Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
№ 8, 2020

№ 7, 2020

№ 6, 2020
№ 5, 2020

№ 4, 2020

№ 3, 2020
№ 2, 2020

№  1, 2020

№ 12, 2019
№ 11, 2019

№ 10, 2019

№ 9, 2019

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Мария Черняк

Серапионовы братья: философско-эстетические и культурно-исторические аспекты

Серапионы на Волге: взгляд из 2011 года

Серапионовы братья: философско-эстетические и культурно-исторические аспекты. Международная научная конференция. — Саратов, 12—14 октября, 2011.

Первого февраля 2011 года исполнилось 90 лет со дня организации литературной группы “Серапионовы братья”, творческие поиски которой не только находились в средоточии эксперимента 1920-х годов и отражали неоднородность историко-литературного бытия, но и в какой-то степени повлияли на дальнейшее развитие литературы. Лев Лунц, Михаил Слонимский, Вениамин Каверин, Михаил Зощенко, Елизавета Полонская, Константин Федин, Всеволод Иванов, Николай Никитин, Николай Тихонов, Илья Груздев — каждый из Серапионов оставил свой след в истории отечественной литературы, вместе же они трансформировали и передали новой литературе все многообразие художественно-эстетических достижений русской литературы и особенно Серебряного века.

На три дня Саратов поистине стал научным центром “серапионоведения”. Организаторами этого масштабного научного форума выступили Министерство культуры Саратовской области, Государственный музей К.А. Федина, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН и Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского.

Любое серьезно подготовленное научное мероприятие — это событие и для города, и для всех участников. И это, конечно, открытия, причем самые разнообразные. Так, для участников конференции открытием — и научным, и эмоциональным — стало знакомство с работой Государственного музея К.А. Федина, взявшего на себя бремя организации научного форума. Музей, открытый в 1981 году в старинном здании бывшего Сретенского начального училища, где Федин учился в 1899—1901 годах, с первых лет своего существования позиционировал себя как музей русской литературы XX века. А в 2007 году крупнейшим событием в культурной жизни Саратова и всего Нижневолжского региона стало открытие новой постоянной экспозиции музея “Дом русской литературы XX века”. На данный момент это единственная экспозиция в России, отражающая литературный процесс XX века во всей его противоречивой полноте и объективно представляющая творчество К.А. Федина. Причем важно отметить, что в музее (во многом благодаря дару дочери писателя Н.К. Фединой, передавшей в музей архив своего отца) хранятся уникальные рукописи, богатейшая переписка Федина с писателями-современниками (над проектом издания этих неизвестных пока документов работает научный коллектив музея совместно с ИМЛИ РАН), интереснейшее собрание первых изданий писателей 1920-х годов с дарственными надписями и т.д.

Одним из значимых событий конференции стало открытие выставки из фондов Государственного музея К.А. Федина “Почему мы Серапионовы братья” (научная концепция выставки — Л.Ю. Коновалова), в которой были представлены редкие архивные материалы. Автору художественного решения выставки А. Коновалову удалось воспроизвести неповторимую атмосферу времени благодаря точному использованию в композиции выставки графических портретов писателей-Серапионов работы художников Ю. Анненкова, Г. Верейского и др., а также видов Петрограда, выполненных А. Остроумовой-Лебедевой и П. Шиллинговским. Уникальные артефакты русской литературы, прочно связав Саратов с Петроградом, позволили перенестись в Россию 1920-х годов, восстановить утраченную связь времен, постичь то непреходящее и вечное, что лежит в основе не только русской, но общечеловеческой культуры. На открытии выставки, отличающейся предельной научной точностью и безупречным художественным вкусом, была высказана надежда, что она привлечет будущих читателей-“серапионов”.

Во многих докладах участников конференции звучала мысль о том, что при всей непохожести Серапионов друг на друга, их объединяло именно “братство”, особые отношения, сохранившиеся на всю жизнь. Вспоминались слова Л. Лунца: “Есть еще нечто, что объединяет нас, чего не докажешь и не объяснишь, — наша братская любовь”. Поэтому особенно важно, что удивительную атмосферу конференции определяло и то, что в ней приняли участие родные Серапионов. Интереснейшую видеозапись своих воспоминаний о встречах с Серапионами прислал из Петербурга сын М. Слонимского, известный композитор Сергей Слонимский. Эта запись была сделана и предоставлена Е.В. Захаревич, старшим научным сотрудником Государственного литературного музея “ХХ век” (С.-Петербург).

Поделился своими мыслями о новаторстве Серапионов сын Вс. Иванова академик Вяч.Вс. Иванов (его сообщение было озвучено внучкой писателя Е.А. Папковой). Так, Вяч.Вс. Иванов считает, что “этих молодых людей старил преждевременно полученный огромный кровавый опыт войн и революции. Они узнали много из самых жутких сторон жизни. Оттого не были продолжателями русского декаденства: слишком хорошо они знали нелитературную изнанку его фантазий, обернувшихся пророчествами”. Трогательную связь участников конференции с Н.К. Фединой осуществил по телефону внук писателя К.А. Роговин, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (Москва).

В насыщенную программу конференции вошли не только научные дискуссии, открытие выставки, посвященной группе, но и презентация двух научных изданий, имеющих непосредственное отношение к теме конференции. Так, участники авторского коллектива (Е.А. Папкова, Е.А. Мазанова и М.А. Черняк) представили том “Неизвестный Всеволод Иванов: материалы биографии и творчества” (Москва. Издание ИМЛИ РАН, 2010), являющийся первым научным изданием произведений Вс. Иванова, вводящим в круг изучаемых и читаемых текстов неизвестные и малоизвестные произведения разных жанров, а также архивные материалы, уточняющие творческую биографию писателя. А М.Ю. Любимова, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Отдела рукописей РНБ (Санкт-Петербург) представила издание, подготовленное ею в соавторстве с английской исследовательницей Дж. Куртис, — “Евгений Замятин. Мы: текст и материалы творческой истории” (С.-Петербург, Издательский Дом “Мiръ”, 2011). На презентациях этих книг, представляющих особый тип новейших текстологических исследований, прозвучала мысль о том, что эти издания дают возможность переосмыслить сложившиеся в научной литературе некоторые односторонние и спорные концепции творческого наследия и Вс. Иванова, и Е. Замятина, уточнить их место в истории русской литературы ХХ века и заложить фундаментальные основы для дальнейшего изучения творчества писателей. Н.В. Корниенко, член-корреспондент РАН, заведующая отделом новейшей русской литературы и литературы русского зарубежья ИМЛИ РАН им. А.М. Горького (Москва), в недавно вышедшей книге “Нэповская оттепель: становление института советской литературной критики” (М., 2010) главу “Идеология или сюжет” посвятила “Серапионам”-критикам и их роли в литературно-политической борьбе первого периода нэпа. Выступая на пленарном заседании конференции, Н.В. Корниенко, ведущий в стране специалист по текстологическому изучению творчества А. Платонова, подчеркнула, что литературно-критическое наследие группы невелико, однако занимает свое особое место в истории становления советской литературы и ее идеологии. Прозвучала мысль и о том, что необыкновенно перспективной и значимой является большая научная тема “Платонов и Серапионовы братья”, ибо с каждым из Серапионов у Платонова состоялся свой диалог, изучать эти увлекательные диалоги — дело будущего.

Е.А. Папкова (старший научный сотрудник ИМЛИ РАН им. А.М. Горького, Москва) в докладе “Эстетика и идеология серапионов “восточной” группы”, обратившись к анализу творческих принципов Серапионов так называемой “восточной” группы — К. Федина и Вс. Иванова, их понимания закономерностей развития новой русской литературы (вопросов о преемственности, роли сюжета, психологизма и языка в художественном произведении), пришла к выводу, что в творчестве этих писателей эстетика определила “идеологию”.

И.Э. Кабанова, заместитель директора Государственного музея К.А. Федина, один из организаторов конференции, в насыщенном новыми архивными материалами докладе “Константин Федин в кругу Серапионов” пришла к важному концептуальному для научных итогов всей конференции выводу о том, что воссоздание целостной картины возникновения и развития сообщества “Серапионовы братья” невозможно без свободного от идеологических догм исследования личностных и творческих взаимоотношений членов братства. Фактологическая база для изучения истории группы в последние годы значительно расширилась, однако неопубликованных материалов еще немало, и всесторонний анализ документов еще впереди. На конференции действительно прозвучали интересные сообщения о творческих взаимоотношениях членов братства друг с другом и с современниками. Программа конференции была составлена таким образом, что возник очень любопытный эффект научной полифонии, так как собственно литературоведческие доклады входили в естественный научный диалог с сообщениями о чисто текстологических и архивных открытиях, а размышления музейных работников перекликались с докладами социологов и философов.

“Живем мы, очевидно, вопреки законодателям вкусов, каким-то исключением из правила. Но я чувствую (и думаю, что это чувствуют все), как многим каждый из нас обязан этому мифологическому обществу — “Серапионовы братья””, — писал К. Федин*. Л.Ю. Коновалова, заместитель директора Государственного музея К. А. Федина по научно-фондовой работе, председатель оргкомитета конференции, в докладе “Серапионовы братья: миф и мифологема” вскрыла очень актуальную для изучения группы проблему, кстати, отчетливо проявившуюся во многих докладах, прозвучавших на конференции. По ее мнению, исследователям литературы начала XXI века, заинтересовавшимся проблемой реального существования “мифологического братства”, предстоит проделать кропотливую работу по выявлению крупиц истины среди огромного количества воспоминаний, часто противоречащих друг другу, эпистолярного наследия, публицистических статей и, конечно же, творчества Серапионов. Несомненно, при любом аспекте изучения феномена петроградских Серапионов целесообразно учитывать воздействие на группу мифа о Серапионовых братьях и влияние мифологемы Серапионова братства на писательскую и человеческую жизнь ее членов, их мировоззрение и философско-эстетические взгляды.

Литературу конца ХХ — начала ХХI веков, так же, как литературу 1920-х годов, часто называют в какой-то степени “переходной” — от жестко унифицированной подцензурной советской литературы к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова, изменения роли писателя и читателя, утере “литературоцентризма”. Поэтому оправдано частое сопоставление с литературным процессом 1920-х годов: ведь тогда так же нащупывались новые координаты движения литературы. Закономерностям социокультурных и эстетических перекличек двух литературных процессов — начала 1920-х годов, периода становления литературной группы “Серапионовы братья”, и современного литературного процесса (на примере направления “новый реализм” и Форума молодых писателей в Липках) был посвящен доклад М.А. Черняк, профессора РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) “Уроки Серапионов в контексте литературного процесса конца ХХ — начала ХХI века”. Кстати, мысль об острой актуальности и современном звучании многих серапионовских идей объединяла докладчиков.

Научная значимость подобных конференций, посвященных одной локальной теме, очень высока. Ведь все три дня в Саратове были посвящены только Серапионам, выявлению их места в истории русской литературы ХХ века, философско-эстетическим и культурно-историческим аспектам их творчества. С уверенностью можно сказать, что сборник научных материалов конференции и планируемый к изданию фотоальбом выставки станут важным фундаментом для современного осмысления и новым аспектам изучения литературной группы “Серапионовы братья”, до 100-летия которой осталось совсем немного — всего десять лет.

Мария Черняк

 

 * Федин К.А. Письмо М. Горькому от 16 янв. 1926 г. Цит. по: Горький и советские писатели. Неизданная переписка М., 1963. С. 500. (Лит. наследство; Т. 70).



Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала
info@znamlit.ru