Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 8, 2017

№ 7, 2017

№ 6, 2017
№ 5, 2017

№ 4, 2017

№ 3, 2017
№ 2, 2017

№ 1, 2017

№ 12, 2016
№ 11, 2016

№ 10, 2016

№ 9, 2016

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 
 


ЭКСПЕРТИЗА


Об авторах | Елена Колосова — завотделом социологии, психологии и педагогики дет­ского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук, доцент.

Вера Чудинова — главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат педагогических наук.



Елена Колосова
Вера Чудинова

Появятся ли новые «золотые полки»?

Родители о детской литературе


Взрослым часто кажется, что книги, которые они любили в детстве, еще присутствуют в чтении детей и подростков. Или хотя бы им известны названия, авторы, книжные герои.

Однако преобладающее большинство современных подростков почти не знает произведений, которыми зачитывались их дедушки и бабушки.

В России долгое время существовала традиция передачи литературной культуры от поколения к поколению. Книги так называемой золотой полки были отнесены к литературной классике, часть произведений этих писателей читали в семьях еще в первой половине XX века.

К любимым писателям у мальчиков относились Ж. Верн, М. Рид, Ф. Купер; любимые книги девочек — Ч. Диккенс, «Без семьи» Г. Мало и т.п. Общие пристрастия — «о животных», «веселые», сказки. Исследования того периода показывали, что спрос на книги «по заданию школы» абсолютно отличался от независимо сложившегося спроса на книги. Очень отличалось библиотечное и «внебиблиотечное» («домашнее») чтение1.

Во второй половине XX века к «золотой полке» детско-подросткового чтения стали относиться также Дж. Даррелл, С. Лагерлеф, А. Линдгрен, Дж. Родари, П. Трэверс, М. Энде, Т. Янссон и др. Произведения этих писателей издавались довольно большими тиражами и создали основу репертуара детско-подросткового чтения в 70–90-е гг. XX века. В круг чтения детей и подростков в эти годы входили и отечественные авторы — И. Акимушкин, А. Барто, К. Булычев, Б. Васильев, Е. Велтистов, А. Волков, В. Каверин, Л. Кассиль, В. Крапивин, Н. Носов, C. Михалков, К. Паустовский, А. Толстой, К. Чуковский и др.2 ­

Нынешние родители младших школьников и подростков, опрошенные в 1999 и 2001 гг.3, видели свои семьи включенными в книжную культуру (90% ответивших). При этом больше половины респондентов констатировали отсутствие практик семейного чтения (обсуждение прочитанного, разговоры о книгах с другими членами семьи) и в семьях своих родителей. Процесс постепенного исчезновения литературной традиции и передачи литературной культуры от поколения к поколению стал заметен более пятнадцати лет назад. В эти годы более половины опрошенных утратили традицию совместного приобретения книг в домашнюю библиотеку (62%), что во многом обусловлено сложным периодом «перестройки» и становления рыночных отношений в этот период. Тенденция дальнейшего затухания традиций «литературоцентричного общества», для которой были характерны знания устоявшегося определенного набора имен писателей и произведений детской литературы, в значительной степени продолжается.


Сегодня: возрождение интереса родителей к детскому чтению


Однако за последние годы у многих родителей вновь возрастает интерес к приобщению своих детей к чтению. Данные комплексного всероссийского исследования Российской государственной детской библиотеки, проведенного по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (при участии специалистов АНО «Левада-центр»)4 в 2013 г., свидетельствуют: за последние годы набирает силу новая тенденция — увеличения внимания к детскому чтению в семье. Полученные результаты сравнивались с данными исследования, проведенного в 2006 г. «Левада-центром» по заказу фонда «Пушкинская библиотека»5. Все больше родителей хотят видеть детей грамотными, читающими людьми. Мамы и бабушки (а также и некоторые папы) стали уделять чтению детей больше внимания и покупать книги для детей (некоторые из них стали больше спрашивать о литературе у библиотекарей).

Сегодня детские книги в домашней библиотеке есть у большинства детей (93%). Но большая часть этих книг — это книги для дошкольного и младшего школьного возраста, традиционно входившие в чтение предыдущих поколений.


Приобщение к чтению в раннем возрасте


Разница в чтении девочек и мальчиков хорошо видна рано, поскольку уже в дошкольном возрасте родители по-разному подходят к воспитанию детей как читателей. Девочек приобщают к чтению больше, чем мальчиков. Практика чтения вслух сохраняется и в младшем школьном возрасте. В ходе проведенных интервью детей спросили о том, кто чаще всего читает им дома книги вслух. В опрошенных семьях это, как правило, делают мамы (47%) и изредка бабушки (7,5%). Мамы читают книги как мальчикам (о чем сообщили 49% мальчиков), так и девочкам (45%)


Проблема роли отцов в приобщении детей к чтению


О том, что папы им читают, сообщило лишь 1,3% мальчиков и 2,5% девочек6. По сравнению с аналогичными данными других стран эта доля является чрезвычайно низкой. И это при том, что в исследовании начала столетия7 будущие родители утверждали, что доверительные отношения отца и ребенка, совместно проведенный досуг для них важнее, чем способность отца зарабатывать много денег и его высокий статус в глазах окружающих. Респонденты считали, что для ребенка лучше, если отец и ребенок вместе читают и обсуждают прочитанное (так указали 77% опрошенных). Таким образом, декларируемое в молодежном возрасте поведение мало реализуется позднее в реальной семейной жизни, и эта проблема требует особого внимания.

Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том, что женщины читают больше и чаще, чем мужчины, и эта ситуация характерна для многих развитых стран. Проблема более низкого уровня читательской грамотности мальчиков, которые потом становятся не читающими на досуге отцами, заботит правительства и общественность в европейских странах (ФРГ, Великобритания, Норвегия),  в странах Азии (Сингапур) и др.

Сегодня во многих странах мира чтению отцов и чтению мальчиков уделяется большое внимание. В США и Великобритании мальчиков привлекают к чтению писатели и писательницы, используя свои либо специально сделанные сайты (такие, например, как сайт писателя из США Джона Чешки). В этих странах проводятся семинары, на которых учителей и библиотекарей консультируют о том, как лучше привлечь мальчиков (и их родителей) к чтению и какие книги им стоит предложить.

В западных странах в Интернете есть много родительских групп, специальных сайтов (например, созданных издателями), где предлагаются рекомендации для поддержки детского чтения в семье. Этот процесс развивается в последние годы и в нашей стране. Какие книги читать мальчикам, а какие девочкам, как привлечь их к чтению, — эти советы дают сегодня не только родители и детские, школьные библиотекари, но также психологи и педагоги8.


Что знают и не знают родители о детских книгах


Общероссийский опрос, проведенный в 2016 г. Фондом Общественное Мнение (ФОМ) совместно с Российской государственной детской библиотекой на тему «Детское кино и детские книги»9, показал, что 16% родителей затруднились ответить, какие книги нравятся их детям.Треть родителей (33%) утверждают, что у ребенка нет любимых детских книг (скорее всего, и сами эти родители не читают на досуге).

Около половины родителей (42%) отмечают, что у их детей и подростков (в возрасте до пятнадцати лет) есть любимые детские книги. С нашей точки зрения, эта цифра свидетельствует о том, что современные дети все же читают книги и имеют свои читательские предпочтения, что опровергает миф о том, что «дети и подростки не читают».

Но большинство родителей все же недостаточно внимательны к чтению своих детей. И назвать конкретные произведения и имена авторов смогли далеко не все респонденты. Родители отмечают, что в круг чтения их детей входят произведения отечественных авторов (9%). Чаще ими упоминались совсем разные писатели — А.С. Пушкин, В. Сутеев, Н. Носов, Э. Успенский, а из названий произведений — «Королевство кривых зеркал», «Волшебник Изумрудного города», «Алые паруса», «Барышня-крестьянка», «Буратино», «Домовенок Кузька», «Чук и Гек», «Мишкина каша», «Руслан и Людмила».

Среди книг зарубежных писателей (9% опрошенных) были названы «Русалочка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Маленький принц», «Робинзон Крузо», «Мэри Поппинс», «Три мушкетера», «Путешествие Голубой Стрелы».

Чтение детей дошкольного и школьного возраста, согласно ответам родителей, включает русские народные сказки (6%) — назывались «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «По щучьему веленью» и др., а также стихи для детей (3%) — например, А. Барто, К. Чуковский («Айболит», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Бармалей»), С. Маршак («Кошкин дом») и др.

Глобальный мир, быстрое обновление и малотиражность книжного рынка значительно и быстро меняют круг чтения детей и особенно подростков. Подростки все больше ориентированы на новые книги, отвечающие на вызовы времени, о которых современные родители практически не знают.

В исследовании РГДБ10 самым популярным произведением в подростковом возрасте остается роман Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Эта серия книг о юном волшебнике не перестает быть интересной учащимся средних классов. Произведения Дж.Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец» также были указаны в списке любимых подростками книг. Современные авторы — С. Майер («Сумерки»), Э. Хантер («Коты-Воители») — неоднократно упоминались подростками. Но эти произведения ни разу не упоминались родителями в ответах, что также свидетельствует: многие родители не знают популярную у подростков литературу и не стремятся узнать о том, что волнует их детей как читателей.

С нашей точки зрения, одна их главных проблем сегодня — это качество репертуара чтения. Сегодняшние подростки остро нуждаются в хороших книгах самых разных жанров, которые смогут их увлечь. Необходимы новые «золотые полки», т.е. книги, где есть современные герои и героини, которым можно было бы подражать, считать их своими «литературными» героями.

Однако в ситуации недопонимания многими родителями важности поддержки чтения и приобщения своих детей к лучшей литературе все это остается серьезной проблемой.


Какие книги для детей и подростков особенно нужны сегодня?


В 2014 г. в исследовании ВЦИОМ 35% взрослого населения (реальные и потенциальные родители) отметили, что новые «детские книги не нужны», поскольку их издается вполне достаточно11. 65% все же сообщили, что есть детские книги, которых им не хватает. На вопрос «Какого рода книг для детей Вам особенно не хватает в настоящее время?»12 ответы россиян старше 18 лет распределились следующим образом: «сказки» (15%), книги по истории (13%), о путешествиях, открытиях (11%), о природе, животных (10%), энциклопедические справочники, словари (9%), о замечательных людях (8%) и др.

В то же время книг таких жанров, как фантастика, приключенческая литература, было названо всего 6% — это самые популярные жанры в чтении подростков. Такие цифры вроде бы говорят о том, что книг этого жанра было издано несколько больше, и потребность в них ощущается гораздо меньше взрослыми (родителями), чем самими подростками. Но если учесть, что родители уже не оказывают столь сильного, как в дошкольном и младшем школьном возрасте, влияния на книжные предпочтения подростков, при этом мало знают пишущих для них современных авторов, а также, в силу психологических особенностей подросткового возраста, в большинстве не являются авторитетами для своих детей, их «взрослые» представления о современном рынке литературы далеко недостаточны. И хотя нехватка детской литературы сегодня ощущается менее остро, нежели 25 лет назад, лишь 15% опрошенных говорят о том, что у них «богатая домашняя детская библиотека»13.

Ситуация с изданием и распространением книг современных авторов для подростков сегодня выглядит несколько иначе, чем это представляется родительскому сообществу.

В последние годы выпуск детских книг заметно увеличился, тематика расширилась, более привлекательным стало оформление. Шло насыщение рынка детской литературой, спрос на которую постепенно удовлетворялся. Но, вместе с тем, издание детской книги требует бо́льших, по сравнению со многими другими видами литературы, затрат, следовательно — детские книги дорожают и часто оказываются недоступными массовому читателю (в более благоприятной ситуации находятся жители Москвы и Санкт-Петербурга). Детская литература остается в лидерах продаж. Показатели для детской литературы, по данным Российской книжной палаты14, составили 10 825 в 2015 году против 10 599 в 2014 году (10 950 в 2013-м). За прошлый год увеличился и объем тиражей детской литературы (100 582,6 тыс. экз. в 2015 г., 98 575,2 тыс. экз. в 2014 г.). Однако новая детская литература как зарубежных, так и отечественных авторов издается небольшими тиражами.

В рейтингах самых издаваемых авторов в последнее десятилетие лидирующие позиции занимают авторы, пишущие для дошкольников и младших школьников (как по количеству названий, так и по тиражам).

По данным РКП за 2015 г., уверенное лидерство по количеству изданий (132 книги) уже который год удерживает Корней Чуковский с общим тиражом более 2,4 млн экз. (что больше на 400 тыс., чем в 2014 г.), второе место по количеству изданий (83 книги) второй год подряд занимает Н.Н. Носов, третье — А.Л. Барто (74 книги). Имена этих писателей наиболее известны многим родителям и продолжают составлять основу репертуара семейного чтения родителей с детьми, а также чтения детей младшего школьного возраста.

Гораздо хуже обстоит дело с изданием книг отечественных авторов, пишущих для подростков; сегодня таких книг-бестселлеров все еще остро не хватает (несмотря на некоторое улучшение ситуации в последние годы). Во многом благодаря существованию премий по детской литературе, конкурсов, в которых участвуют детские писатели (например, «Книгуру»), стали более известными новые авторы книг для подростков. Однако большая часть этих книг издана небольшими тиражами и рискует никогда не дойти до адресата.


Детские книги и экранизации: мнение родителей


В полученных данных упомянутого выше исследования ФОМ, по мнению современных родителей, книги, входившие в золотые полки предыдущих поколений, нуждаются в экранизации в фильмах и мультфильмах15. Визуализация информации, повышение роли визуального контента является мировым трендом уже несколько десятков лет. Зарубежные кинокомпании давно экранизировали детскую классику, которой зачитывались дети практически во всех странах мира (диснеев­ские экранизации «Русалочки», «Белоснежки и семи гномов», «Золушки» и др.). Среди жанров и книг, которые нуждаются в экранизации, родителями были названы произведения советских писателей (5%); зарубежных писателей (5%); книги по истории (4%); сказки (3%); познавательная литература (3%); классика (1%); книги современных российских писателей (1%).

Также респонденты отметили, что необходимо создавать фильмы по книгам, которые учат добру, честности, любви к Родине (2% опрошенных). Часто встречается ответ «экранизировать старые книги». В списке произведений, которые были названы, нередко встречались те, которые уже неоднократно экранизированы в нашей стране (Н. Носов. «Незнайка», К.Чуковский. «Федорино горе», Э. Успен­ский. «Дядя Федор, пес и кот», Г. Белых, А. Пантелеев. «Республика ШКИД», А. Гайдар. «Тимур и его команда», М. Булгаков. «Мастер и Маргарита», А. Рыбаков. «Кортик», В.А. Каверин. «Два капитана», Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» и др.). Назывались и книги зарубежных авторов, также имеющие экранизации, Дж. Барри («Питер Пэн»), Л. Кэрролл («Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»), М. Твен («Приключения Тома Сойера»), Р. Стивенсон («Остров сокровищ»), Т. Янссон («Муми-тролль»). Возможно, возникает потребность в создании новых экранных версий. Но нельзя исключать и тот факт, что современные родители, рожденные в годы перестройки и после, плохо знают классику советского кино и зарубежный кинематограф и не могут рекомендовать своим детям хорошей экранизации детских книг.

Сегодня, в век новых технологий и новых читательских практик, когда чтение детей и взрослых все больше перемещается в электронную среду, каждая книга, которую дети и подростки взяли по рекомендации взрослых, в первую очередь родителей, а также учителей, библиотекарей, может иметь для развития личности ребенка и подростка большое значение. Вовремя встреченная книга остается другом на всю жизнь.


1  Мелентьева Ю.П. Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е годы ХХ века // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения: сб. материалов форума (27–28 мая 2010 г.) / сост.: В. Я. Аскарова, Ю. В. Гушул; М-во культуры Челяб. обл., ФГОУ ВПО «Челяб. гос. акад. культуры и искусств», Кафедра библ.-информ. деятельности. Челябинск: ЧГАКИ, 2010. С. 168.

2  Мелентьева Ю.П. Некоторые аспекты чтения детей в России в 20-е годы ХХ века. С. 168.

3 Опрос проводился Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований СПбГУ. Результаты представлены в сборнике «Читающая Россия на рубеже тысячелетий: по материалам исслед. проекта “Чтение в библиотеках России”»: научные очерки / Л.В. Глухова, Ю.В. Зобнин, О.С. Либова; под ред. С.А. Басова, Ю.В. Зобнина; РНБ. СПб.: Изд-во «Российская национальная библиотека», 2014. 328 с.

4  Детское чтение в России / Российская государственная детская библиотека; авт.-сост. М.А. Веденяпина, О.П. Мезенцева, Е.А. Колосова и др. Москва, 2014. 118 с.

5  Краткие результаты исследования опубликованы в статье Веденяпина М., Стельмах В. Чтение подростка и современный мир. По материалам всероссийского социологического исследования // Библиотека в школе. № 23 (252). Режим доступа: http://lib.1september.ru/index.пхп?year=2007&num=23

6  Детское чтение в России. С. 20.

7  Читающая Россия на рубеже тысячелетий. С. 103.

8  См.: Рудановская Д. Книги для мальчиков, книги для девочек / Д. Рудановская. — URL: http://family.booknik.ru/articles/chto-by-pochitat/knigi-dlya-malchikov-knigi-dlya-devochek

Как приучить ребенка к чтению. Советы родителям. — URL:

http://www.goodhouse.ru/family_and_children/education

Гордеева С.Н. Заполнение дневника «Девочки и мальчики… Какие они разные!!!» (заседание клуба «Родительский остров») / С.Н. Гордеева. — URL: http://vdohnovlennye.ru/?page_id=9854

Жукова Р. Какие книги читать мальчикам? / Р. Жукова. — URL: http://ourboys.ru/books

9  Опрошено городское и сельское население России в 53 субъектах РФ, 104 населенных пунктах в возрасте от 18 лет и старше методом стандартизированного интервью по месту жительства респондента (face-to-face). Репрезентативная выборка составила 1500 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,6%. С подробными результатами исследования можно ознакомиться на сайте Фонда Общественное Мнение. Режим доступа: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12691

10   Детское чтение в России. С. 35.

11  Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 23–24 августа 2014 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. http://wciom.ru/index.пхп?id=459&uid=114988

12 Там же.

13 Там же.

14 Данные взяты с сайта Российской книжной палаты. Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/statistics.html

15 Режим доступа: http://fom.ru/Kultura-i-dosug/12691



Яндекс.Метрика info@znamlit.ru