Василий Костырко. В. П. Бутромеев. Корона Великого княжества. Василий Костырко
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
№ 3, 2024

№ 2, 2024

№ 1, 2024
№ 12, 2023

№ 11, 2023

№ 10, 2023
№ 9, 2023

№ 8, 2023

№ 7, 2023
№ 6, 2023

№ 5, 2023

№ 4, 2023

литературно-художественный и общественно-политический журнал
 


Василий Костырко

В. П. Бутромеев. Корона Великого княжества




Драники в сметане
как геополитический фактор

В. П. Бутромеев. Корона Великого княжества. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. — 1000 экз.

Современный читатель отвык от иронической манеры размышлять на серьезные и болезненные темы. В современной иронии есть какая-то примесь эсхатологии, для нас она — синоним отрицания. Нам чужд жизнеутверждающий пафос Шекспира и Стерна. Между тем, ирония может оказаться своего рода верхушкой айсберга — знаком глубокой и драматичной рефлексии. Именно к ней и призывает нас В. Бутромеев, автор бурлескной приключенческой повести с маргиналиями на историософские темы.

“Корона Великого княжества” — это роман-диссертация, проливающий свет на множество запутанных вопросов. Подлинная история белорусского народа — это лишь малая часть того, о чем пишет В. Бутромеев. Например, мало кто знает, отчего произошла Великая Французская революция. Бутромеев предлагает собственную оригинальную концепцию: оказывается, все дело в том, что Людовик ХVI пренебрег архиважной французской национальной традицией — каждый монарх должен иметь любовницу. Вместо этого легкомысленный король посвятил свой досуг столярному делу. За что и поплатился.

В центре объективного исторического полотна В. Бутромеева один из интереснейших исторических деятелей середины XVII столетия — Андрей Волконский. Неутомимый путешественник и полиглот, знаток философии и мастер сабельного боя, родовитый шляхтич Волконский был несправедливо обойден вниманием историков. Теперь, когда В. Бутромеев раскрыл нам глаза на роль этого бесстрашного рыцаря Белорусской Идеи в европейской дипломатии первой половины XVII столетия, остается только удивляться, как можно было сбрасывать со счетов белорусский фактор в европейской политике. Ведь спустя год после Деулинского перемирия Андрей Волконский фактически возглавил секретную службу аббата Игренье (руководитель тайной разведки и контрразведки кардинала Ришелье) и без малого год вершил судьбы Европы .

Значителен вклад Бутромеева и в историю культуры. Предшественники нашего ученого так и не смогли воздать должное такому крупному мыслителю, как Грай-Буйновский. Уверен, что, если бы не В. Бутромеев, мы так ничего и не узнали бы о великом белорусском философе, разом предвосхитившем основные идеи Гегеля и Канта.

Конечно, было бы чрезмерным требовать от биографа Андрея Волконского cенсационных открытий, относящихся к другим, более ранним историческим эпохам. И тем не менее, на полях диссертации историк успешно разрешает наболевшие проблемы в самых различных областях — от геополитики до библейской истории. Например, с помощью самых современных методов научного исследования он устанавливает местоположение библейского Рая, который находился не где-нибудь, а в окрестностях города Мстиславль (Белоруссия). Не остается тайной для В. Бутромеева и язык, на котором говорили Ясь и Янина. Естественно, белорусский. Историк касается даже такой жгучей проблемы, как роль драников в сметане во всемирной истории. Отсутствием именно этого блюда в национальной кухне так называемых великих народов и объясняет Бутромеев их кровавую манеру вершить историю.

Конечно, некоторые могут поставить в упрек В. Бутромееву небрежность, с которой в его диссертации подается исторический материал.

Однако нам такие попытки проигнорировать философию истории В. Бутромеева просто смешны. Ее простоте, глубине и объясняющей силе позавидовал бы сам Лев Гумилев, от построений которого, кстати, Бутромеев не оставляет камня на камне. Дело в том, что исторические деятели подразделяются на читавших в отрочестве Дюма-отца (люди, близкие по духу к автору) и не читавших. Последним, увы, несть числа. Именно они создают государства и национальные идеологии, устраивают революции, устанавливают оклады библиотекарям по принципу sapienti sat и с колбасой по 2.20 на знаменах идут во всенародно избранные президенты суверенных республик.

Не могу удержаться и не процитировать, как В. Бутромеев решает вопрос о старшинстве среди братских восточнославянских народов: “Старшим братом было принято считать великороссов, по причине их числа и в связи с размерами занимаемых ими пространств. Старшинство у них оспаривали малороссы, ссылаясь на то, что им надоело быть младшими, а также потому, что они не хотят ни в чем уступать москалям — так на Украине принято называть великороссов.

Так как спор между великороссами и малороссами затянулся и неизвестно, когда он закончится, я решил назначить старшим братом белорусов. Во-первых, потому, что нет надежды дождаться окончания вышеупомянутого спора. Во-вторых, хочется сделать что-нибудь приятное землякам. Ну а в-третьих, для этого есть очень веская причина.

Дело в том, что когда три народа получали свидетельства о рождении, выписанные 862 годом, то Полоцк, столица белорусов, находился как раз между Новгородом и Киевом, то есть посередине. По правую руку от него — средний. По левую — младший.

Вот вам и решение вопроса”.

С мнением автора рецензент полностью солидарен. И это не все.

По нашему мнению, более серьезной книги по геополитике, чем эта, трудно найти. “Легкомысленное” сочинение Бутромеева не что иное, как попытка напомнить нам о том, что чреватый кровопролитием возврат к национальным корням всегда начинался с замещения истории романтической беллетристикой, что именно к ней восходят писания национальных идеологов, что история сама по себе, в своей сырой “долитературной” стадии идеологически и эстетически нейтральна, а посему может быть использована для обоснования любой национальной идеологии.

Василий Костырко

 

 





Пользовательское соглашение  |   Политика конфиденциальности персональных данных

Условия покупки электронных версий журнала

info@znamlit.ru