— Полина Жеребцова. 45-я параллель. Владимир Филатов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023
№ 7, 2023

№ 6, 2023

№ 5, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


НАБЛЮДАТЕЛЬ

рецензии




Хоть волком вой, хоть с балкона бросайся

Полина Жеребцова. 45-я параллель: Документальный роман. — Харьков: Фолио, 2017.


В документальном романе Полины Жеребцовой «45-я параллель» нет свиста пуль над головами, рвущихся вокруг снарядов, взрывающихся бомб и ракет, как было в ее знаменитых «Чеченских дневниках» и в сборнике рассказов «Тонкая серебристая нить». На смену войне пришло безразличие чиновников к выжившим, вплоть до бездушия. Кругом кумовство, практически семейные подряды среди чиновников, когда сын, начальник паспортного стола, не желает помочь в обмене паспорта без прописки, а его мать продает эту прописку за неподъемную цену для людей, бежавших от войны и разрухи; даже вахтер чувствует власть в своих руках перед обездоленными людьми и пользуется ею. Есть и работодатели, которые готовы последнюю каплю выжать из работника и, создавая нечеловеческие условия труда, буквально издеваются с высоты своего положения.

Книга написана сильно, судьбы людей — слепки нашего времени. Начало и конец книги написаны в стиле уже выпускавшихся томов «Чеченского дневника» и могут показаться отрывистыми или суховатыми, но от этого они не менее интересны. Основная же часть, сердцевина документального романа, читается на одном дыхании, невозможно оторваться.

Несмотря на то, что в «45-й параллели» есть сюжетная линия об отношениях геев, в тексте нет ни пошлости, ни ненужных подробностей, которые могли бы вызвать отвращение. Есть история мальчика, который был слишком мягок и добр, чем и отличался от окружающих. Нам рассказывают о его попытках найти и понять себя, свои чувства, то, что с ним происходит, о его необычной любви с преодолением весьма опасных испытаний, препятствий, когда все и вся против него. Об этой стороне жизни в России стараются молчать или делают вид, что ее не существует.

Вызывают сильные чувства скитания Полины и ее мамы на Ставрополье, преграды и сложные условия их послевоенного существования. Иногда при чтении мне казалось: все, хватит боли, что-то должно улучшиться, но проблемам не было конца и края. Проблемы, как в страшном сне, накладывались друг на друга, воздвигая, казалось бы, непреодолимую стену. Выжившие беженцы брошены на произвол судьбы. От государства помощи нет. И это не сон, это — правда, описанная Полиной Жеребцовой, которую судьба совместно с бездушием и отстраненностью окружающих поставила в такие условия, что хоть волком вой, хоть с балкона бросайся, как однажды попыталась сделать мать Полины, устав голодать и скитаться.

Однако упорство Полины (известное нам по «Ослиной породе», где юная героиня честна и упряма) и ее природное благородство приносят свои плоды: препятствия неохотно, но покоряются выжившим под бомбами. Радует, что пусть не очень часто, но в жизни Полины случаются хорошие моменты, иногда смешные, иногда печальные, берущие за душу, как рассказ о сборе ягод под прицелом снайперов. В Ставрополе Полине встречаются интересные и неординарные люди, такие, как старый кагэбэшник–экстрасенс, который умеет предсказывать будущее. Все это сдобрено мистикой, вещими снами героини, с удивительными персонажами и необыкновенными сюжетами, которые на фоне зловещей реальности кажутся настоящим чудом.

Изумляют добрые поступки Полины по отношению к людям и животным, которым никто не хочет или не может помочь. Она умудряется протянуть руку другим почти в безвыходных ситуациях, будь то поход к местному авторитету за чужими паспортами или отбирание, под градом всевозможных угроз, щенков, которых собираются забить на еду уголовники-рецидивисты. Глядя на ее поступки, кто-то становится лучше, а кого-то уже не исправить, если душа насквозь прогнила.

Особые чувства вызывает бездействие чиновников с их редкими неблаговидными советами и придирками, а зачастую — и с прямым посылом в известном направлении. Еще хлеще смотрятся их безнравственность и подлость, когда они используют людей, а потом сажают. Представители власти выращивают коноплю и делают вид, что убийства среди бомжей на свалке их не касаются: «Нам меньше хоронить». Дети бомжей живут и питаются на свалках, это давно стало нормой. Никто не хочет этого замечать. Обыватели стараются не смотреть в ту сторону, отворачиваются, чтобы не видеть, не переживать, им своих забот и переживаний хватает.

Полина и ее мать попадают в нищету не по своей воле: они потеряли здоровье, имущество, их родной город лежит в руинах. В Ставрополе их удел — ютиться в арендованном доме с цементным полом, который раньше был конюшней, — ее подремонтировали после войны с фашистами, — и наблюдать жизнь тех, кто опустился на самое дно…

Разве многие из нас заглядывают во дворы, где собак забивают на еду? Много ли у нас знакомых из такой нижайшей среды обитания? Кто предлагает им помощь? Нет, такое стараются обходить подальше, открещиваясь: «Мы не такие! Нас это не касается!». Кому-то и вовсе хочется назвать происходящее «враньем», наговором на нашу страну. Но это как раз те самые люди, которые проходят мимо несчастных, отвернувшись: «Раз я не вижу, значит, этого нет». Среди таких людей много обеспеченных. В деревне, в маленьких городках, где вообще нет работы, они никогда не были. Им не понять и не разделить участь бедняков и беженцев в родной стране.

Еще хочу отметить, что если бы не блестящий юмор, с которым Полина Жеребцова описывает послевоенные события, а роман написан по ее документальным дневникам 2005–2006 годов, читать это было бы крайне тяжело. Но в тексте есть даже голубые коты, которые вершат «сексуальную революцию» возле печной трубы на крыше одинокой пенсионерки.

Такие книги, как «45-я параллель» Полины Жеребцовой, надо чаще издавать, чтобы люди в России и во всем мире читали их и задумывались о том, что происходит вокруг, какой мир окружает нас, иногда незаметный, но от этого еще более жестокий.


Владимир Филатов



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru