Клементина Ширшова. Биография как образ жизни . Муза Раменская. История Подъяпольских. Пять поколений в XX веке. Клементина Ширшова
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 4, 2024

№ 3, 2024

№ 2, 2024
№ 1, 2024

№ 12, 2023

№ 11, 2023
№ 10, 2023

№ 9, 2023

№ 8, 2023
№ 7, 2023

№ 6, 2023

№ 5, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Клементина Ширшова

Биография как образ жизни

 

Муза Раменская. История Подъяпольских. Пять поколений в XX веке. — М.: Время, 2014.

 

Эта книга — подробный рассказ практически обо всех людях, составляющих генеалогическое древо рода Подъяпольских, которому принадлежит автор, Муза Евгеньевна Раменская, кандидат геолого-минералогических наук и ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Сбор материала для подобной книги очевидным образом подразумевает масштабную научную работу: «История Подъяпольских» демонстрирует выдающийся опыт компиляции огромного количества единиц информации.

Жанр книги — роман-биография. Кропотливо собраны архивные данные, письма родственников, статьи и фотографии в приложении. Факты изложены безо всяких художественных изменений, а последовательность их диктует хронология. Перечисление ключевых событий, происходящих в жизни родных, чередуется с материалами, содержащими необходимую достоверную информацию — данные в минимально обработанном, практически первозданном виде, они обеспечивают ощущение непосредственного наблюдения. Например, дружба П.П. Подъяпольского и Н.И. Вавилова представлена чередой писем с авторскими комментариями. В книге довольно подробно рассказывается об исследованиях Петра Петровича Подъяпольского в области гипнотерапии, приведена даже программа курса лекций, которую он читал своим студентам, и письма от пациентов. Помимо самого Петра Петровича книга также вмещает множество других героев — собственно все пять поколений, вынесенных в название. Некоторые отсутствующие данные о событиях и людях не просто пропущены, но честно обозначены как пропущенные, их не так много. Однако сразу понимаешь, что цель исследования — отнюдь не в сухом протоколировании. Это живой калейдоскоп из сложных человеческих судеб, научных открытий, забавных случаев. По мере прочтения перед глазами постепенно проступает отчетливая картина генеалогического древа, тем более величественная, поскольку охватывает несколько исторических вех: от Первой мировой войны до падения Советской власти. В заключение книги Муза Евгеньевна пишет: «Разве достойны внимания только дневники великих людей, таких как В.И. Вернадский и С.И. Вавилов, толстые тома которых выходят сейчас один за другим? Не менее интересно читать написанное обычными людьми сто или семьдесят лет назад». Тем более подходящим оказывается эпиграф книги: «История — это повседневная жизнь обычных людей» (Л. Шендерей).

Жанры биографии и автобиографии всегда были невероятно популярными. Дело, с одной стороны, в том, что биографической литературе каким-то непостижимым образом удалось сочетать сразу нескольких литературных традиций — романтизма, реализма и символизма.

Тотальная концентрация на личности в том виде, в котором она может встретиться в произведениях искусства сегодня, происходит родом из романтизма. По сути своей романтизм — это торжество самоценности личности. В герое романтическом, обуреваемом страстями, нас интересует прежде всего характер, сущность, то, как он проявляет себя в предлагаемых обстоятельствах. Сами обстоятельства тоже важны, но в первую очередь именно в том отношении, как они повлияют на рассматриваемого героя*. Что касается биографии, то центральный ее элемент — личность.

Как известно, вслед за романтизмом последовало правдивое воспроизведение действительности. Ничто не может сделать повествование более натуральным и правдоподобным, нежели использование реальных (или убедительных) фактов. А ведь факт — это неотъемлемая составляющая любой биографии, не важно, является он реальным или предлагается к читательскому восприятию как таковой.

Когда же символизм объявил «символ» основным художественным средством, появилась возможность воспринимать самое человеческую жизнь и последовательность событий, заключенную в ней, как некий знак и самоценный смысл.

В результате вот уже сто лет элемент биографии в той или иной степени присущ почти любому художественному произведению, потому что людям интересно читать о других людях. Конечно, не обо всех, а о хоть сколько-нибудь выдающихся, но наш глубинный интерес к человеческой судьбе делает сколько-нибудь выдающимися почти всех. В связи с этим вспоминается часто слышимая, практически крылатая фраза: «каждый человек может написать хотя бы одну книгу — книгу о самом себе», где имеется в виду, что «книга о себе» или «книга о человеческой жизни» будет интересна априори.

В этом отношении книга Музы Евгеньевны Раменской очень показательна. В ней есть все, что необходимо хорошей биографии: личность, на которой сфокусировано внимание, основные и значимые факты, направляющие ее жизненный путь, который приводит к некоторому логическому завершению — рождению следующего представителя рода, — кроме того, цикл повторяется несколько раз. Череда судеб нескольких поколений, собранных вместе, позволяет взглянуть на жизнь с высоты птичьего полета. Уважение к своим предкам, воссоединение их опыта с целью сохранения и приумножения — вот что такое «История Подъяпольских». На мой взгляд, это и есть культура.

 

 

 * Конечно, если говорить о самом первом случае возникновения личности в литературе вообще, то до романтизма существовали еще жития святых, но на этом останавливаться не стоит, поскольку данные произведения предназначены скорее для того, чтобы читатель брал с героя нравственный пример и внимал его добродетелям, нежели интересовался личностью святого как таковой.

 

 

 



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru