нижнего
колонтитула”: ...Ребята, попробуйте нарисовать то, о чем вы прочитали.
Это будет называться “Иллюстрация к стихотворению”. Рубрика “Звездочки”
посвящена школьным сочинениям детей. А вот и стихи детей, которые от сочинений
отличаются только попыткой рифмы. Лицей красивый, теплый, светлый, /
Красиво дети в нем одеты, / Тепло тут не от батарей — / От дружбы, счастья
всех детей. / Директор наш Рамис Махмудыч / Истории детишек учит. / Привет
всем шлет наш третий “А”. / А сочиняла Лена Кузьмина. //
“Школьники постарше” — так называется газета из Чебоксар,
посвященная подростковой графомании: “психодевическим” стихам, дневникам,
запискам, анекдотам... Распространяется по подписке и в розницу. Судя по
тиражу, пользуется успехом.
Искусство принадлежит народу — вот народ его и имеет.
Запретишь разве? Хозяин — барин. Запрет должен быть внутренний, вроде “не
убий” и “не укради”, только так тонко сцепленные в доктрину, что не формулируются.
Вот это, думаю, и стоит пытаться донести до детей вместо того, чтобы просить
их размышлять, хэппи был поэт, или у него были какие-то проблемы. Одному
Богу известно, как будет выглядеть эпос, когда поп-шоп-клип укоренится,
разветвится, расцветет огромными флуоресцентными цветами, внесет окончательные
коррективы в сознание и смешается с останками высокой культуры. Однако,
моделировать нетрудно. Нетрудно и предположить, что героические попытки
зеленых ламп пятнышками настольного света прикрыть дыру, в которой шевелится
хаос, не увенчаются успехом. Хотя — пути Господни неисповедимы...
Анна Кузнецова