Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 9, 2020

№ 8, 2020

№ 7, 2020
№ 6, 2020

№ 5, 2020

№ 4, 2020
№ 3, 2020

№ 2, 2020

№  1, 2020
№ 12, 2019

№ 11, 2019

№ 10, 2019

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Валерия Анисёва

Восток и православие

Восток свыше (Ташкент). Выпуск XXX (апрель — июнь 2013).

 

Журнал «Восток свыше» издается в Ташкенте, выходит один раз в квартал с 2001 года. Заявлен как духовный литературно-исторический журнал, и это единственное подобного рода издание в Средней Азии. В нем широко освещаются вопросы религии, философии, культурной жизни всего региона, но особое место в нем занимают вопросы православия. Среди авторов журнала — митрополит Среднеазиатский Владимир (Яким).

Журнал выходит тиражом в 1000 экземпляров и распространяется через православные приходы, но, по словам главного редактора Алексея Устименко, пользуется популярностью и среди светской интеллигенции, что в общем-то неудивительно, ведь журнал является отменным путеводителем в глубины духовной и исторической жизни региона.

Журнал начинается с праздничного слова митрополита (издание выпуска приурочено к Пасхе), стихотворения Кирилла Ковальджи и календарных сведений — обычно на них повествуется о тех или иных личностях и событиях, связанных с временем выхода журнала в свет. В рецензируемом выпуске эти страницы посвящены благоверной Тамаре, грузинской царице. Здесь кратко, но емко обрисованы вся ее жизнь и предания о смерти, выдвинута даже любопытная теория о связи двух стихотворений Лермонтова («Тамара» и «Выхожу один я на дорогу…») с этой выдающейся личностью.

В журнале имеется несколько постоянных рубрик, порядок расположения которых от номера к номеру может меняться, но большинство из них остаются постоянными: «Сообщения. События. Даты» (страницы главного редактора), «Orientalia», «Из истории церкви в Средней Азии», «Из семейных архивов», «Туркестановедение», «Общество. Литература. Искусство». А вот «К 90-летию Архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого)» — специальная рубрика в данном номере.

«Orientalia», что переводится как «предметы восточной культуры, истории», обычно содержит в себе интересные исследования, касающиеся Востока и мира, и отрывки из художественных произведений. Александр Джумаев в этом номере повествует о грече-ских мудрецах и музыкальном мире средневекового мусульманского Востока. В своей статье он говорит о Барбате, изобретшем первую систему канонических ладов, именуемую пардой, о Пифагоре и сакральной истории ладов.

Художественную литературу в номере представляет текст Андрея Волоса, самой сильной частью творчества которого стали ориентальные романы, здесь опубликована одиннадцатая глава «Возвращения в Панджруд», сделавшего автора лауреатом последнего «Русского Букера».

Название рубрики «История церкви в Средней Азии» говорит само за себя. Она начинается со статьи «Древнейшее свидетельство о согдийцах-христианах», материал в прямом смысле уникальный, так как использованный в нем фрагмент из сочинения Епифана Константинопольского прежде никогда не использовался учеными для доказательства раннего обращения согдийцев в христианство, которое произошло в первой половине I в. н.э. вдали от Родины — в городе, расположенном в Восточном Причерноморье. Вторая статья называется «Ташкент — или Верный?» и касается вопроса об основании Туркестанской кафедры в 1867—1872 годах. Помимо изложенных простым и ясным каждому языком фактов к статье прилагаются четыре документа из фонда И-1 ЦГА РУз, относящихся к официальной переписке, посвященной основанию Туркестанской кафедры. То есть помимо тщательности решения вопроса имеется и прямое подтверждение фактов.

В специальной рубрике помещены выдержки из воспоминаний ташкентцев (его коллег и пациентов, людей самых разных кругов) о святителе Луке (Войно-Ясенецком), бывшим также и одним из лучших хирургов XX века. Эта публикация продолжает затронутую в самом начале журнала тему о работе, которую автор не завершил, подхваченной другими людьми; на этот раз речь идет о пенициллине. Ясенецкий был на пороге открытия волшебных свойств плесени, однако неожиданное и необоснованное обвинение в убийстве заставило его прекратить исследования и оставить карьеру врача и профессора. Воспоминания и научные исследования — излюбленные жанры в «Востоке свыше», они постоянно чередуются, что смотрится выигрышно — простые слова простых людей разбавляют научную терминологию, освобождая читателя от словесных нагромождений, мешающих восприятию. Далее в рубрике поднимается вопрос о науке и религии, здесь это вещи не взаимоисключающие, а дополняющие друг друга. «Если религия — внутреннее переживание, преклонение перед Богом и общение с Ним, то наука не только не противоречит религии, но более того — наука приводит к религии». (Архиепископ Лука).

Следующая рубрика полностью посвящена воспоминаниям, принадлежащим простым ташкентцам, в данном случае вниманию представлена семейная хроника Селуяновых, касающаяся и революции, и Первой мировой войны, насыщенная красочными описаниями и подробностями.

«Туркестановедение» в этом номере посвящено русскому писателю Николаю Каразину, забытому и возвращенному, его называют Колумбом Средней Азии. В статье приводятся аналогии между ним и такими столпами русской литературы, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов, притом последние были знакомы с творчеством писателя, и автор статьи утверждает, что некоторые их образы могли быть навеяны творчеством Каразина. Интересное мнение, хотя подобные параллели и кажутся надуманными. Схожие атмосфера, ситуации и черты героев можно обнаружить и у множества далеких друг от друга авторов, «все написано, все спето», как говорится, повторения неизбежны. Вторая половина «Туркестановедения» посвящена самаркандскому виноделу Дмитрию Филатову — весьма неожиданная статья, если помнить о направленности и тематике журнала. И здесь мы также встречаем пример исторической несправедливости — само имя пионера туркестанского виноделия было забыто историей, а завод, им построенный, носил имя его преемника (правда, на этот раз справедливость восторжествовала, и на здании появилась надпись «Дом Филатовых»). Многообразие заявленных в журнале тем приятно удивляет от страницы к странице.

В рубрике «Общество. Литература. Искусство» поднимается еще одна важная для края тема — диаспоры в современном Ташкенте. Очень подробная статья, содержащая множество таблиц и цифр, она не выглядит так живо, как остальные, однако содержит в себе множество занимательных фактов. К примеру: миграционный потенциал, мнение ташкентцев о связи своего будущего с Узбекистаном, количество этнических групп и даже соблюдение традиций и обычаев разными диаспорами (к слову, русские демонстрируют менее высокий уровень этнокультурной идентичности, не в пример другим народностям).

Следующая рубрика снова содержит воспоминания, на этот раз — о сырдарьинских старожилах, покидающих свой край один за другим в силу множества причин. Мрачная и печальная картина о трудностях маленьких городов и деревень, а также о неразрывной «пуповинной» связи с родным городом.

Хочется особо отметить рубрику «Общество. Литература. Искусство». Здесь мы, наконец, видим современность и только ее. Публицистика Лилии Калаус поднимает социальные проблемы Востока и вопросы самоопределения личности в условиях кризиса современного общества. В рецензиях Вадима Муратханова рассматриваются повесть и рассказы Николая Байтова.

Литературовед Никита Струве назвал журнал «свечой православия и русской культуры» в Средней Азии, но это не вполне так — страницы журнала насквозь пронизаны атмосферой Узбекистана, хоть и русскоязычного. «Восток свыше» прекрасно справляется с вопросами просвещения и погружения как в современность Средней Азии, так и в ее прошлое. Контент насыщенный и уникальный, затруднительно найти похожие сведения в столь доступном изложении. Подобный журнал должен бы выходить в каждом регионе, содействуя повышению культурного уровня людей и укреплению их связи с родной землей.



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru