Выставка в галерее журнала “Знамя”
2002 год, ноябрь
"МИФ ВАДИМА СИДУРА"
(к 10-летию журнальной публикации
"Памятника современному состоянию")
Вадим Сидур (1924-1986) - скульптор, живописец, график, поэт и прозаик, оставил громадное художественное наследие.
Сын своего поколения, прямо со школьной скамьи он попал на фронт Великой Отечественной войны, был тяжело ранен. Возвращенный врачами буквально с того света, Сидур по иронии судьбы при своем втором рождении получил библейское имя ИОВ, как для краткости именовали в официальных документах инвалидов Отечественной войны. В 1953 году В.Сидур окончил факультет монументальной скульптуры Строгановского училища.
После фронта и бесконечной череды больниц обычная мирная жизнь казалась счастливым чудом, и это отразилось на его скульптурах 50-х годов: мужчин и женщин, матерей с детьми, влюбленных, полных нежности и лиризма.
В короткий период Оттепели В.Сидур – непременный участник разного рода молодежных выставок, деятельный борец за искусство “новой волны”. Однако хрущевский разгром знаменитой выставки в Манеже в конце 1962 года места для иллюзий не оставил.
Вадим Сидур выстроил собственную философию, в центре которой художник-пророк, чья миссия - предупредить людей о грядущих глобальных катастрофах. Призрак новой, на сей раз ядерной войны, грозящей гибелью всей земной цивилизации, приводит Вадима Сидура к созданию нового направления в искусстве, названного им “Гроб-Арт”. “Железные пророки”, воздевающие вверх металлические руки, обрубки, оставшиеся от человеческих тел “После экспериментов”, - мрачное предостережение против генетических, экологических и прочих опытов над природой и человечеством.
Но при этом мастеру не изменяло молодое изумление и восхищение чудом жизни во всех ее проявлениях. Достаточно назвать скульптурные циклы “Женское начало”, “Мой гарем”, трогательные и эротичные графические листы и яркие живописные работы из серий “Мужчина и женщина”, “Сусанна и старцы”, композицию “Райская жизнь в коридоре” и др.
Становление В.Сидура-художника и выработка собственного языка в искусстве проходили в обстановке борьбы властей с “формализмом”. Гонения усилились в годы застоя и ужесточались по мере все возрастающего признания на Западе. Многочисленные персональные выставки В.Сидура, установка его работ на улицах и площадях многих городов мира приносят художнику мировую известность. Но в Советском Союзе имя Сидура упоминается лишь в разгромных публикациях, в 1974 году его исключают из КПСС, куда он вступил еще на фронте.
Свое мироощущение Вадим Сидур выражал различными, порой неожиданными художественными средствами. В 80-е годы незадолго до смерти В.Сидур пишет несколько поэтических циклов, составивших сборник “Самая счастливая осень”. В 1973 году он начинает работу над большим художественно-философским произведением “Памятник современному состоянию”, жанр которого он сам определил как “миф”. Его журнальный вариант был опубликован в "Знамени" осенью 1992 года, а недавно полный текст вышел отдельной книгой в издательстве "Вагриус". Книга-миф, сложенная подобно мозаике из обрывков воспоминаний, сиюминутных событий, записей эфира “вражеских голосов”, цементируется авторскими ассоциациями, которые оказываются самым прочным скрепляющим материалом.
На выставке "Миф Вадима Сидура" представлены живопись, скульптура, графика, фотографии, отдельные листы рукописи "Памятника современному состоянию". Рисунки из циклов "Олимпийские игры" и "Идеологические битвы" выставляются впервые.
Кураторы выставки Галина Сидур и Ольга Всесвятская.
Михаил Сидур. Миф Вадима Сидура, 2003, №1