Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 6, 2019

№ 5, 2019

№ 4, 2019
№ 3, 2019

№ 2, 2019

№ 1, 2019
№ 12, 2018

№ 11, 2018

№ 10, 2018
№ 9, 2018

№ 8, 2018

№ 7, 2018

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Мария Галина

Блог-романы

“Блог (англ. blog, от web log — здесь “сетевой журнал событий”) — это веб-сайт, основное содержимое которого — это регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных. Характерными для блогов являются короткие записи временной значимости” (сетевая энциклопедия Википедиа).

Касательно “временной значимости” тут можно и поспорить. Ведь среди авторов блогов много литераторов, чья известность простирается далеко за пределы интернет-ресурса. Для таких авторов Интернет — просто способ оперативно связаться с читателем. Однако сетевое пространство диктует свои формы выражения — текст выкладывается фрагментами, часто по мере написания. Фрагменты эти обычно изолированны и самодостаточны, хотя и “открыты” к продолжению. Вдобавок каждый такой фрагмент обрастает комментариями со стороны, предоставляя возможность для уточнений, дополнений и открытой дискуссии. Благодаря таким дневникам (их еще называют “живые журналы” по имени самого популярного в России ресурса) сформировался определенный жанр интернет-текстов, как правило, эссе или коротких рассказов, связанных общей темой, стилистикой или задачей. Такой формой подачи материала в своих интернет-дневниках пользуются Дмитрий Бавильский (paslen), Владимир Березин (berezin), Линор Горалик (snorapр), midianin, going_out и многие другие. Собранные вместе, такие тексты и являют собой особый жанр блог-романа (в Англии есть даже специальный термин для обозначения блог-романов: blook (blog + book), то есть блог, изданный в формате книги).

Если учесть, что страницы самых популярных авторов Живого Журнала (ЖЖ) посещаются, прочитываются и комментируются тысячами подписчиков-“френдов”, то понятно, что для издателей “бумажной литературы” блог-романы представляют немалый интерес. Ведь если, рассуждают они, автор пользуется популярностью в сети, то и среди читателей бумажной литературы он будет популярен не меньше. Но, когда сразу несколько издательств (“Emergency Exit”, “Memories”, “Геликон Плюс”, “Снежный ком”) обратились к выпуску блог-романов, оглушительного успеха, как замечает в статье “Публичный дневник” Софья Крапоткина (http://www.pokolenie.ru), ни один из них не имел. Причин тут множество, но основная — сама специфика жанра блог-романов, рассчитанных на “свою” аудиторию, обратную связь и немедленное восприятие. “Живой журнал” — “живой” в буквальном смысле, и, будучи перенесенным на бумагу, отрезанным от прямого диалога с автором, часто личностью достаточно харизматической, а иногда и вовсе загадочной, — текст теряет значительную долю своего обаяния. Бумажную публикацию блог-романов следует считать не столько коммерческим, сколько культурным, социальным явлением.

Дмитрий Горчев (dimkin) в 2004 году разделил с журналистом Максимом Кононенко (mrparker, книга “Владимир Владимирович?”: “КоЛибри”, 2005) титул “лучший сетевой писатель года”. Его “Осенняя жаба”, вышедшая в издательстве “Геликон Плюс” (2004), не является блог-романом в чистом виде, но великолепно воспроизводит стилистику нет-литературы: короткие, как правило, бессюжетные, часто провокативные эссе, объединенные по темам (например, “Картины Идеального Мироустройства”, “О настоящих людях”, “О существах”). Но главное — особый, “сетевой” язык, транслирующий не только новую сетевую мифологию (“царь-петр”, “Фашысты”, Джидаи, Демонстрация Трудящихся и Высшая справедливость), но и стереотипы современного сознания. “Москвичи никогда не ездят по кольцевой линии метро. Потому что по кольцевой линии поезда водят Компьютеры, а возле станции курская есть один сложный поворот, на котором Компьютеры еще не умеют правильно притормаживать, и из-за этого там разбивается много поездов”.

Обладающая, при всей своей неполиткорректности (на обороте предупреждение: “книга содержит ненормативную лексику и не предназначена для читателей моложе 18 лет”), обаянием, “Осенняя жаба” Горчева стала знаковой для нового читателя. Недаром она была номинирована на премию “Национальный бестселлер”. И все же бестселлером ее можно назвать скорее метафизически — тираж в выходных данных не указан, наверняка не больше 1000; “Геликон Плюс”, как известно, издательство некоммерческое. Впрочем, на момент написания этой статьи у автора dimkin в Живом Журнале насчитывалось 4545 читателей. Не так уж мало.

ЖЖ-автор polumrak приобрел популярность, когда начал вывешивать в своем Живом Журнале изящные миниатюры, более чем вольно, зато ярко, неожиданно и остроумно интерпретирующие библейские сюжеты.

(“…Ну хорошо, — сказал Фараон. — Пускай. Я лично все-таки уверен, что они друг друга пожрали. Но пускай. Но что это значит-то?

Иосиф задумался.

— Ну, как тебе сказать. Это значит душевную травму в детстве и сексуальную неудовлетворенность. Подавленные желания. Как и вчера. Кстати, ты уже видел сводный прогноз по урожаю пшеницы?”)

История Творца, решившего создать мир при помощи руководства “Творение для чайников. Станьте Творцом Всего За Семь Дней При Помощи Простых Иллюстрированных Примеров” и его помощника, друга и антагониста Натаниэля, быстро приобрела популярность, а таинственный polumrak — три тысячи читателей. Результатом стала “Книга Натаниэля”, вышедшая в издательстве “Мemories” в 2006 году тиражом… 300 экземпляров.

Таким же тиражом в том же издательстве и том же году вышел “Путь ежика” Лео Каганова (сетевой псевдоним lleo), он же — Леонид Каганов, один из ведущих фантастов “новой волны”. В отличие от двух предыдущих блог-романов это самый настоящий сетевой дневник за два года: 2000—2002. Именно в эти два года Каганов стал известен фантастическому сообществу, а его повесть “Коммутация” получила премию Б.Н. Стругацкого за лучшую дебютную книгу. Все же сетевой дневник интересен в первую очередь тем, кому небезразлична именно личность автора, его харизма. А Каганов — признанный мастер короткого рассказа, автор скетчей для ОСП-студии и всевозможных медийных мистификаций. В сетевом же дневнике, помимо иллюзии общения с автором и “его кругом”, читателю открывается доступ на “творческую кухню”. Пригласили в телепередачу, вернулся, выпил кофе, пришла в голову забавная мысль — вот она, написал пародию на такого-то и такого-то — вот эта пародия, пошел в гости, встретил там Анечку, Маринку и Леву, вернулся, выпил кофе, испек картошку в микроволновке, кстати, по поводу микроволновки — кстати вот вам пародия на инструкцию по пользованию микроволновкой … Почитал Мураками, кстати, вот что я думаю о Мураками… “Фишка” дневника — возникающая у читателя обманчивая “иллюзия причастности” к чужому творчеству. Творчество, однако, дело темное и непредсказуемое; легкость, с которой Каганов выдает свои пародии, эпиграммы, миниатюры и скетчи, на деле, если не обманчива, то по крайней мере невоспроизводима.

В результате получился не столько “дневник”, сколько исполненный в современной стилистике документальный производственный роман из жизни современного литератора. Правда, судя по тому, что у фантастических книг Каганова тиражи выше на порядок, для среднего читателя “вне сети” художественная литература, фикшн гораздо привлекательнее, чем нон-фикшн (в сети у интернет-дневника Лео Каганова — несколько тысяч посетителей).

Значит ли это, что блог-романы всегда будут предназначаться для некоего круга избранных — продвинутых интернет-пользователей; а в бумажной своей версии так и останутся эксклюзивными и малотиражными?

Трудно сказать. На Западе интернет-дневники, когда звезд, а когда и простых домохозяек, выбиваются в бестселлеры; правда, там этот жанр появился раньше, чем у нас, хотя и ненамного. Вот и нам еще предстоит свыкнуться с мыслью, что Интернет — уже не просто техническая новинка, а радикально новая информационная среда, не только порождающая особый язык и своеобразную стилистку, но и способная перекроить иерархию литературных жанров. Кстати, интересно, сколько читателей-“френдов” было бы сегодня у ЖЖ-юзера В.В. Розанова (rozanoff)?

Мария Галина



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru